1954 год. Юбилейная выставка картин Владимира Константиновича Яновского

Симферополь, помещение ССХ Крыма (Горького 3), экспонировалась с 21 февраля по 7 марта 1954 года.

 

ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКА В. К. ЯНОВСКОГО. Бахчисарай, помещение Музея пещерных городов, экспонировалась с 1 мая по 25 мая 1953 года.

Организована и финансировалась Музеем пещерных городов. Работы отбирались директором Музея, представителем Райкома КПСС и по желанию автора. На выставке экспонировалось 58 произведений живописи. Большинство работ выполнено акварелью.

Выставку за период экспонирования посетило 12.000 человек. Проведено более 145 экскурсий.

 

ВЫСТАВКА КАРТИН ХУДОЖНИКА В. К. ЯНОВСКОГО

[Крымская правда. 1953. 9 мая]

В Бахчисарае открылась выставка картин старейшего крымского художника Владимира Константиновича Яновского.

Многочисленные работы, представленные на выставке, свидетельствуют о мастерстве художника-реалиста, правдиво и любовно отражающего в картинах пейзажи родного Крыма, мирную созидательную работу трудящихся.

В картинах “Весна в Ялте”, “Дорога на Севастополь” художник показывает современный пейзаж нашего края. Цветет сирень, вдалеке раскинулась красавица Ялта – город здравниц.

Многие картины посвящены Великой Отечественной войне. Особого внимания заслуживает “Партизанская тропа”, изображающая героическую борьбу крымских партизан с немецко-фашистскими захватчиками.

Выставку посещают трудящиеся Бахчисарая и экскурсанты.

                                                                                 Н. ЧУРИЛОВ, С. ЗАХАРОВ

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Правления ССХ Крыма

от 6 июня 1953 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 102. Л. 19-28]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Ответственный секретарь Правления АПАНОВИЧ В. А., Зам. председателя СМЕРЧИНСКИЙ Л. С. и БЕРНАДСКИЙ В. Д.; члены Правления – ПРОХОРОВ К. А., ВЛАДИМИРОВ С. И., ЦВЕТКОВА В. П.; художники – БЕРЕГОВОЙ А. И., ТАИРОВ Н. Х., КРЕСЛОВ А. С., АРЖЕКАЕВ Б. А.

  1. IV. СЛУШАЛИ: О персональной выставке художника В. К. ЯНОВСКОГО и выставках отчетах художников участников творческих групп-графиков – ТАИРОВА Н. Х. и ГРАБОВЕЦКОГО Э. М.; и маринистов – ЗАХАРОВА Ф. З., БОРТНИКОВА Н. Ф., ВЛАДИМИРОВА С. И., ПРОХОРОВА К. А., СТОЛЯРЕНКО П. К. и МЯСНИКОВА П. М.

АПАНОВИЧ В. А. – Предлагает организовать персональную выставку художника Яновского В. К. к 15 июня с. г. Выставки отчеты художников-графиков и выставки отчеты художников-маринистов к 1 июля, раздельно. (…) По выставке Яновского ответственность за ее организацию и проведение возложить на члена Правления художника Владимирова, т. к. это согласно распределения обязанностей между членами Правления является его участком.

ВЛАДИМИРОВ С. И. – Категорически отказывается заниматься организацией выставки Яновского, мне нужно работать. Как зарабатывать деньги на жизнь, так и работать творчески. Вообще убедительно прошу до осени меня не беспокоить, т. к. я сейчас только как говорится набрал инерцию для творческой работы и прошу мне ее не срывать. Я не могу по 15 дней заниматься организацией выставки.

АПАНОВИЧ В. А. – Я считаю такое поведение и отказ Владимирова от от выполнения поручения по организации выставки недостойным не только члену Правления, но и члена Союза. Мы все имеем определенные обязанности перед коллективом, членами которого состоим. И должны их выполнять. Каждый художник должен работать творчески, но это надо сочетать и с выполнением общественных поручений. А у Владимирова все получается иначе: для него все, а от него для коллектива ничего. Он видите-ли набрал “инерции”, “его не беспокойте”, он работает, “вдохновляется” и тому подобное. Считаю, что с такими настроениями художник не может быть членом Правления.

БЕРНАДСКИЙ В. Д. – Нельзя ставить так вопрос. Художник Яновский с удовольствием откроет свою персональную выставку. Ему только об этом сказать. И совсем не обязательно Владимирову ехать в Бахчисарай, туда можно только послать машину товарищества и она привезет все работы Яновского.

ВЛАДИМИРОВ С. И. – Пусть Апанович мне не угрожает. Я его не боюсь. Я просил меня не избирать в состав Правления, т. к. я не могу выполнять отвлекающие от основной работы поручения, мне нужно нужно работать творчески, я и так очень отстал, а совмещать организационную работу с творческой я не умею. Я могу уделить не более 2-3 дней, а мне предлагают работу на 15 дней. Я должен ходить и к столярам в товарищество к шоферу, ездить в Бахчисарай, может быть еще и развешивать картины? Это отнимает много времени.

АПАНОВИЧ В. А. – Считаю, что организатор выставки или ответственный за нее может и должен ходить и заниматься этим делом, если потребуется. Что-же тут позорного в том если Вы пойдете к столярам и дадите заказ на подрамники и рамы. Вы любите, что-бы другие работали, а самому быть в стороне. Организовывая персональную выставку мы как бы проявляем заботу, внимание к художнику, чтим его труд и таким разговорам как это у Владимирова вовсе не должно быть места.

ПРОХОРОВ К. А. – Мы все поможем Сергею Исидоровичу в работе. Он может быть не понимает в чем заключается организация выставки. Неужели мы члены Правления здесь на месте будем в стороне от организации выставки. Ехать ему в Бахчисарай и сопровождать картины Яновского совсем не обязательно. Нужно только организовать выставку и мы все ему в этом поможем. Почему его делать обязательно ответственным за выставку, когда можно всем членам Правления заняться эти вопросом.

АПАНОВИЧ В. А. – За каждое проводимое мероприятие кто-то должен отвечать, а не все вообще. Поэтому я предложил Владимирову возглавить организацию этой выставки. Да может быть ему придется поехать в Бахчисарай, поговорить с художником Яновским, просмотреть работы, отобрать, отправить в Симферополь и организовать здесь обрамление и развеску. Все это не займет 15 дней, как говорит Владимиров, а всего 1-2 дня. И он прекрасно сам понимает, и незачем это утрировать.

БЕРНАДСКИЙ В. Д. – Апанович очень горячий человек, он не объяснит толком, а поднимает крик. Нам не нужны все эти разговоры. Цель и задача художника это это его творческая работа. Все остальное не главное в жизни художника. Поэтому нужно сочетать работу художника с поручением. И если художник говорит, что он не может уделить внимания этому поручению времени, то не нужно ему поручать. Надо было объяснить Владимирову, что это не займет много времени и он бы сам согласился выполнить эту работу. А администрировать незачем, это не армия и не производство. Мы свободные люди. И если поручение мешает в данное время творческой работе художника, то это нехорошо.

АПАНОВИЧ В. А. – Я возмущен отношением членов Правления к поведению Владимирова. Если согласится с Вашим мнением, то получается, что мы не должны проводить никаких мероприятий только лишь потому, что все заняты творческой работой и эти поручения мешают нам ее делать. Считаю необходимым осудить поведение Владимирова на Правлении. Организатору должно быть самому ясно сколько это займет времени, фигурировать какими-то 15-ю днями, это значит заранее идти наперекор.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Провести персональную выставку художника В. К. Яновского в помещении ССХ Крыма, сроком 10 дней. Открытие выставки назначить на 15 июня.
  2. Ответственность за организацию и проведение выставки возложить на члена Правления Владимирова С. И. (…)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Правлению ССХ Крыма от В. К. Яновского

от 31 августа 1953 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 102. Л. 48]

В ноябре месяце 1903 года в Ялте в помещении Курзала была открыта выставка группы художников, в числе участников этой выставки был и я. В текущем году 20.11 1953 года исполняется 50 лет со дня моего первого участия в моей жизни, публичного признания меня как художника. Прошу Правление ССХ Крыма на основании Вашего решения о проведении моей персональной выставки, открытие последней приурочить к этой памятной для меня и начала моего творчества дате.

 

ПРОТОКОЛ

Объединенного заседания Правления ССХ Крыма и Правления Крымского отделения Художественного фонда СССР

от 9 сентября 1953 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 102. Л. 67-68]

  1. IV. СЛУШАЛИ: Заявление художника В. К. ЯНОВСКОГО о проведении его персональной выставки 20 ноября с. г., как юбилейной, 50-летия со дня его первого участия в выставке.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Правление постановило провести персональную выставку В. К. ЯНОВСКОГО, приурочив её открытие к 50-летию со дня первого его участия в выставке – 20 ноября 1953 года.
  2. Просить Облисполком и ОК КПСС возбудить ходатайство перед соответствующими организациями о проведении юбилея художника ЯНОВСКОГО и награждении его орденом за заслуги в области изобразительного искусства.
  3. В целях оказания более реальной материальной помощи художнику ЯНОВСКОМУ просить Управление культуры Крымской области приобрести работы художника ЯНОВСКОГО.
  4. Для использования всех возможностей реализации работ художника ЯНОВСКОГО, имеющихся работы в мастерских Фонда выставить в салонах Симферополя и Ялты, обязав директоров мастерских принять все возможные меры для реализации работ художника.

 

ПИСЬМО

Секретарю Крымского Обкома КПСС тов. Горину В. А.

от 14 ноября 1953 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 106. Л. 70-73]

Правление Союза Советских Художников Крыма просит Вас дать санкцию на проведение юбилейной выставки старейшего художника Крыма ЯНОВСКОГО Владимира Константиновича, приуроченной к пятидесятилетию его выставочной деятельности.

Выставка будет экспонироваться в помещении Симферопольской картинной галереи в 20 числах ноября с. г.

Примерный список работ художника Яновского прилагается.

ПОДПИСЬ:                             Председатель ССХ Крыма Бортников Н. Ф.

 

СПИСОК

работ художника Яновского В. К. для персональной выставки, посвященной 50-летию его выставочной деятельности

АКВАРЕЛЬ:

  1. НАЧАЛЬНИК ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА НА РАЗВЕДКЕ.
  2. РАЗВЕДКА.
  3. В ОБХОД НЕПРИЯТЕЛЬСКОЙ ЗАСТАВЫ.
  4. СНЕГ ИДЕТ.
  5. ЯЛТА. РЕЧКА УЧАН-СУ. 1910.
  6. ЗИМА.
  7. ОРЕХОВЫЙ САД.

8-9. СТАРЫЙ ГОРОД.

  1. ИСТОЧНИК КОЛХОЗА ОРТАЛАН.
  2. ЯЛТА. КАБОТАЖНАЯ ПРИСТАНЬ. НОЧЬ. 1921.
  3. ПОХОД ВЛАДИМИРА НА КОРСУНЬ.
  4. УЛОЧКА В ГУРЗУФЕ. 1916.
  5. БАХЧИСАРАЙ. УЛИЦА. 1925.
  6. ГОРНАЯ БАЛЛАДА.
  7. БАХЧИСАРАЙ. ГОРОДСКИЕ ВОРОТА.
  8. НОЧЬ В ГОРАХ.
  9. КОНКУРСНЫЙ НАТЮРМОРТ. 1919.
  10. ПУШКИН У МАВЗОЛЕЯ ПОТОЦКОЙ.
  11. УЗБЕК У МИКРОФОНА. 1 вариант.
  12. УЗБЕК У МИКРОФОНА. 2 вариант.
  13. СКАЗКА ИЗ 1001 НОЧИ. 1 вариант.
  14. СКАЗКА ИЗ 1001 НОЧИ. 2 вариант.
  15. РАССКАЗЧИЦА ВОСТОЧНЫХ СКАЗОК.
  16. ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП.
  17. ТРЕВОЖНЫЕ ВЕСТИ. 1917.
  18. ЭСКИЗ К СКАЗКЕ 1001 НОЧЬ.
  19. УЛИЦА В БАХЧИСАРАЕ. 1 вариант.
  20. УЛИЦА В БАХЧИСАРАЕ. 2 вариант.
  21. ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ.
  22. ПОРТРЕТ СЕКРЕТАРЯ ВОСТОЧНОГО МУЗЕЯ В ЯЛТЕ.
  23. МОЛОТЬБА. КОЛХОЗ ИМ. ИЛЬИЧА. 1925.
  24. БАХЧИСАРАЙ. 1914.
  25. ДОРОГА СЕВАСТОПОЛЬ-СИМФЕРОПОЛЬ.
  26. ЯЛТА ВЕСНОЙ.
  27. БАХЧИСАРАЙ. ФОНТАН СЛЕЗ.
  28. НОЧЬ В ГОРАХ. ПАРТИЗАНСКИЕ МЕСТА.
  29. ВЕСНА. САДЫ ТУРБАЗЫ БЛИЗ БАХЧИСАРАЯ.
  30. НАТЮРМОРТ. РОЗЫ.
  31. ДЕТДОМ БЛИЗ БАХЧИСАРАЯ. 1 вариант.
  32. ДЕТДОМ БЛИЗ БАХЧИСАРАЯ. 2 вариант.
  33. ДОРОГА НА ЧУФУТ-КАЛЕ. Экспонат Республиканской выставки.
  34. ЯЛТА С МАССАНДРОВСКОГО ПАРКА.
  35. ДЕРЕВНЯ КОЛХОЗА ИМ, ЧКАЛОВА.
  36. МОГИЛА НАЧАЛЬНИКА ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА СИЗОВА. В ГОРАХ.
  37. НАШИ ВОЕННЫЕ СУДА ПРОХОДЯТ ЧЕРЕЗ БОСПОР. 1944.
  38. ОЛЕГ У ЦАРЬГРАДА.
  39. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ УРОЖАЙ. СОВХОЗ ИМ. ЧКАЛОВА.
  40. ЕКАТЕРИНА II В БАХЧИСАРАЕ.
  41. ВЪЕЗД ЕКАТЕРИНЫ II В БАХЧИСАРАЙ.
  42. ШОРНИК КОЛХОЗА. 1928.
  43. КОРАБЛЬ С ПУШКИНЫМ ОГИБАЕТ МЫС МЕДВЕДЬ-ГОРА.
  44. МАРИЯ РАЕВСКАЯ С ПУШКИНЫМ В ПАРТЕНИТЕ.
  45. ЕКАТЕРИНА РАЕВСКАЯ С ПУШКИНЫМ.
  46. ПУШКИН С РАЕВСКОЙ.
  47. ПУШКИН В БАХЧИСАРАЕ У ФОНТАНА СЛЕЗ.
  48. У МАВЗОЛЕЯ.
  49. ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. 1926.
  50. АВТОПОРТРЕТ. 1926

РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ МАСЛОМ:

  1. ШТУРМ САПУН-ГОРЫ СОВЕТСКИМИ ВОЙСКАМИ.
  2. НАШИ ТАНКИ НА ПОДСТУПАХ К СЕВАСТОПОЛЮ.
  3. НАША АРТИЛЛЕРИЯ БЬЕТ ПО НЕПРИЯТЕЛЮ В СЕВЕРНОЙ БУХТЕ.
  4. НАША АВИАЦИЯ УНИЧТОЖАЕТ НЕПРИЯТЕЛЬСКИЕ СУДА В БУХТЕ.
  5. НАША АВИАЦИЯ УНИЧТОЖАЕТ НЕПРИЯТЕЛЬСКИЕ СУДА. НОЧЬЮ БЛИЗ СЕВАСТОПОЛЯ.
  6. ВТОРОЙ ВАРИАНТ НОЧНОГО БОЯ. Находится в Музее краеведения.
  7. ХОЗЯЕВА ЧЕРНОГО МОРЯ. КОРАБЛИ ИДУТ К РОДНОМУ ГОРОДУ.
  8. НОЧЬ. ГУРЗУФ. ВИД С ПАРКА.
  9. УТРО В БАХЧИСАРАЕ.
  10. ПОСОЛЬСКИЙ ДВОРИК В БАХЧИСАРАЕ.
  11. КРЫМСКИЕ ГОРЫ. ПАРТИЗАНСКИЕ МЕСТА.
  12. ВИД НА МЕДВЕДЬ-ГОРУ С АРТЕКА.
  13. КОЛХОЗНАЯ ВЕСНА.
  14. ОСЕНЬ. ЧУФУТ-КАЛЕ.
  15. ПОДЪЕМ К ДВОРЦУ-МУЗЕЮ.
  16. ШКОЛЬНИКИ НА УРОКЕ РИСОВАНИЯ. Этюд.
  17. ДВОРЕЦ-МУЗЕЙ. 1914.

РАБОТЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В МУЗЕЯХ:

Феодосийская картинная галерея – 2 акварели;

Алуштинский краеведческий музей – 2 акварели;

Бахчисарайский музей пещерных городов – акварель ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД С ВИДОМ НА ДОЛИНУ;

Старо-Крымский краеведческий музей – 5 акварелей;

Симферопольская картинная галерея – акварель УТРО В БАХЧИСАРАЕ;

Севастопольская картинная галерея — акварель ПАСЕКА и СУШКА ТАБАКА;

Список работ, находящихся в Бахчисарайском дворце-музее прилагается (в деле отсутствует).

 

ЮБИЛЕЙ ХУДОЖНИКА В. К. ЯНОВСКОГО

[Крымская правда. 1954. 2 февраля]

Общественность Крыма отмечает 50-летний творческий юбилей старейшего советского акварелиста Владимира Константиновича Яновского. 78-летний художник состоит почетным членом Союза советских художников Крыма. Проживая в настоящее время в Бахчисарае, он ни на один день, не оставляет кисть, активно участвует на всех крымских областных, а также на Всесоюзных художественных выставках.

С детства проживая в Крыму, художник полюбил крымскую природу юга. После окончания сельской школы, в 1896 году он переезжает в Петербург, где занимается в школе поощрения художеств и работает в одной из фотографий ретушером. Учителями Владимира Константиновича были известные художники того времени Писемский, Афанасьев, Рерих.

Большим событием в жизни Яновского была работа в 1905 году над картиной “Очаков в огне”, посвященной революционным событиям. Картина была выставлена в Ялте в витрине на набережной. Портовые рабочие, городские служащие возбужденно реагировали на гибель Очакова. Полиции было приказано срочно снять картину. Градоначальник вызвал к себе художника и сделал ему суровое предупреждение. Эта картина сохранена автором и находится в настоящее время в фондах областного краеведческого музея.

После Великой Октябрьской социалистической революции В. К. Яновский руководит государственными свободными художественными мастерскими, преподает в школе в Крыму, ведет художественную студию в Бахчисарае. В предвоенные годы художник написал картину “Европа в Азии”, изобразив грабительскую политику английских империалистов.

В. К. Яновский – участник многих Всероссийских выставок в Москве. В его акварелях зрители видели партизанские места в Крыму в годы Отечественной войны, изобилие колхозных садов, сбор урожая, колхозные пасеки.

Несмотря на свой преклонный возраст, художник живо воспринимает окружающую жизнь и передает ее в своих произведениях.

Картины прекрасного мастера акварели В. К. Яновского представлены во многих музеях, санаториях, гостиницах нашей страны. Имеются его произведения в областной картинной галерее и краеведческом музее.

В честь 50-летнего юбилея Союз советских художников Крыма открывает выставку работ В. К. Яновского.

                                                                                              К. ПРОХОРОВ

 

ПИСЬМО

Директору Севастопольской картинной галереи М. П. Крошицкому

копия – Председателю Правления ССХ Крымской области Н. Ф. Бортникову

от 12 февраля 1954 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 119. Л. 9]

Управление Учреждений Изобразительных искусств Главного Управления по делам искусств Министерства Культуры СССР разрешает Вам выдать из фондов Севастопольской картинной галереи во временное пользование Союзу Советских художников Крымской области на срок функционирования персональной выставки произведений Яновского следующие его произведения:

  1. “Пасека” № Г-789
  2. “Сушка табака” № Г-790

Передачу необходимо оформить актом, в котором оговорить гарантию полной сохранности произведений и своевременный возврат их Севастопольской картинной галереи.

ПОДПИСЬ:                                                       Начальник Управления Учреждений

                                                                                    Изобразительных искусств П. Сысоев

 

ПИСЬМО

Директору Симферопольской картинной галереи В. А. Полякову

копия – Председателю Правления ССХ Крымской области Н. Ф. Бортникову

от 12 февраля 1954 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 119. Л. 10]

Управление Учреждений Изобразительных искусств Главного Управления по делам искусств Министерства Культуры СССР разрешает Вам выдать из фондов Симферопольской картинной галереи во временное пользование Союзу Советских художников Крымской области на срок функционирования персональной выставки произведений Яновского акварель “Утро в Бахчисарае”  инв. № 599

Передачу необходимо оформить актом, в котором оговорить гарантию полной сохранности произведений и своевременный возврат их Симферопольской картинной галереи.

ПОДПИСЬ:                                                       Начальник Управления Учреждений

                                                                                    Изобразительных искусств П. Сысоев

 

ПЛАН

Выставки персональной юбилейной выставки художника-акварелиста ЯНОВСКОГО Владимира Константиновича

в помещении ССХ Крыма, ул. Горького №3, открытие 21 февраля 1954 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 118. Л. 9-12]

РАБОТЫ, ВЗЯТЫЕ ИЗ ЭКСПОЗИЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА-МУЗЕЯ:

  1. Ущелье колхоза им. Чкалова (Б., акв.; 79х56)
  2. Старый Бахчисарай (Б., акв.; 64х62)
  3. Чуфут-Кале. Осень (Б., акв.; 79х66)
  4. Шалаш партизана (Б., акв.; 36,5х27,5)
  5. В горах Таври (Б., акв.; 27,5х33,5)
  6. Стоянка партизан у речки Пискура (Б., акв.; 29,6х45) – вычеркнута из списка
  7. Чертов Яр. Стоянка партизан (Б., акв.; 35,7х64)
  8. Речка у Чертова Яра (Б., акв.; 41,5х67,7)
  9. Партизаны в дозоре (Б., акв.; 27х34)
  10. Старый Бахчисарай (Б., акв.; 56х43)
  11. Шагин-Гирей у Суворова в Севастополе (Б., акв.; 67х20) – вычеркнута
  12. Бахчисарай со старой гравюры (Б., акв.; 41х29)
  13. Часть жилого дома в Константинополе (Б., акв.; 18х13,5) – вычеркнута
  14. Взятие Азова при Петре I . 1696 г. (Б., акв.; 18х13,5)
  15. Военный фрегат Петра I (Б., акв.; 18х13,5) – вычеркнута
  16. Гурзуф (Б., акв.; 21х12)
  17. Пушкин в Бахчисарае (Б., акв.; 103х50)
  18. Дворец-музей в Бахчисарае (Б., акв.; 53х76)
  19. Утро в Бахчисарае (Б., акв.; 103х50)
  20. Речка Пискура. Партизанские места (Б., акв.; 28х28) – вычеркнута
  21. Портрет адмирала Ушакова Ф. Ф. (Б., акв.; 20х20)

ИЗ ЭКСПОЗИЦИИ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ:

  1. Пасека (1948. Б., акв.; 44х60)
  2. Сушка табака (1947. Б., акв.; 75х55)

ИЗ ЭКСПОЗИЦИИ СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ:

  1. Утро в Бахчисарае (1948. Б., акв.; 53х109)

ИЗ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ПЕЩЕРНЫХ ГОРОДОВ:

  1. Владимир и Анна выезжают из Херсонеса (1953. Б., акв.; 72х128)
  2. Эски-Кермен (1953. Б., акв.; 60х83)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЛИЧНО ХУДОЖНИКУ:

  1. Наша артиллерии я под Севастополем (1944. Масло; 136х75)
  2. Ночь. Гурзуф (1947. Масло; 40х135)
  3. Штурм Сапун-горы (1945. Масло; 50х96)
  4. Хозяева Черного моря (1944. Масло; 100х104)
  5. Дворец-музей (1949. Масло; 96х70)
  6. Наша ави ация при освобождении Севастополя (1944. Масло; 60х120)
  7. Этюд. Бахчисарай (1948. Масло; 60х70)
  8. Чуфут-Кале (1949. Масло; 65х130)
  9. В горах Таври (1948. Масло; 50х120)
  10. Ночной разгром неприятеля (1945. Масло; 63х199)
  11. Утро в Бахчисарае (1946. Масло; 60х100)
  12. Наши танки на подступах к Севастополю (1944. Масло; 130х100)

Из серии акварелей “Колонизаторы в Азии”:

  1. Англичане на базаре в Бейруте 1938. Б., м.; 63х47)
  2. Англичане вывозят богатства из Калькутты (1938. Б., акв.; 65х45)
  3. Восстание в Индии против поработителей (1949. Б., акв.; 35х24)
  4. Восстание в Индии против поработителей (1949. Б., акв.; 26х35)
  5. Перед микрофоном (1936. Б., акв.; 33х26) – вычеркнута
  6. Перед микрофоном (1936. Б., акв.; 36х34) – вычеркнута
  7. Дервиш. Фанатик (1920. Б., акв.; 28х22)

*******************

  1. Портрет Сухозерского С. (1920. Б., акв.; 30х47)
  2. Гурзуф (1930. Б., акв.; 34х48)
  3. В горах близ Чуфут-Кале (1927. Б., акв.; 22х31)
  4. Ночка в лесу (1948. Б., акв.; 34х28)
  5. Зима в Ялте (1910. Б., акв.; 40х34)
  6. Зима в Ялте. Речка Учан-Су (1910. Б., акв.; 20х36)
  7. Поток речки Орталан (1920. Б., акв.; 31х34)
  8. Окрестности Ялты. Скворцовка (1924. Б., акв.; 32х28)
  9. Владимир направляется в Херсонес (1929. Б., акв.; 16х44)
  10. Владимир направляется в Херсонес (1928. Б., акв.; 14х37)
  11. Старый ореховый сад (1950. Б., акв.; 30х41)
  12. Там где вечно плещет море (1952. Б., акв.; 52х67) – вычеркнута
  13. Ночь в Ялте (1904. Б., акв.; 27х37)
  14. Закат (1919. Б., акв.; 32х26)
  15. Зима (1925. Б., акв.; 31х41)
  16. Вид окрестностей Ялты (1924. Б., акв.; 35х27) – вычеркнута
  17. Ночка в Ялте (1904. Масло; 21х32)
  18. Декоративный (1914. Б., акв.; 38х59)
  19. Автопортрет (1917. Б., акв.; 35х26)
  20. Южный берег Крыма (1920. Б., акв.; 34х46)
  21. Портрет Павленко П. А. (1950. Б., акв.; 24х20)
  22. Зима (1926. Б., акв.; 26х32) – вычеркнута
  23. Партизанский шалаш (1948. Б., акв.; 20х15)
  24. Пушкин у Мавзолея (1952. Б., акв.; 50х40)
  25. Рындин (1934. Б., акв.; 14х18)
  26. Могила Сизова (1948. Б., акв.; 32х54)
  27. Колхозный шорник (1924. Б., акв.; 47х38)
  28. На юге Крыма (1936. Б., акв.; 29х41)
  29. Аю-Даг (1938. Б., акв.; 38х42)
  30. Южный берег (1938. Б., акв.; 33х43)
  31. Федоренко. Командир бригады (1954. Б., акв.; 33х23)
  32. Екатерина II в Бахчисарае (1945. Б., акв.; 23х33)
  33. Социалистический урожай (1925. Б., акв.; 37х48)
  34. Партизаны. В обход неприятеля (1953. Б., акв.; 38х48)
  35. В дозоре (1952. Б., акв.; 32х23)
  36. Тревожные вести (1920. Б., акв.; 50х50)
  37. Автопортрет (1917. Б., акв.; 27х28)
  38. Олег у Царьграда (1946. Б., акв.; 40х55)
  39. Детский дом. 1-й вариант (Б., акв.; 42х49)
  40. Наши суда в Дарданеллах (1927. Б., акв.; 16х46)
  41. Приезд Екатерины II (1949. Б., акв.; 34х76)
  42. Детский дом. 2-й вариант (Б., акв.; 43х54)
  43. Место штаба партизан (1950. Б., акв.; 66х51)
  44. Партизанская тропа (1948. Б., акв.; 40х65)
  45. Шторм у берегов Ялты (1908. Масло; 60х217)
  46. Партизан за воспоминаниями из дневника (1954. Б., акв.; 30х31)
  47. Закат. Окраина Ялты (1938. Б., акв.; 49х44)

По материалам раскопок Инкермана:

  1. Кувшин (Б., акв.; 21х23)
  2. Кувшин (Б., акв.; 28х36)
  3. Кувшин медный (Б., акв.; 21х30)
  4. Стеклянный кувшин (Б., акв.; 18х27)
  5. Бляха (Б., акв.; 16х25)
  6. Осенний пейзаж (Б., акв.; 50х65)
  7. Бляха (Б., акв.; 18х27)
  8. Дворец-музей в Бахчисарае (1925. Масло; 50х65)
  9. Колхоз им. Ильича (1926. Б., акв.; 25х35)
  10. Бахчисарай (Б., акв.)
  11. Васильевка (Б., акв.)
  12. Ворота Екатерины II (Б., акв.)
  13. Осень в Бахчисарае (Б., акв.)
  14. “Очаков” в огне (1905. Масло)
  15. Вид на Ай-Петри (1953. Б., акв.)
  16. Мыс Фиолент (1953. Б., акв.)
  17. Львиная терраса (1953. Б., акв.)
  18. Алупка. Парк (1953. Б., акв.)
  19. Осенние мелодии (1953. Б., акв.)
  20. Берег моря (1953. Б., акв.)
  21. Ливадия (1953. Б., акв.)
  22. Вид с Ай-Петри (1953. Б., акв.)
  23. Долина колхоза Чапаева (1946. Б., акв.)
  24. Берег моря (1952. Б., акв.)
  25. Утро (1953. Б., акв.)
  26. Вечер (1953. Б., акв.)
  27. Ночь (1953. Б., акв.)
  28. Ласт043Eкино гнездо (1953. Б., акв.)
  29. Море (1953. Б., акв.)

 

ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН В. К. ЯНОВСКОГО

[Крымская правда. 1954. 3 марта]

В Симферополе, в помещении Крымского отделения Союза советских художников открыта юбилейная выставка картин В. К. Яновского.

Крымчане хорошо знают и ценят творчество одного из старейших крымских художников, пятьдесят лет своей жизни посвятившего искусству. В акварелях, выполненных с большим мастерством, В. К. Яновский запечатлел прекрасные уголки крымской природы, памятные исторические места, подвиги партизан в Великой Отечественной войне. Посетители подолгу останавливаются возле лучших работ художника: “Старый Бахчисарай”,  “Партизанская тропа”, “Зима в Ялте 1910 г.”, “Южный берег Крыма”.

В. К. Яновскому свойственно оптимистическое восприятие природы. В его акварелях много солнца, света, ярких красок. Художник умеет по-новому показать зрителю знакомые ему виды, вызвать определенное настроение.

Большой интерес представляют работы В. К. Яновского на исторические темы. Из них особенно хочется отметить картины, посвященные прошлому Бахчисарая.

Посетители выставки – студенты, рабочие, воины Советской Армии – оставляют записи в книге отзывов. Строгие ценители искусства тут же дружески указывают юбиляру на отдельные недостатки в его работах. Некоторые большие полотна, исполненные маслом (“Танки на подступах к Севастополю, 1944 г.”, “Наша авиация при освобождении Севастополя” и др.), написаны ниже возможностей автора.

Справедливые упреки адресуют посетители организаторам выставки из Союза художников Крыма: подписи к картинам пестрят грамматическими ошибками.

За несколько дней творческую выставку В. К. Яновского посетили тысячи жителей Симферополя.

 

ПИСЬМО

Начальнику Областного Управления культуры Шилину Е. Н.

от 11 марта 1954 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 119. Л. 11]

Союз Советских Художников Крыма в целях укрепления фондов изобразительного искусства области рекомендует для приобретения в Симферопольскую и Севастопольскую картинную галерею в отдел Крымских художников работы старейшего советского акварелиста, художника Владимира Константиновича ЯНОВСКОГО.

Пользуясь случаем юбилейной выставки и учитывая его тяжелое материальное положение художника – мы не можем пройти мимо замечательных акварелей этого скромного мастера.

В целях приобретения, Союз Советских Художников Крыма рекомендует лучшие, представляющее музейную ценность акварели:

  1. “Зима в Ялте. 1910 г.”
  2. “Осенние мелодии”
  3. “Место гибели партизана Сизикова”
  4. “Партизанская тропа”
  5. “Гурзуф”
  6. Этюд “Утро в Бахчисарае”

ПОДПИСЬ:                         Председатель Правления ССХ Крыма Бортиков Н. Ф.

 

ПИСЬМО

Председателю ССХ Украины

от 20 марта 1954 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 119. Л. 14]

Союз Советских Художников Крыма и общественность Крыма отметили в феврале 1954 года юбилей 50-летней творческой деятельности старейшего художника Крыма, замечательного акварелиста Владимира Константиновича ЯНОВСКОГО.

Правление ССХ Крыма ходатайствует через Президиум ССХ Украины об издании монографии Владимира Константиновича ЯНОВСКОГО.

ПОДПИСИ:                            Председатель Правления ССХ Крыма Бортников Н. Ф.

                                                                         Ответственный секретарь Прохоров К. А.

 

ПИСЬМО

Президенту Академии Художеств СССР,

Народному художнику СССР Герасимову А. М.

от 6 апреля 1954 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 119. Л. 15]

Уважаемый Александр Михайлович!

Правление ССХ Крыма, в связи с пятидесятилетней творческой деятельности старейшего художника-акварелиста Яновского Владимира Константиновича, возбудило ходатайство о назначении ему персональной пенсии Республиканского значения.

Крымский Обком КПУ и Облисполком просят предоставить документы, подтверждающие заслуги В. К. Яновского перед государством.

В январе 1922 года Яновский В. К. по поручению Крым ЦИКа личной просьбе Д. А. Фурманова был организатором выставки продукции сельского хозяйства и промышленности Крыма к открытию IX съезда Советов в г. Москве.

К сожалению из документов, сохранившихся у В. К. Яновского, остался лишь ордер на право занятия помещения в Доме Советов и личная записка Д. А. Фурманова.

Правление ССХ Крыма будет Вам очень благодарно, если Вы посоветуете куда следует обратится для получения официального документа, подтверждающего участие В. К. Яновского в организации указанной выставки.

                                                                 С уважением Н. Ф. Бортников

 

ПИСЬМО

Музею Украинского Искусства

от 6 апреля 1954 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 119. Л. 17]

Уважаемый товарищ Веймар!

В связи с пятидесятилетием творческой деятельности старейшего художника-акварелиста Владимира Константиновича ЯНОВСКОГО Правление ССХ Крыма возбудило ходатайство о назначении ему персональной пенсии Республиканского значения.

Для назначения пенсии в Обком КПУ и Облисполком просят нам необходимо предоставить документы, подтверждающие заслуги В. К. Яновского перед государством.

Большое значение имели-бы документы характеризующие общественную и творческую деятельность В. К. Яновского в первые годы после Октябрьской революции.

Правление Союза обращается к Вам с просьбой помочь узнать адрес бывшего комиссара Юр-отдела гор. Ялты тов. ЛЕППА-РОЗЕНБЕРГ Федора Яковлевича, знающего В. К. Яновского в период 1917-20 г. г. и проживающий в настоящее время в Москве, и попросить его от имени В. К. Яновского и Правления ССХ Крыма подробно охарактеризовать общественно-творческую деятельность В. К. Яновского в эти годы  и выслать в адрес нашего Союза

С уважением                                                                           Н. Ф. Бортников

 

АВТОБИОГРАФИЯ

ЯНОВСКОГО Владимира Константиновича

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 119. Л. 1-3]

Родился в деревне Орталан Белогорского района в 1876 году 15 апреля. Родители мои батраки. Отец умер в этом же году, о котором я знаю со слов матери-крестьянки. В 13 лет был отдан фотографу в гор. Ялте Семенову на 4 года для обучения фото-делу.

По окончании срока обучения с 1894 года поступил на службу к фотографу Орлову, собрав некоторую сумму денег, выехал в Петербург  и с 1896 года поступил в обучение в художественную школу Общества Поощрения Художеств. Для существования занимался ретушью в фотографиях, и одновременно учусь в школе.

В 1904 году возвращаюсь в Ялту (по болезни) и пишу этюды и редко позволяю себе писать картины, существую от заработка по ретушированию. В 1905 году в день восстания на крейсере “Очаков” (накануне я был в Севастополе) пишу первую большую картину на тему “Очаков в огне”. Картина была выставлена на витрине магазина Зембовского, картина произвела на массу рабочих большое впечатление, так-же были организованы рабочие митинги, вот за эту картину было у меня столкновение с градоначальником г. Ялты, последний потребовал что-бы она у меня была немедленно уничтожена, но я сумел картину запрятать (но фотографии с нее были распространены в массовом виде фотографом Кителем). За нее я был вызван в полицейское управление, где в присутствии жандармского ротмистра Попова меня опросили к какой партии я принадлежу, на что я ответил, что градоначальник должен знать каждого гражданина города. Картина эта и теперь находится у меня, но в более законченном виде. Свидетель о вышесказанном в настоящее время проживает в г. Симферополе. С 1914 года участвую своими акварельными работами на выставках Общества русских акварелистов в здании Общества поощрения художеств, писал о моих работах художник-критик Цветаев. Ряд выставок, устроенных Сергеем Маковским в Ялте, пользовались успехом. Мои акварели на этих выставках имели хорошие отзывы. В 1917 году по моей инициативе Союз художников, архитекторов и инженеров, я был избран делегатом от Союза вести дела по всем организациям (имею мандат).

По просьбе Ялтинского политбюро организовал Восточный музей. Заведовал Государственными художественными мастерскими, работал хранителем Восточного музея (имею документы).

При Комиссии по изъятию художественных ценностей (из дворцов Ливадии, и домов бывших князей и др.) был экспертом художественных ценностей (имею мандат). В 1920 году с декабря по 5 января был командирован в г. Москву по устройству Крымской выставки IX съезду Советов (имею документ). Заведуя Государственными мастерскими в Ялте руководил всеми работами по организации украшения города к торжественным дням: гирляндами, флагами, лозунгами, плакатами и т. д.

В 1918 году по занятии белыми города, у себя на квартире скрывал комиссара агитации Корша. Сумел защитить его от коменданта белых. В 1919 году сестре комиссара Юр-отдела Лепте, отдал все свои сбережения и тайно от коменданта белых достали паспорт (в комендатуре), после чего комиссар Юр-отдела Лепта Федор Яковлевич был скрытно доставлен в мою квартиру с г. Балаклавы, он у меня скрывался, пока не донесли в комендатуру белых, я сумел его перепроводить в Феодосию к своему знакомому, где он и дождался прихода наших (Советской армии). До Отечественной войны Лепта уже Розенберг был преподавателем в военных Академиях Москвы. Где он теперь не знаю. Имею от него письма.

К 10-летию СССР на выставке в Симферополе дал одну картину (вариант) “Последний залп с крейсера “Очаков””.

В дни оккупации работал учителем рисования в средней школы и для существования писал картинки-пейзажи, виды ханского дворца-музея. Узнав, что бывший директор школы Андреев в плену, я совместно с учительницами Рецкевич и Ярушевич – передавал ему продукты питания. Вел агитацию среди татар добровольцев предупреждал их, что наши войска скоро придут и что им придется плохо за то, что они служат немцам.

До 1924 года работал в Ялте по линия Союза художников. С 1925 года по 1928 год преподавателем в Художественно-промышленном техникуме народов Востока. С 1928 года по 1950 год учителем рисования и черчения в средней школе в Бахчисарае. Там же руководил художественной студией.

Татарский комитет в период оккупации Крыма предлагал мне работать руководителем студии, но я отказался.

С первых дней победного освобождения нашими Советскими войсками Бахчисарая я пишу эпопею Севастополя, напряженно работая все время. До 20 картин я выставил в Музее пещерных городов г. Бахчисарая – 4 года они украшали Зал Победы и много тысяч военных и граждан посещали выставку, многократно и лично меня благодарили наши моряки и воины. Но чувство неоплаченного долга перед Великим нашим народом заставляет меня день и ночь творить, что в моих силах, взятых опытом многолетнего труда в области живописи.

В своих произведениях я старался показать социалистический урожай в Крыму. Места боев наших партизан. Нашу Ялту – жемчужина Крыма и природу Крыма.

                                                                                                       В. ЯНОВСКИЙ

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

На члена ССХ Крыма, художника Владимира Константиновича ЯНОВСКОГО рождения 1876 года, русский, б/п.

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 119. Л. 4-6]

Владимир Константинович Яновский член ССХ Крыма, активный участник всех Крымских художественных выставок, неоднократный участник Всероссийских выставок в Москве, начал свою творческую деятельность еще в 1903 году, после окончания в Петербурге Школы Общества поощрения художеств, художник связал связал свою жизнь с Крымом.

В 1905 году он создает картину “Очаков в огне”, посвященную революционным событиям во Флоте. Выставленная в витрине магазина на Набережной в г. Ялте картина привлекла толпы народа: рабочих, студентов, служащих и др. Полиция была вынуждена снять картину, а художника вызвать к градоначальнику.

В предреволюционные годы В. К. Яновский Российского общества русских акварелистов, прекрасный мастер пейзажа, участник многих выставок Общества русских акварелистов.

В годы Великой Октябрьской социалистической революции он является одним из организаторов Союза художников, архитекторов и инженеров в г. Ялте, организует Восточный музей, заведует Государственными свободными художественными мастерскими, работает хранителем Восточного музея, работает в Комиссии по изъятию художественных ценностей из дворцов Ливадии и домов бывших князей и т. д.

В 1922 году совместно с Д. Фурмановым организует выставку продукции сельского хозяйства и промышленности Крыма к IX съезду Советов в Москве.

В период занятия Крыма белыми с риском для своей жизни художник В. К. Яновский прятал от белых комиссара Юр-отдела Ялты тов. Ф. Я. Леппа.

Все последующие годы после освобождения Крыма Владимир Константинович работает преподавателем рисования в школах и техникумах, руководит изостудией.

К 10-летию СССР на выставке в г. Симферополе участвует картиной “Последний залп с крейсера “Очаков””.

В предвоенные годы художник пишет серию картин на тему “Европа в Азии” и обнажает грабительскую политику английских империалистов в странах Азии. После Великой Отечественной войны художник создает яркую акварельную серию “По партизанским местам”, где показывает места стоянки партизан, партизанские тропы, крымские леса и т. д.

В акварелях восьмидесятилетнего мастера оптимизм, свежее бодрое восприятие советской действительности.

В. К. Яновский представлен своими произведениями во многих музеях страны, почти во всех музеях Крыма, картинных галереях, санаториях и домах отдыха.

Отмеченный в феврале месяце 1954 года пятидесятилетний юбилей художника был тепло принят общественностью г. Симферополя и области. В адрес юбиляра поступило множество телеграмм, адресов – от областных и городских партийных, советских, военных и др. организаций, от Оргкомитета ССХ СССР, ряда известных советских художников, искусствоведов, писателей и др. лиц.

В произведениях, представленных на юбилейною выставку, принятую с большим вниманием, хорошо раскрыт крымский пейзаж, образ родной природы, выполненных с большим мастерством. Живопись В. К. Яновского глубоко реалистичны и свежи. Особенно тонко Владимир Константинович чувствует природу Крыма, с ней он связан неразрывно, он любит крымские леса, заповедники, побережье Черного моря, горный романтический пейзаж.

Всю свою большую творческую жизнь проживая в Крыму, то в Белогорском районе, то в Ялте, то в Симферополе, Бахчисарае и др. местах. В. К. Яновский изучил Крым; он один из первых художников всесторонне показавших Крымский пейзаж.

Тема Великой Отечественной войны старейший художник посвящает серию работ маслом: “Наши танки на подступах к Севастополю”, “Штурм Сапун-горы” и др.

Как в предвоенные годы, так и после Великой Отечественной войны Владимир Константинович Яновский активно участвует во всех Крымских художественных выставках и на многих Республиканских выставках РСФСР.

Им создано более 29 акварельных картин для Бахчисарайского дворца-музея по темам далекого прошлого Крыма, пейзажи окрестностей с пещерными городами в Бахчисарае, историческая картина “Владимир и Анна в Херсонесе”.

Серия акварелей, посвященная партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны в Крыму: “Партизанская тропа”, “Место штаба партизан”, “Шалаш партизана”, “Речка у Чертово Яра”, “В горах Таврии” и др. В. К. Яновским созданы интересные акварели на сельско-хозяйственные темы: “Сушка табака”, “Сбор урожая в совхозе им. Чкалова”, “Утро в Бахчисарае”, “Весна в Крыму”, “Пасека”.

Подводя итог пятидесятилетней творческой деятельности Владимира Константиновича Яновского, старейшего советского акварелиста, отдавшего полвека служению своим искусством народу – ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ КРЫМА просит возбудить ходатайство перед соответствующими организациями о присвоении звания Народного художника Украинской Советской Социалистической Республики – ЯНОВСКОМУ Владимиру Константиновичу.

10 апреля 1954 года                   Председатель Правления ССХ Крыма Бортников Н. Ф.

 

ПИСЬМО

Председателю Правления Крымского отделения Украинского Союза советских художников Бортникову Н. Ф.

от 14 мая 1954 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 119. Л. 16]

Уважаемый Николай Федорович!

Как мы с Вами договаривались в Киеве, я навела справки в московских архивах (ГТГ, Музее Революции и Литературном музее) относительно возможности получить документацию о работе художника Яновского В. К. по организации выставки к IX Съезда Советов.

Такие справки могут быть получены Правлением вашего Союза или крымскими организациями в Литературном архиве, где хранятся архив Д. Фурманова или Центральном Историческом архиве Октябрьской революции, располагающий всей сохранившейся документацией IX Съезда Советов.

Заинтересованные организации должны направить официальные запросы.

ПОДПИСЬ:                   Старший референт Оргкомитета ССХ СССР Грищенко