1951 год. Республиканская выставка произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР

Москва, залы Московского товарищества художников и Оргкомитета Союза советских художников СССР, была открыта 5 ноября 1951 года.

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Выставочного комитета

от 6 октября 1951 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 84. Л. 81]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: члены Выставкома:

  1. АНАНЬЕВ П. П.
  2. БОРТНИКОВ Н. Ф.
  3. ПОЛЯКОВ В. А.
  4. АПАНОВИЧ В. А.
  5. ВОЛКОВА Т. Г.
  6. СМЕРЧИНСКИЙ Л. С.
  7. ГЕЙНЦ Е. В.
  8. УШАКОВА Л. И.
  9. ТАИРОВ Н. Х.
  10. II. СЛУШАЛИ: Отбор работ на Всесоюзную выставку:

ПОСТАНОВИЛИ: Отобрать на Всероссийскую художественную выставку, ниже – ниже следующие работы художников:

  1. ПАВЛЮЧЕК ИЛЬЯ АНТОНОВИЧ. “У карты великих строек” (Х., м.)
  2. СТЕПАНОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ. “Черноморский флот на страже мира” (Х., м.)
  3. ФОМИЧЕВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА. “И. В. Сталин в Турухановской ссылке” (Х., м.)
  4. ЦВЕТКОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА. “Сирень” (Х., м.)
  5. ЯРОВОЙ СТЕПАН КАЛИНОВИЧ. “И. В. Сталин” (Х., м.)
  6. БАСОВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ. “В мирные дни” (Х., м.)
  7. ДОНСКОЙ ИВАН ФЕОФИЛОВИЧ. “Портрет Заслуженной учительницы средней школы, депутата Верхового Совета РСФСР тов. Яранцевой” (Х., м.)
  8. УШАКОВА ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Бюст “А. Суворов” (Гипс)
  9. СМЕРЧИНСКИЙ ЛЕОНИД СЕМЕНОВИЧ. “Гимнастка” (Гипс тон.)
  10. ФЕДЧУК КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА. Бюст “А. М. Горький” (Гипс)
  11. ПРОХОРОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ. “В полевой лаборатории” (Черная акварель)
  12. ЩЕГЛОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ. “На строительстве Симферопольского водохранилища” акварель
  13. ЯНОВСКИЙ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ. “По партизанским тропам” акварель
  14. ЯНОВСКИЙ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ. “Долина Бахчисарая” акварель
  15. ЯНОВСКИЙ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ. “Весна в Крыму” акварель
  16. ЯНОВСКИЙ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ. “Детский дом в колхозе им. Чапаева” акварель

Работу художника СТОЛЯРЕНКО ПЕТРА КУЗЬМИЧА “Пейзаж с ботом” отправить в Москву. Вопрос помещения работы на Всероссийскую выставку представить на рассмотрение жюри Всероссийской художественной выставки.

 

КАРТИНЫ ЯЛТИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ НА МОСКОВСКОЙ ВЫСТАВКЕ

[Сталинское знамя. 1951. 21 ноября]

В Москве открылась выставка произведений художников, скульпторов и графиков Российской Федерации. В ней впервые участвуют и художники Ялты.

На выставке привлекает внимание большое полотно ялтинского художника В. А. Фербера “Приезд суворовца”, М. М. Степанова представил картину, показывающую мощь нашего Военно-Морского Флота. Мастер натюрморта В. П. Цветкова представлена на выставке большим полотном “Сирень”.

 

О РАБОТАХ КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ

С республиканской художественной выставки в Москве

[Красный Крым. 1951. 1 декабря]

В залах Оргкомитета Союза советских художников и Московского товарищества художников на Кузнецком мосту открыта выставка работ художников Российской Федерации. (…)

Заметное место на выставке занимают произведения крымских художников. Большой интерес вызывает картина Ю. Волкова “Херсонесский тупик”. Ее отличает оригинальность замысла, смелое композиционное построение, уверенность цветового решения. В изображении отдельного эпизода художник сумел показать большое историческое событие – дал верную картину разгрома и бесславного конца гитлеровской армии.

В картине есть яркие, запоминающиеся детали: машина с награбленным добром, в паническом ужасе фрау, погребенная под горой обрушившихся на нее чемоданов и т. д.

Однако излишний физиологизм наносит большой ущерб произведению. Тщательно выписанные отвратительные труппы гитлеровцев и умирающий фашист на переднем плане не только не усиливают воздействие картины (как должно быть по замыслу автора), а, наоборот, ослабляют его, мешают восприятию. Эти фигуры вырываются из общего строя картины, разрушают ее цельность и отвлекают внимание от главного, от большой идеи, заложенной в полотне.

Неслучайно требовательный советский зритель сразу почувствовал это, и в записях, сделанных в книге отзывов, рекомендуют доработать произведение.

Живую и выразительную сцену “Приезд суворовцев” запечатлел ялтинский художник В. Фербер. …Зима. Из подкативших сеней вышел юный суворовец. С чемоданчиком в руке он направляется к группе людей, стоящей у колодца. Они обернулись и с интересом вглядываются в юношу. Картина привлекает свежестью темы и ее решения, но в ней много сырых, непрописанных мест. Например, на переднем плане совершено не передана фактура снега, стены большого деревянного дома, забора.

Картине не хватает глубины психологической характеристики персонажей, лицо суворовца совершенно неодухотворено, не одушевлено никакими чувствами. Все это снижает ценность картины.

Художник В. Яновский показал прекрасные крымские пейзажи, выполненные акварелью: “Весна в Крыму”, “Гурзуф”, “Долина Чуфут-Кале”. Умение передать колорит  и своеобразие природы Крыма составляют сильную сторону мастерства художника.

Творчество художницы В. Цветковой представлено одним только умело выполненным натюрмортом “Сирень”. Он, конечно, не может дать полного представления о возможностях мА стера.

Серьезным упреком, который можно предъявить крымским художникам, является отсутствие на выставке произведений, посвященных современному Крыму. Ни труд, ни даже развернувшееся строительство Северо-Крымского канала не нашли отражения в работах крымских художников. Живописцы не отразили тему “Крым как всесоюзная здравница”. Между тем в Крыму имеется достаточно сильный коллектив художников. Есть в нем много мастеров, молодых и уже зрелых, хорошо знающих и любящих свой край.

Вызывает удивление отсутствие на выставке работ одного из крупнейших художников Крыма – Н. Барсамова. Это еще одно доказательство недостаточной творческой активности самих художников и слабой работы местного Союза художников.

В целом же, несмотря на отдельные недостатки, выставка произведений художников РСФСР и, в частности Крыма, говорит о несомненном росте и дальнейшем развитии изобразительного искусства республики.

Художникам предстоит дальнейшая напряженная работа по созданию идейно-тематических картин, по углублению и расширению тематики своих произведений, повышению идейного уровня и совершенствованию художественного мастерства.

                                                                                                       М. ЧЕРЕЙСКАЯ

 

КАТАЛОГ

 [Москва: Советский художник, 1951]

ЖИВОПИСЬ:

ВОЛКОВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Род. 1921 г. Симферополь.

“Херсонесский тупик” (1951. Х., м.; 161х251).

СТЕПАНОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ. Род 1888 г. Ялта.

“На страже мира” (1951. Х., м.; 130х232).

СТОЛЯРЕНКО ПЕТР КУЗЬМИЧ. Род. 1925 г. Симферополь.

“Морской пейзаж” (1951. Х., м.; 100х150).

ФЕРБЕР ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Род. 1908 г. Ялта.

“Приезд суворовца” (1951. Х., м.; 112х150).

ЦВЕТКОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА. Род. 1917 г. Ялта.

“Сирень” (1951. Х., м.; 100х140).

ГРАФИКА:

ЯНОВСКИЙ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ. Род. 1876 г. Симферополь.

“Долина Чуфут-Кале” (1951. Б., акв.; 37х48),

“Весна в Крыму” (1951. Б., акв.; 53х48),

“Гурзуф. Вид с Массандры” (1951. Б., акв.; 33х49).

 

УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ, В РАЗНОЕ ВРЕМЯ РАБОТАВШИЕ В КРЫМУ:

ФРОЛОВА ВЕРА ИГНАТЬЕВНА. Род. 1914 г. Московская область. ЖИВОПИСЬ:

“Образ Зои живет в сердцах корейских патриотов” (1951. Х., м.; 134х198).

ШМАГУН ИВАН ПЕТРОВИЧ. Род. 1914 г. Краснодар. СКУЛЬПТУРА:

“Портрет Героя Социалистического труда П. И. Зимбелеева” (1951. Гипс; 94х70х40; репродукция в каталоге),

“Девочка с голубем” (1951. Гипс; 69х45х43).