1950 год. VI выставка работ Союза советских художников Крыма

Симферополь, помещение ССХ Крыма (Горького 3), была открыта 7 ноября 1950.

 

ПРОТОКОЛ №8

Заседания Правления ССХ Крыма

от 7 мая 1950 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 68. Л. 27-29]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: председатель Правления Крошицкий М. П.; члены Правления – Таиров Н. Х., Пантелеев И. А., Степанов М. М.; кандидат в члены Правления Прохоров К. А.

  1. II. СЛУШАЛИ: О выставке ССХ Крыма и подготовку к ней.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Оповестить всех художников о срочном предоставлении плана творческих работ и о сроке объезда мастерских художников для для проверки состояния подготовки и готовности их работ к выставке. И предупредить, что по результатам объезда и участия художников на выставке будет решен окончательно вопрос о их пребывании в рядах ССХ Крыма.
  2. Выделить из состава Правления ответственных по организации выставки ССХ Крыма 1950 года следующих товарищей – Степанов М. М., Таиров Н. Х., Прохоров К. А. и поручить им:

а) Начать немедленно тщательную проверку реальности творческих планов каждого художника.

б) Разработать тематический план выставки к 13 мая с. г.

в) Проверить работу над произведениями к выставке не позднее 1-го июля, для чего провести объезд мастерских всех художников. (…)

VIII. СЛУШАЛИ: О творческих планах художников на 1950 год.

ПОСТАНОВИЛИ: Рассмотрев представленные творческие планы Правление ССХ Крыма РЕШИЛО:

  1. Предложить т. ФАДЕЕВУ М. И. уточнить свой план к к предстоящей выставке ССХ Крыма и направить целиком свою работу на выполнение портрета Героя Социалистического Труда, картину “Трудовое пополнение” и одного портрета отличника учебы и пятиклассницы.
  2. Предложить т. Прохорову К. А. сосредоточить работу на завершении картины “Герой труда в Крыму на отдыхе”, над автопортретом и портретом Героя Социалистического Труда Коваленко.
  3. Предложить т. Колесову М. Д. учитывая его, как художника-портретиста, выполнить к предстоящей выставке портреты знатных людей Крыма.
  4. Яровому С. К. предложить отказаться от работы над портретом и учитывая его сколонность, как художника, к пейзажу и морским сюжетам сосредоточить свою работу на этом жанре. (…)

 

ХУДОЖНИКИ КРЫМА – ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЯ

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 69. Л. 2-3]

                                                                                             29 сентября 1950 года

Художники Крыма в настоящий момент заняты деятельной подготовкой к Областной художественной выставке.

Художники Крыма все свои творческие успехи в создании новых высокоидейных творческих произведений посвящают 33 годовщине Великого Октября.

ХУДОЖНИКИ СИМФЕРОПОЛЯ РАБОТАЮТ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НА ТЕМЫ:

  1. ВЛАДИМИРОВ С. И. – “Праздник Военно-морского флота в Севастополе”
  2. БОРТНИКОВ Н. Ф. – Портрет (производственный) знатного машиниста Сталинской ж. д. тов. Шепалова
  3. АПАНОВИЧ В. А. – Портрет знатного шофера тов. Воевода
  4. ТАИРОВ Н. Х. – Станковые композиции на тему: “Животноводческий совхоз им. Кирова”
  5. БЕРЕГОВОЙ А. И. – “Комсомольцы-ремесленники на восстановлении Севастополя”
  6. ГРАБОВЕЦКИЙ Э. М. – Станковая графика “Партизаны” и “На наблюдательном пункте”
  7. ДОНСКОЙ И. Ф. – Портрет знатного диспетчера тов. Денисова
  8. НОВИКОВА В. М. – “Пионеры на уборке казанлыкской розы”
  9. ПРОХОРОВ К. А. – Портрет Героя Социалистического Труда тов. Коваленко
  10. ФАДЕЕВ М. И. – “Утро в Артеке”
  11. ГРАЧЕВ О. В. – “Вернулись в Севастополь”
  12. САВЧЕНКО Е. П. – “Пионеры на уборке фрукты в саду”

                                                           СКУЛЬПТУРА:

  1. УШАКОВА Л. И. — “Борьба за мир” скульптурная группа
  2. СМЕРЧИНСКИЙ Л. С. – “Политрук Фильченко” бюст, скульптура Сталина
  3. КУЗНЕЦОВА С. В. – “Юный натуралист” фигура
  4. ПАНТЕЛЕЕВ И. А. – Скульптурная группа Героя Социалистического Труда Коваленко
  5. СЛЮСАРЬ Е. М. – Скульптурная группа “Круговая оборона”, “Смена” и “Купальщица”
  6. КАРТАШОВ С. С. – Бюст партизана тов. Самарина, скульптурная группа “Материнство”
  7. САВИЦКИЙ Н. Л. – Конная скульптура тов. Фрунзе, бюст Сталина, “Физкультурница”

                                                             ПО ЯЛТЕ:

  1. СТЕПАНОВ М. М. – “Черноморский флот”
  2. БАРИНОВ А. П. – “Восстановление Ялтинского порта”
  3. ЦВЕТКОВА В. П. – “На отдыхе”, портрет Героя Социалистического Труда т. Фоменко
  4. МЕРКУЛЬЕВА М. А. – “Сталин в Крыму” – художник из Алупки
  5. ЯНОВСКИЙ В. К. – “Крымская долина”, “Урожай” – художник Бахчисарая
  6. ВОЛКОВ Ю. В. – “Разгром немцев на Херсонесском мысу” – художник Евпатории
  7. БАРСАМОВ Н. С. – “Уборка урожая” – художник Феодосии
  8. ЕРМИЛОВ Б. П. – Серия зарисовок портретов знатных колхозниц
  9. МЯСНИКОВ П. М. – “Ялта – здравница”
  10. ЯРОВОЙ С. К. – “Сталин” и целый ряд пейзажей
  11. КОЛЕСОВ М. Д. – “Пушкин в Крыму”
  12. ФЕРБЕР В. А. – Серия крымских пейзажей

Остальная группа художников работает над пейзажами Крыма

ПОДПИСЬ: Ответственный секретарь ССХ Крыма Н. Привалова

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Выставочного комитета по отбору произведений на VI Областную художественную выставку работ крымских художников

4 – 6 ноября 1950 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 69. Л. 6-10]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Председатель Выставочного комитета – Начальник Областного отдела по делам искусств А. А. Степанов; Члены Выставочного комитета – Председатель ССХ Крыма М. П. Крошицкий, художники Н. Ф. Бортников, Л. С. Смерчинский, Э. М. Грабовецкий, Инспектор Облотдела Т. Г. Полканова.

ПРОСМАТРИВАЛИ:

  1. САВЕНКОВ БОРИС КОНСТАНТИНОВИЧ

“Портрет офицера Советской Армии”. Замечания: найти фон в пространстве, исправить погон. После доработки – ПРИНЯТЬ.

  1. РЕМЕШИЛО ПЕТР ПЕТРОВИЧ

“Колхозный пейзаж”. Замечания: не разобрана в плане. После доработки – ПРИНЯТЬ.

  1. ФАДЕЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

“Утро в Артеке”. Замечания:  сыро, не закончено. ОТКЛОНИТЬ.

  1. ВЛАДИМИРОВ СЕРГЕЙ ИСИДОРОВИЧ

Этюд “Праздник в Севастополе”. ПРИНЯТЬ.

Этюд “Севастополь. Вид на бухту”. ПРИНЯТЬ.

  1. ПРОХОРОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ

“Портрет молодой учительницы”. ПРИНЯТЬ.

“Портрет Героя Социалистического Труда т. Коваленко”. Замечания: прописать брюки. ПРИНЯТЬ.

  1. МЯСНИКОВ ПАВЛИН МИХАЙЛОВИЧ

“Санаторий Курпаты”. ПРИНЯТЬ.

  1. ЦВЕТКОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА

“Портрет Героя Социалистического Труда т. Рожковой”. ПРИНЯТЬ

Натюрморт “Сирень”. ПРИНЯТЬ.

  1. КОЛЕСОВ МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ

“Головка девочки”. ПРИНЯТЬ.

  1. ЯРОВОЙ СТЕПАН КАЛИНОВИЧ

Этюды “Крымский пейзаж” – 6 штук. ПРИНЯТЬ.

Этюды “Крымский пейзаж” – 2 штуки. ОТКЛОНИТЬ.

Портрет “Поварихи”. ПРИНЯТЬ.

Плакаты – 2 штуки. ПРИНЯТЬ.

Портрет школьницы. ОТКЛОНИТЬ.

  1. ЦВЕТКОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА

“На отдыхе”. ОТКЛОНИТЬ.

Этюды к картине – 4 штуки. ОТКЛОНИТЬ.

  1. КОЛЕСОВ МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ

“Пушкин в Гурзуфе”. ОТКЛОНИТЬ.

  1. ПУХОВ ЯКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ

Кавказские этюды – 6 штук. ПРИНЯТЬ.

Этюды “Горячие Ключи” – 2 штуки. ОТКЛОНИТЬ.

  1. ПРОХОРОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ

“Герои в Крыму на отдыхе”. ПРИНЯТЬ.

Этюды “Гурзуф” – 4 штуки. ПРИНЯТЬ.

Рисунки – 2 штуки. ПРИНЯТЬ.

Рисунки – 3 штуки. ОТКЛОНИТЬ.

Этюды – 3 штуки. ОТКЛОНИТЬ.

  1. ЯНОВСКИЙ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ

“Старый Бахчисарай”. ПРИНЯТЬ.

“Колхоз им. Чапаева”. ПРИНЯТЬ.

“Утро в Бахчисарае”. ПРИНЯТЬ.

“Весна в Ялте”. ПРИНЯТЬ.

“Пейзаж”. ОТКЛОНИТЬ.

  1. РЫБАЛЬСКАЯ КЛАВДИЯ ЯКОВЛЕВНА

Вышивка “Скатерть” – 2 штуки. ПРИНЯТЬ.

Панно “XXX лет Советскому Крыму”. ПРИНЯТЬ.

2 эскиза скатерти. ПРИНЯТЬ.

Детская керамическая тарелочка. ПРИНЯТЬ.

Вышивки – салфетка. ПРИНЯТЬ.

Вышивки – дорожка. ОТКЛОНИТЬ.

Рисунки – 3 штуки. ОТКЛОНИТЬ.

Эскиз скатерти. ПРИНЯТЬ.

  1. ФЕДЧУК КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА

Бюст партизана Гражданской войны т. Лишева. ПРИНЯТЬ.

  1. БЕРЕГОВОЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

“Восстановление Севастополя”. Поработать над тенями. ПРИНЯТЬ.

Рисунки “Севастополь восстанавливается” – 4 штуки. ПРИНЯТЬ.

Рисунки “Севастополь восстанавливается”  — 5 штук. ОТКЛОНИТЬ.

  1. ГРАЧЕВ ОЛЕГ ВАЛЕРЬЕВИЧ

“Возвратились в Севастополь”. ОТКЛОНИТЬ.

  1. АНДРЕЕВА КАПИТОЛИНА ГЕРАСИМОВНА

“Лаванда”. ПРИНЯТЬ.

Этюды к картине – 3 штуки. ОТКЛОНИТЬ.

  1. ДОНСКОЙ ИВАН ФЕОФИЛОВИЧ

“Портрет рекордсмена Мальцева”. ПРИНЯТЬ.

“Портрет знатного диспетчера т. Денисова”. ПРИНЯТЬ.

Портрет “Пионер”. ПРИНЯТЬ.

“Портрет жены”. ОТКЛОНИТЬ.

  1. ФЕРБЕР ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ

“Крымский пейзаж” – 3 этюда. ПРИНЯТЬ.

Крымские этюды – 9 штук. ПРИНЯТЬ.

Крымские этюды – 7 штук. ОТКЛОНИТЬ.

  1. СОКОЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Крымский пейзаж – 3 штуки. ПРИНЯТЬ.

  1. НОВИКОВА МАРИЯ ВИКЕНТЬЕВНА

“Пионеры на уборке казанлыкской розы” – эскиз и 6 этюдов к ней. ОТКЛОНИТЬ.

“Автопортрет”. ОТКЛОНИТЬ.

Этюд “Пионеры на скале”. ОТКЛОНИТЬ.

  1. САВЧЕНКО ЕЛЕНА ПАВЛОВНА

“Пионер на уборке фрукты”. ПРИНЯТЬ.

  1. СТЕПАН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

“Черноморский флот на страже мира”. ПРИНЯТЬ.

“Вечер на рейде”. ПРИНЯТЬ.

“В походе”. ОТКЛОНИТЬ.

  1. ЕРМИЛОВ БОРИС ПАВЛОВИЧ

“Портрет врача Веселкиной”. ПРИНЯТЬ.

6 разных портретов. ОТКЛОНИТЬ.

  1. СЛЮСАРЬ ЕВДОКИЯ МИХАЙЛОВНА

“Смена” (сделать значок), ПРИНЯТЬ.

“Головка дочери”. ПРИНЯТЬ.

  1. КАРТАШОВ СТЕПАН СЕМЕНОВИЧ

“Партизан Великой Отечественной войны т. Самарин”. ПРИНЯТЬ.

  1. СМЕРЧИНСКИЙ ЛЕОНИД СЕМЕНОВИЧ

“Голова. Политрук Фильченко Герой Советского Союза”. ПРИНЯТЬ.

Бюст Ленина. ОТКЛОНИТЬ.

Бюст Сталина. ОТКЛОНИТЬ.

  1. ПАНТЕЛЕЕВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ

“На уборке”. ПРИНЯТЬ.

  1. САВИЦКИЙ НИКОЛАЙ ЛУКИЧ

Бюст т. Сталина. ПРИНЯТЬ.

Бюст знатного виноградаря т. Жданова. ПРИНЯТЬ.

“Зверовод”. ПРИНЯТЬ.

“Узбечка”. ПРИНЯТЬ.

“Бандурист”. ПРИНЯТЬ.

“Ворошилов в кресле”. ПРИНЯТЬ.

  1. НОВИКОВ ВАСИЛИЙ МИРОНОВИЧ

“В парке”. ПРИНЯТЬ.

“Уголок санатория”. ПРИНЯТЬ.

  1. ГОТЛИБ САРРА ВЛАДИМИРОВНА

“Ковер”. ПРИНЯТЬ.

  1. МЕРКУЛЬЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

“Сталин в Крыму”. ПРИНЯТЬ.

  1. ВОЛКОВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

“Новоселы на уборке урожая”. ПРИНЯТЬ.

  1. БАСОВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

“Учебная тревога”. ПРИНЯТЬ.

  1. ГРАБОВЕЦКИЙ ЭММАНУИЛ МАРКОВИЧ

“На Н. П.”. ПРИНЯТЬ.

“Партизаны в походе”. ПРИНЯТЬ.

Обложки книг – 5 штук. ПРИНЯТЬ.

Заставки книги “Горы в цвету”. ПРИНЯТЬ.

Гравюра. ПРИНЯТЬ.

Обложки, заставки – 8 штук. ОТКЛОНИТЬ.

  1. ТАИРОВ НИКОЛАЙ ХРИСТОФОРОВИЧ

“На водопое”. ПРИНЯТЬ.

Иллюстрации книги Чуковского “Тараканище”. ПРИНЯТЬ.

Иллюстрации книги Толстого “Рассказы”. ПРИНЯТЬ.

Разные рисунки – 10 штук. ПРИНЯТЬ.

Рисунки – 15 штук. ОТКЛОНИТЬ.

  1. БАРСАМОВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ

“Портрет писателя П. А. Павленко”. ОТКЛОНИТЬ.

  1. ЛЯДОВСКИЙ НИКОЛАЙ МОИСЕЕВИЧ

Этюды Симферополя – 5 штук. ПРИНЯТЬ.

  1. УШАКОВА ЛИДИЯ ИВАНОВНА

“Дружба”. ПРИНЯТЬ.

  1. ДУДУЛАД ГЕОРГИЙ ГАВРИЛОВИЧ

Политическая карикатура – 19 штук. ПРИНЯТЬ.

Политическая карикатура – 10 штук. ОТКЛОНИТЬ.

ПОДПИСИ:

    Председатель Выставочного комитета  А. А. Степанов

    Члены Выставочного Комитета М. П. Крошицкий, Л. С. Смерчинский, Н. Ф. Бортников

 

ПЛАН

Экспозиции 6-ой областной художественной выставки работ

членов Союза Советских Художников Крыма и товарищества “Крымхудожник”

Открытие выставки 7 ноября 1950 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 69. Л. 11-15]

СТЕНА 1

1-й ряд

  1. Картина “Сталин в Крыму” (Х., м.) художник МЕРКУЛЬЕВА М. А.
  2. Портрет “Героя Социалистического Труда т. Рожковой” (Х., м.) художник ЦВЕТКОВА В. П.
  3. Портрет “Героя Социалистического Труда т. Коваленко” (Х., м.) художник ПРОХОРОВ К. А.
  4. Картина “Герои в Крыму на отдыхе” (Х., м.) художник ПРОХОРОВ К. А.
  5. Натюрморт “Сирень” (Х., м.) художник ЦВЕТКОВА В. П.
  6. Станковая графика “Партизаны в походе” (Бумага, тушь) художник ГРАБОВЕЦКИЙ Э. М.

2-й ряд

  1. Станковая графика “На Н. П.” художник ГРАБОВЕЦКИЙ Э. М.
  2. Картина “Санаторий “Курпаты”” (Х., м.) художник МЯСНИКОВ М. П.
  3. Портрет “Рекордсмена мира по штанге т. Мальцева И. Г.” (Х., м.) художник ДОНСКОЙ И. Ф.
  4. Портрет “Пионера” (Х., м.) художник ДОНСКОЙ И. Ф.
  5. Портрет “Знатного диспетчера Сталинской ж. д. т. Денисова М. С.” (Х., м.) художник ДОНСКОЙ И. Ф.
  6. Портрет “Голова девочки” (Х., м.) художник КОЛЕСОВ М. Д.
  7. Портрет “Молодая учительница” (Х., м.) художник ПРОХОРОВ К. А.
  8. Картина “Севастополь строится” (Х., м.) художник БЕРЕГОВОЙ А. И.
  9. Этюд “В парке” (Х., м.) художник ПРОХОРОВ К. А.
  10. Этюд “Вечерний мотив” (Х., м.) художник ПРОХОРОВ К. А.

3-й ряд

  1. Портрет “Офицер Советской Армии” (Х., м.) художник САВЕНКОВ Б. К.
  2. Этюд “У реки Салгир” (Х., м.) художник СОКОЛОВ В. А.
  3. Этюд “Вид на Феодосию” (Х., м.) художник СОКОЛОВ В. А.
  4. Этюд “Лесные дали” (Х., м.) художник ПРОХОРОВ К. А.
  5. Этюд “Гурзуф” (Х., м.) художник ПРОХОРОВ К. А.

СТЕНА 2

1-й ряд

  1. Этюд “Ай-даниль” (Х., м.) художник ФЕРБЕР В. А.
  2. Вышивка “30 лет Советского Крыма” художник РЫБАЛЬСКАЯ К. Я.
  3. Рисунок “Скатерть” (Акварель) художник РЫБАЛЬСКАЯ К. Я.
  4. Эскиз “Скатерти” (Акварель) художник РЫБАЛЬСКАЯ К. Я.
  5. Картина “Колхозный пейзаж” (Х., м.) художник РЕМЕШИЛО П. П.
  6. Картина “Пионеры на уборке фрукты” художник Савченко Е. П.

2-й ряд

  1. Этюд “Горячие Ключи” (К., м.) художник ПУХОВ Я. В.
  2. Этюд “Горячие Ключи” (К., м.) художник ПУХОВ Я. В.
  3. Скульптура-бюст “Шевченко Т. Г.” (Гипс) скульптор КАРТАШЕВ С. С.
  4. Скульптура “Смена” (Гипс) скульптор СЛЮСАРЬ Е. М.
  5. Этюд “В порту” (К., м.) художник ФЕРБЕР В. А.
  6. Картина “Сбор винограда” (Х., м.) художник ФЕРБЕР В. А.
  7. Вышивка “Декоративная салфетка” художник РЫБАЛЬСКАЯ К. Я.
  8. Этюд “Улица в Бахчисарае” (Х., м.) художник СОКОЛОВ В. А.
  9. Картина “Уголок санатория” (Б., цв. кар.) художник НОВИКОВ В. М.
  10. Вышивка “Ковер” (работа крестом, нитки) автор ГОТЛИБ С. В.
  11. Картина “В крымском лесу” (Б., цв. кар.) художник НОВИКОВ В. М.
  12. Этюд “Море” (К., м.) художник ФЕРБЕР В. А.

3-й ряд

  1. Эскиз “Детской керамической тарелки” (Акв.) художник РЫБАЛЬСКАЯ К. Я.
  2. Этюд “Горячий Ключ” (К., м.) художник ПУХОВ Я. В.
  3. Этюд “Горячий Ключ” (К., м.) художник ПУХОВ Я. В.
  4. Скульптура-бюст “Знатный виноградарь т. Жданов П. С.” (Гипс) скульптор САВИЦКИЙ Н. Л.
  5. Скульптор-бюст “Партизан Гражданской войны т. Лушин Е. П.” (Гипс) скульптор ФЕДЧУК К. П.
  6. Этюд “Севастополь. Вид на бухту” (К., м.) художник ВЛАДИМИРОВ С. И.
  7. Этюд “Праздник в Севастополе” (К., м.) художник ВЛАДИМИРОВ С. И.
  8. Скульптура-бюст “Сталина И. В.” (Гипс) скульптор САВИЦКИЙ Н. Л.

СТЕНА 3

1-й ряд

  1. Картина “Военно-морской Черноморский флот в походе” (Х., м.) художник СТЕПАНОВ М. М.
  2. Картина “Новоселы на уборке урожая” (Х., м.) художник ВОЛКОВ Ю. В.
  3. “Учебная тревога” (Х., м.) художник БАСОВ Я. А.
  4. Картина “Вечер на рейде” (Х., м.) художник СТЕПАНОВ М. М.

2-й ряд

  1. Картина “Весна в Ялте” (Акв.) художник ЯНОВСКИЙ В. К.
  2. Картина “Улица в Бахчисарае” (Акв.) художник ЯНОВСКИЙ В. К.
  3. Скульптура “Партизан Отечественной войны т. Самарин” (Гипс) скульптор КАРТАШОВ С. С.
  4. Картина “Утро в Бахчисарае” (Акв.) художник ЯНОВСКИЙ В. К.
  5. Картина “Колхоз им. Чапаева” (Акв.) художник ЯНОВСКИЙ В. К.
  6. Этюд “Ялтинский порт” (К., м.) художник ФЕРБЕР В. А.
  7. Этюд “Крымский пейзаж” (Х., м.) художник ФЕРБЕР В. А.
  8. Этюд “Судак” (К., м.) художник ЯРОВОЙ С. К.

3-й ряд

  1. Этюд “В парке” (К., м.) художник ЯРОВОЙ С. К.
  2. Этюд “Утро в Судаке” (К., м.) художник ЯРОВОЙ С. К.
  3. Этюд “Судак” (К., м.) художник ЯРОВОЙ С. К.
  4. Этюд “Уборка винограда” (К., м.) художник ФЕРБЕР В. А.
  5. Этюд “Море” (К., м.) художник ФЕРБЕР В. А.
  6. Скульптура “На уборке подсолнуха” (Гипс) скульптор ПАНТЕЛЕЕВ И. А.
  7. Этюд “Горячие Ключи” (К., м.) художник ПУХОВ Я. В.
  8. Этюд “Море” (К., м.) художник ФЕРБЕР В. А.
  9. Этюд “Порт” (К., м.) художник ФЕРБЕР В. А.
  10. Скульптура “Дружба” (Пластилин) скульптор УШАКОВА Л. И.

СТЕНА 4

1-й ряд

  1. Картина “Лаванда” (Х., м.) художник АНДРЕЕВА К. Г.

СЕРЕДИНА ЗАЛА

  1. Скульптура “Зверовод” (Фарфор) скульптор САВИЦКИЙ Н. Л.
  2. Скульптура “Узбечка” (Фарфор) скульптор САВИЦКИЙ Н. Л.
  3. Скульптура “Бандурист” (Фарфор) скульптор САВИЦКИЙ Н. Л.
  4. Скульптура “Ворошилов в кресле” (Фарфор) скульптор САВИЦКИЙ Н. Л.
  5. “Скатерть” (Вышивка – полотно) художник РЫБАЛЬСКАЯ К. Я.
  6. “Скатерть” (Вышивка – полотно) художник РЫБАЛЬСКАЯ К. Я.
  7. Скульптура-бюст “Герой Советского Союза политрук Фильченко” (Гипс) скульптор СМЕРЧИНСКИЙ Л. С.

ЩИТ 1

Щит – левая сторона

  1. Рисунок “Пристань в Гурзуфе” (Кар.) художник ТАИРОВ Н. Х.
  2. Рисунок “Гурзуф. В парке” (Кар.) художник ТАИРОВ Н. Х.
  3. Рисунок “Гурзуф” (Кар.) художник ТАИРОВ Н. ЭХ.
  4. Этюд “Симферополь” (Акв.) художник ЛЯДОВСКИЙ Н. М.
  5. Этюд “Симферополь” (Акв.) художник ЛЯДОВСКИЙ Н. М.
  6. Этюд “Симферополь” (Акв.) художник ЛЯДОВСКИЙ Н. М.

Щит – правая сторона

  1. Рисунок “Овцесовхоз им. Кирова — выпас” художник ТАИРОВ Н. Х.
  2. Иллюстрация книги Толстого “Рассказы” (Перо) художник ТАИРОВ Н. Х.
  3. Станковая графика “На водопое” художник ТАИРОВ Н. Х.
  4. Рисунок “В степи” (Кар.) художник ТАИРОВ Н. Х.
  5. Иллюстрации к книге Чуковского “Тараканище” (Перо) художник ТАИРОВ Н. Х.
  6. Рисунок “Отара овец на пастбище” (Кар.) художник ТАИРОВ Н. Х.
  7. Иллюстрации книги Толстого “Рассказы” (Перо) художник ТАИРОВ Н. Х.

ЩИТ 2

Щит – правая сторона

  1. Рисунок “Севастополь восстанавливается” (Кар.) художник БЕРЕГОВОЙ А. И.
  2. Рисунок “Севастополь восстанавливается” (Кар.) художник БЕРЕГОВОЙ А. И.
  3. Рисунок “Севастополь восстанавливается” (Кар.) художник БЕРЕГОВОЙ А. И.
  4. Рисунок “Севастополь восстанавливается” (Кар.) художник БЕРЕГОВОЙ А. И.
  5. Рисунок “Верблюд-гора” (Кар.) художник ПРОХОРОВ К. А.
  6. Рисунок “Пейзаж” (Кар.) художник ПРОХОРОВ К. А.

Щит – левая сторона

  1. “Гравюра” (Перо) художник ГРАБОВЕЦКИЙ Э. М.
  2. “Обложки книг” (Литография) художник ГРАБОВЕЦКИЙ Э. М.
  3. Иллюстрация книги Д. Холендро “Горы в цвету” (Перо) художник ГРАБОВЕЦКИЙ Э. М.
  4. “Политическая карикатура” (Перо, литография) художник ДУДУЛАД Г. Г.
  5. “Политическая карикатура” (Перо, литография) художник ДУДУЛАД Г. Г.
  6. “Политическая карикатура” (Перо, литография) художник ДУДУЛАД Г. Г.
  7. Скульптура “Головка дочери” скульптор СЛЮСАРЬ Е. М.

Выставка находится в помещении ССХ Крыма, Горького №3.

ПОДПИСЬ:                                      Председатель ССХ Крыма М. П. КРОШИЦКИЙ

 

НА 6-Й ВЫСТАВКЕ ХУДОЖНИКОВ КРЫМА

[Красный Крым. 1950. 28 ноября]

В Симферополе открылась 6-я областная выставка работ Крымского товарищества художников.

Два года, прошедшие между пятой и шестой выставками, были для советского искусства годами подъема и новых успехов. Выполняя решения ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, советские художники создали на основе социалистического реализма, указанного нашим великим вождем и учителем товарищем Сталиным, ряд значительных по идейному содержанию  и высоких по художественной форме произведений.

Народность творчества художника проявляется уже в выборе темы произведения. В свете этого положения нельзя не одобрить обращения крымской художницы Меркульевой в картине “Иосиф Виссарионович Сталин в Крыму” к животворящему образу нашего искусства – к образу товарища Сталина. Такая тема, являясь глубоко народной, свидетельствует о творческой взыскательности художника. Однако при этом нельзя не отметить, что автор слишком большое место в картине уделяет пейзажу.

Радостному, созидательному, творческому труду советских людей посвящена картина Волкова “Новоселы на уборке урожая”. Чувствуется, что люди, изображенные на картине, — хозяева на своей земле. Картина проникнута бодростью и жизнерадостностью.

Художник Береговой в картине “Севастополь строится” обратился к большой патриотической теме восстановления города-героя. Произведение Берегового удачно по композиции, хотя к сожалению людей, участвующих в восстановлении, мы почти не видим, и это является существенным недостатком картины.

Художники, создавая образы наших замечательных людей, обычно стремятся показать лучшие стороны их характера, их стремление идти вперед. Товарищ Жданов говорил, что советские художники должны “показать наш народ не только в его сегодняшний день, но и взглянуть в его завтрашний день”.

В портрете Героя Социалистического Труда Коваленко художник Прохоров создает очень выразительный образ советского человека. Это одна из удачных работ на выставке. Теплым чувством проникнут его же “Портрет учительницы”.

Этого нельзя сказать о портрете рекордсмена Мальцева работы художника Донского. В портрете достигнуто внешнее сходство, но образ не создан. Это, по сути дела, беспристрастная фотография.

Портрет Героя Социалистического Труда Рожковой работы Цветковой интересен по теме, по композиции, но требует доработки.

Непропорционально большое место, по сравнению с тематическими картинами, на выставке занимают пейзажи. Среди этих пейзажей нет ни одного индустриального пейзажа, что является существенным недостатком этих работ. Нигде пейзажи не показаны, как местоприложение человеческого труда, в них почти отсутствуют черты современности. Эти пейзажи можно датировать концом прошлого и начала нынешнего века, настолько бледно отражены в них изменения, прошедшие в Крыму за годы советской власти.

Кроме пейзажей Яновского, отличающихся своей законченностью, все остальные – это этюды, незаконченного произведения.

Из графических произведений интересна работа Грабовецкого “На НП”. Она удачна по композиции и общему настроению.

Из скульптурных произведений удачна работа Смерчинского “Портрет Героя Советского Союза Фильченкова”. Автор создает образ героя, партийного руководителя, храброго и мужественного. Несокрушимая воля Фильченкова подчеркнута общей композицией фигуры и скульптурной характеристикой лица с горящими глазами, сжатыми губами и упрямым подбородком. Скульптурный портрет Фильченкова предельно выразителен и правдив. Это несомненно лучшая скульптурная работа на выставке.

К удачным работам следует отнести скульптуру “Дружба” Ушаковой и скульптурные портреты партизана гражданской войны Лунгина работы Федчук и девочки – работы Слюсарь.

Выставка при многих отмеченных недостатках свидетельствует о творческом росте молодых крымских художников. Но часто работы, очень важные и интересные по теме, слабы по своему идейному содержанию и художественной форме, все это говорит о ехнического повышения художниками своего идейно-политического уровня и т мастерства.

                                                                                       Ф. ГЕРЛОВИНА

 

Валентина ЛАНИНА

РАБОТЫ КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ

(Заметки о выставке 1950 года)

[Крым: Литературно-художественный альманах. 1950. №6. С. 165-169]

Это было полгода назад. На больших массивах хлеб не поспел, и на дальней делянке, нередкость прогреваемой солнцем, начала уборка лобогрейка.

А назавтра – будто за день – повосковела пшеница по всей евпаторийской степи. Горячая пора! Скопнить и обмолотить бы хлеб выборочной жатвы, да скорее на главный ток, уже засыпанный зерном. Вы слышали, как течет тяжелая пшеница на досчатое дно грузовика?

Девушки кладут снопы, все выше становится золотой холм, бабка подгребает с жнивья, и, как всегда, к полудню – разгулялся ветер, вороша несложившуюся кладку, обирая затвердевший колос, но тут подоспела подмога – они не одну скирду сложат – эти парни, еще не снявшие солдатской формы. “Ну-ка, девушки, кто быстрее!”. Один из них сбрасывает рубаху, и солнце мигом опаляет влажное тело. Девушки хохочут, снопы падают тяжело, как слитки, а старуха, залюбавшись ухваткой нежданных помошников, остановилась, подперла кулаком подбородок: “Так, сынки, так!”.

Позади затарахтел мотор, запустили первый сноп в молотилку, взвихрилась колючии остьи. Девушки торопятся скорее! Скорее – веять! Скорее – сушить! Мимо, по большаку, пролетают полуторки и трехтонки. Они несутся от главного тока, на который все гонит и гонит хлеб не умолкающий “Сталинец”. Черная, жиргая пыль кажется в воздухе багровой, и не успевает осесть ее тяжелая туча, как с земли вздымается новая, новая, еще более густая, потому что мащины на элеватор мчатся со всего района, и ветер относит в сторону покрасневшую оболочку зерна, и золотисто-белые обрывки соломы, и красно-лиловый туман дороги. Плотная пелена скрывает горизонт и темную полосу моря, а над самой головой девушеку в плавящейся синеве несутся разорванные в клочья облака.

Новую картину Юрия Волкова ждали с волнением. Автор “Подвига пяти черноморцев” и “На сталинградской дороге” признан и любим, и дальнейший путь художника близок каждому, кому дорого искусство. На шестой выставке Волков предстал все тем же мастером рисунка и темпераментным живописцем, но одновременно, неожиданным и новым: он обрадовал и огорчил.

Первое ощущение, которое вы испытываете, глядя на картину, это ощущение движения. Художник передал напряженность и ритм движения, доступные в такой мере, казалось бы, лишь музыке и пляске. Вы видите, как взлетают на вилах снопы, как выростает ворох необмолоченной пшеницы, и ощущаете ускоренный пульс горячей минуты. На вас обрушивается каскад звуков: стук молотьбы, рокот нагруженных машин, смех девушек… Все трепещет, все движется и поет, как в урожайном марше Дунаевского:

                                         Убирай и нагружай,

                                         Наступили сроки.

                                        Урожай, наш урожай,

                                        Урожай высокий!

Подле картины Волкова висит большое полотно Я. Басова. Автор пытался изобразить бушующее море и тревогу на корабле, но и волны и моряки остановились, застывшие, как шаг оловянного солдатика. Или это только кажется, потому что рядом трещит на ветру красный коленкор юбки, пылит полова и бьется жилка на шее смеющегося парня…

После “Сталинграда” и “Подвига пяти” многие, писавшие о Волкове, считали, что он только баталист. Казалось, лишь драматизм военных событий оплодотворяет фантазию художника. Но это  было суждение людей, не решавшихся поверить в силу молодого таланта, творчество которого не может замкнуться в рамку одной темы. Волков – художник неспокойный, его волнуют случаи наиболее драматически острые, где человек проявляет все силы и страсть своей души. Кое-кого из художников – участников выставки занимают незамысловатые раздумья хорошенькой женщины или юноша, любующийся цветами, а более всего – игра света и теней на воде или камне… Волкову важен человек в минуту ярчайшего проявления его воли. Молодой художник, видевший войну, начал свое творчество с военной темы и, вероятно, еще не раз вернется к батальному полотну. В мирной жизни его привлекли события “боевые”, чрезвычайно напряженные.

Люди – поэтические создания – Волкова – одушевлены пафосом труда. Волнует ли что-нибудь колхозниц В. Яновского, думают ли строители А. Берегового? Нет и нет! Даже на маленьком этюде С. Владимирова вернее отражаются человеческие чувства – оживление толпы и радостное настроение самого художника – и уж во всяком случае красочные фигурки его этюда живописнее безликих схем Берегового и Яновского.

В повествовании Волкова нет ничего лишнего – только люди и хлеб. Работу машин и движение грузовиков он сумел передать, не ставя их ни на первом, ни на втором плане картины. Художник он очень честный, Волков в изображении людей не ограничивается намеком и полусловом, но он умеет одним живописным штрихом рассказать о мире, раскинувшемся за пределами холста.

Правда, вам знакома девушка в белом платке? Это она рассказывала, как собрать 250 пудов пшеницы с гектара. Самая живописная фигура картины – старая колхозница. Старуха – наиболее психологически глубокий образ, выразительность и поэтическое обаяние которого не заслонено пестротой красок. Герои батальных картин Волкова обрели теперь радость мирного труда. Даже если бы не было брюк, защитного цвета и вылинявшей пилотки, вы узнали бы их. Волковские фигуры запоминаются. Немногие художники могут похвастаться таким точным, скульптурным изображением человеческого телоа.

Волков пишет радостно. Солнце у него – обильное, небо – вызывающе синее.

В буйстве красок и солнца, затопившего холст, — избыток силы волковского дарования. По-видимому, художник решил новые для него живописные проблемы отношения цветов, отражения неба и пшеницы на лицах, теле и одежде людей. Верное чутье не дало ему в южной щедрости перейти границу такта. Но композиция картины была бы удачней, если бы Волков не положился на память и творческую фантазию. Необязательность расстановки колхозников вредит художественности. Поэтическое одушевление и обаяние образов не могут искупить этот серьезный недостаток. Нисколько не извиняя Волкова, хотелось бы спросить у Союза художников и товарищества “Крымхудожник”: представляют ли они живописцам необходимые творческие командировки и как обеспечивают ежедневную работу художников над натурой? Или, успокоившись на том, что большинство художников товарищества занято копированием репродукций н несложными этюдами в окрестностях Симферополя, они не заботятся о немногих жанристах?

И еще. Картина Волкова названа официально и скучно: “Новоселы на уборке урожая”. Приходит на память Всесоюзная выставка. Кто видел ее, помнит, как вдруг ожила и зазвучала картина “После демонстрации”, когда Д. Мочальский дал ей новое верное название: “Они видели Сталина”.

Кстати, о названиях. Почему две фигуры возле нескольких камней названы А. Береговым “Севастополь строится”? Рисунок и краски бедны, но бывает, что даже в формально несовершенном произведении проявляется дарование художника, и можно только сожалеть, что задатки талантливости не развиты терпением и трудом. Для того, кто не встречал Героя Социалистического Труда Пелагеи Ивановны Рожковой; невозможно судить, насколько художница В. Цветкова передала сходство, но, посмотрев на портрет, исполненный ею, посетитель выставки невольно восклицает: “Так вот она какая, Рожкова”. А на портрете хорошо написаны лишь глаза и легкая полуулыбка… Работа Берегового, неумелая, как письмо первоклассника, вызывает мысль не только о школе. По сути дела то же самое впечатление производили производственные картины прошлых выставок и уборочные работы нынешней. Темы их рождены не в живописном образе, они пришли сухим, холодным рассуждением, неспособным принести за собой искусство.

Иногда рассудочность, иногда попросту расчет: в пейзаж “Яблоки поспели” вписываются плоские фигурки, перекрещенные лиловыми отсветами и подпись – “Колхоз им. Чапаева”, а дурно выполненную скульптуру “Девушка с подсолнухом” называют “Уборка подсолнуха”… Так откликнулись, например, на “курортную тему”, и на выставке появился раскрашенный фасад санатория “Курпаты”. На выставке два значительных произведения искусства: картина Волкова и скульптора Л. Смерчинского “Герой Советского Союза политрук Фильченков” (скульптор показал на выставке только голову и снимки). Политрук внутренне предельно сосредоточен, собран. Только в обнажившихся мускулах  видно напряжение. Его мужественное лицо спокойно, такая же спокойная решимость в глазах. Это верный образ, в нем нет романтической позы, героического жеста. То, что совершит политрук через минуту, он сделает сознательно, без ложного пафоса. Скульптура Смерчинского – образец глубокого психологического решения темы.

У художника К. Прохорова приятная красочная гамма, в которой мягко выражены ощущения знойного дня. Художник точно передает полуденную пору, когда в степном Крыму необычайно зримо сужается горизонт, блекнут и сливаются с небом еще утром четкие силуэты гор, стертые теперь трепещущим белесым маревом. В этой гамме отлично выполнен композиционный портрет Героя Социалистического Труда Е. Коваленко.

Глаза чабана немного прищурены от солнца, он снял шапку, и ветер растрепал седые волосы, но и волосы и лоб еще влажны – жара в степи! Старик так привлекателен, так умен взгляд прищуренных глаз, в морщинах с складках рта так обнаружен характер, что трудно представит себе иным облик знатного чабана. Молодому художнику доступно труднейшее искусство раскрытия внутреннего мира человека.

Обращение Прохорова и Цветковой к героям строительства коммунистического общества, конкретным людям, наделенных яркой индивидуальностью, оказалось благотворным.

Без верности натуре, умения увидеть и передать жизнь, нет живописи. Однако, сколько старых имен долгое время радовавших верными этюдами и набросками, с годами утеряли эту непосредственную живопись восприятия и пишут теперь с большей или меньшей артистичностью все те же уголки, увитые глицинией, или заливы среди розовых скал. Истинный талант не существует без потребности домысла и фантазии, подлинный художник – и в пейзаже и в жанре – всегда творец, создатель открытого им мира. Поэтому так тревожит на выставке малое число тематических произведений. Разве нет у художников потребности, подсмотреть в жизни ее типические черты, создать свою композицию, дать этим чертам вторую, новую жизнь в искусстве.

Хорошие этюды показал С. Владимиров. У художника широкая, открытая манера, смелые отношения красок, уверенный мазок. Вот уголок Севастополя. День пасмурен и в тоже время зноен, бесчисленны переливы моря, отражающего игру света. Превосходен и весел второй этюд “Праздник в Севастополе”. Почему владимиров не пишет картины? Почему он не верит в свои силы? Почему такой мастер портрета, как Колесов, дал за два года только прелестную и крошечную головку девочки? Грубо говоря, производительность труда художников кажется ниже норм, установленных жизнью для таланта. Но, может быть, это и спорно. Репин говорил, что “несправедливо упрекать скромного художника за то, что он пишет всю жизнь только этюды с натуры, если его этюды художественны, пилить его обязательством творчества, фантазии, если у него нет к этому дара”.

Новая кисть тотчас бросается в глаза на маленькой выставке. Этюдов В. Фербера много. То, что увидел художник, — интересно и написано красиво, но чем дольше смотришь на этюды, тем сильнее поднимается в душе недовольство: все родное, а не то! Какой-то чужой воздух, незнакомый колорит. Осенью и даже зимой Южный берег теплее, ярче и солнечнее.

Минареты, генуэзские крепости, татарские домики – сколько все же на выставке старины! Старые камни выписаны любовно: тончайшие нюансы света, мягкость теплых теней, десятки световых оттенков – тут тщательность, порой виртуозность исполнения. Вот очередное “Утро в Бахчисарае” В. Яновского. Утверждают, что еще “в начале века его работы высоко ценились”. Так к нему и относятся: древности Бахчисарая… начало века… старина… Но года четыре назад, в Феодосии в мастерской Барсамова висели пейзажи его ученика В. Соколова. Помнится, там был дворик и белый домишко под черепичной кровлей и окраина Феодосии с какой-то сопки, откуда видны лишь залитые солнцем крыши. Его “Улица в Бахчисарае” и “Вид на Феодосию”, демонстрируемые на выставке, показались бледнее тех этюдов. Может быть, Соколов умеет теперь передать на крышах все гаммы света – от резкого луча зари, до испепеляющей белизны полудня, но ведь это только черепица… Никакого присутствия жизни человека в панораме Феодосии. Неестественен пустынный город в ясное летнее утро. Тревожно, что и молодой художник направляется по неверному пути.

Шестая художественная выставка бедна: на ней мало картин и мало имен. Скудными оказались творческие замыслы многих художников. Одна хорошая картина и два удачных портрета, а в Крыму пятьдесят художников!

Два года назад на страницах альманаха художников спросили: “Почему вы видите так мало происходящего у нас в Крыму? Знаете ли вы какими темпами и вдохновением каких людей восстанавливается Керчь и Камыш-Бурун? Видели ли вы крымские села, населенные новыми людьми, изменяющие свой старый облик, звучащие новыми песнями… Жили ли вы когда-нибудь жизнью людей, ответственных за завтрашний день Крыма?”. Эти страстные вопросы еще ждут ответа.

 

КАТАЛОГ

[Симферополь: Крымиздат, 1951]

ЧЛЕНЫ И КАНДИДАТЫ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ КРЫМА:

БАСОВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Род.1914 г. (Алупка).

  1. “Карера-охотники. Учебная тревога” (Х., м.; 118х200).

БЕРЕГОВОЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ. Род. 1923 г. (Симферополь).

  1. “Ремесленники на восстановлении города Севастополя” (Х., м.; 75х108. Репродукция в каталоге),

2-5. “Севастопольские зарисовки” (Б., кар.).

ВЛАДИМИРОВ СЕРГЕЙ ИСИДОРОВИЧ. Род. 1907 г. (Симферополь).

  1. Этюд “Праздник в Севастополе” (К., м.; 35х50),
  2. Этюд “Севастополь. Вид на бухту” (К., м.; 35х50).

ВОЛКОВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Род. 1921 г. (Евпатория).

  1. “Новоселы на уборке урожая” (Х., м.; 125х160. Репродукция в каталоге).

ГРАБОВЕЦКИЙ ЭММАНУИЛ МАРКОВИЧ. Род. 1912 г. (Симферополь).

  1. “Крымские партизаны” (Б., тушь; 80х60. Репродукция в каталоге),
  2. “На “НП”” (Б., тушь; 80х50),
  3. Обложка книги В. Субботина “Солдат мира” (Цв. литография; 14,5х10,5),
  4. Обложка книги А. Мусатова “Стожары” (Цв. литография; 19х12),
  5. Обложка книги А. Сорокина “Евпатория — курорт” (Цв. литография; 14,5х10),

6-11. Иллюстрации к книге Д. Холендро “Горы в цвету” (Литография).

ДОНСКОЙ ИВАН ФЕОФИЛОВИЧ. Род. 1915 г. (Симферополь).

  1. “Знатный диспетчер т. Денисов” (Х., м.; 75х98),
  2. “Чемпион мира по штанге т. Мальцев” (Х., м.; 80х60),
  3. “Пионер” (Х., м.; 50х40).

КАРТАШЕВ СТЕПАН СЕМЕНОВИЧ. Род. 1912 г. (Симферополь).

  1. “Партизан Великой Отечественной войны т. Самарин” (Гипс; 93х66х100. Репродукция в каталоге),
  2. Бюст “Т. Г. Шевченко” (Гипс; 70х60х32).

КОЛЕСОВ МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ. Род. 1888 г. (Ялта).

  1. “Голова девочки” (Х., м.; 30х33).

МЕРКУЛЬЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Род. 1904 г. (Алупка).

  1. “И. В. Сталин в Крыму” (Х., м.; 150х210).

МЯСНИКОВ ПАВЛИН МИХАЙЛОВИЧ. Род. 1908 г. (Ялта).

  1. “Санаторий “Курпаты”” (Х., м.; 86х136).

НОВИКОВ ВАСИЛИЙ МИРОНОВИЧ. Род. 1880 г. (Алупка).

  1. “Уголок санатория” (Б., цв. кар.; 48х58),
  2. “В крымском лесу” (Б., цв. кар.; 49х63).

ПАНТЕЛЕЕВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ. Род. 1904 г. (Симферополь).

  1. “На уборке подсолнуха” (Гипс; 100х38х45),
  2. Бюст “Комсомолка-стахановка А. Константинова” (Гипс; 60х43х30).

ПРОХОРОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ. Род. 1924 г. (Симферополь).

  1. “На отдыхе в Крыму” (Х., м.; 130х165),
  2. “Портрет Героя Социалистического труда т. Коваленко” (Х., м.; 110х90. Репродукция в каталоге),
  3. “Портрет учительницы” (Х., м.; 75х55),
  4. Этюд “Гурзуф” (Х., м.; 37х27),
  5. Этюд “Вечерний мотив” (Х., м.; 20х30),
  6. Этюд “В парке” (Х., м.; 27х30),
  7. Этюд “Лесные дали” (Х., м.; 27х30).
  8. “Пейзаж” (Б., кар.; 29х38,5),
  9. “Верблюд-гора” (Б., кар.; 30х36).

РЕМЕШИЛО ПЕТР ПЕТРОВИЧ. Род. 1894 г. (Симферополь).

  1. “Колхозный пейзаж” (Х., м.; 110х156).

РЫБАЛЬСКАЯ КЛАВДИЯ ЯКОВЛЕВНА. Род. 1880 г. (Симферополь).

  1. Вышивка “30 лет Советской власти в Крыму” (60х90. Репродукция в каталоге)
  2. Вышивка “Скатерть”,
  3. Вышивка “Скатерть”,
  4. “Детская керамическая тарелочка” (Б., акв.; 35х35),
  5. “Декоративная салфетка” (Б., акв.; 30х30),
  6. “Эскиз скатерти” (Б., акв.; 83х60), 7. “Эскиз скатерти” (Б., акв.; 68х60).

САВИЦКИЙ НИКОЛАЙ ЛУКИЧ. Род. 1916 г. (Симферополь).

  1. Бюст “И. В. Сталин” (Гипс; 130х107х50),
  2. “Знатный виноградарь т. Жданов” (Гипс; 70х30).
  3. “К. Е. Ворошилов” (Фарфор; 26х12,5х20. Репродукция в каталоге),
  4. “Бандурист” (Фарфор; 27х8,5х15. Репродукция в каталоге),
  5. “Зверовод” (Фарфор; 25х14х21. Репродукция в каталоге),
  6. “Узбечка” (Фарфор; 29х9,5х9,5. Репродукция в каталоге).

САВЧЕНКО ЕЛЕНА ПАВЛОВНА. Род. 1896 г. (Симферополь).

  1. “Пионеры на уборке фруктов” (Х., м.; 92х125).

СЛЮСАРЬ ЕВДОКИЯ МИХАЙЛОВНА. Род. 1914 г. (Симферополь).

  1. “Смена” (Гипс; 78х40х33),
  2. “Голова девочки” (Гипс; 40х36х20).

СМЕРЧИНСКИЙ ЛЕОНИД СЕМЕНОВИЧ. Род. 1917 г. (Симферополь).

  1. Бюст “Герой Советского Союза Фильченков” (Гипс; 45х35х25. Репродукция в каталоге).

СТЕПАНОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ. Род. 1888 г. (Ялта).

  1. “В походе. Черноморский флот на страже мира” (Х., м.; 145х255. Репродукция в каталоге),
  2. “Вид на рейде” (Х., м.; 50х70).

ТАИРОВ НИКОЛАЙ ХРИСТОФОРОВИЧ. Род. 1916 г. (Симферополь).

  1. “Овцесовхоз им. Кирова. На водопое” (Б., черная акв.; 35х55. Репродукция в каталоге),

2-5. “Зарисовки в зерносовхозе им. Кирова” (Б., кар.); Иллюстрации к детским рассказам Л. Н. Толстого:

6-9. “Акула” (Б., перо),

10-11. “Лебеди” (Б., перо),

11-12. “Слон” (Б., перо),

13-14. “Орел” (Б., перо),

  1. “Лев и собачка” (Б., перо),
  2. “Пожарная собака” (Б., перо);

17-21. Иллюстрации к рассказу К. Чуковского “Тараканище” (Б., перо с подкладным тоном),

22-23. Зарисовки “Гурзуф” (Б., кар.).

УШАКОВА ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Род. 1916 г. (Симферополь).

  1. “Дружба” (Пластилин; 40х22х15. Репродукция в каталоге).

ЦВЕТКОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА. Род. 1917 г. (Ялта).

  1. “Портрет Героя Социалистического труда П. И. Рожковой” (Х., м.; 100х72. Репродукция в каталоге),
  2. “Сирень” (Х., м.; 100х120).

ЯНОВСКИЙ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ. Род. 1876 г. (Бахчисарай).

  1. “Колхоз им. Чапаева” (Б., акв.; 68х90),
  2. “Весна в Ялте” (Б., акв.; 55х78. Репродукция в каталоге),
  3. “Улица в Бахчисарае” (Б., акв.; 48х60),
  4. “Утро в Бахчисарае” (Б., акв.; 47х67).

ЯРОВОЙ СТЕПАН КАЛИНОВИЧ. Род. 1913 г. (Ялта).

  1. Этюд “В парке” (К., м.; 18х26),
  2. Этюд “Утро в Судаке” (К., м.; 30х20),
  3. Этюд “Судак” (К., м.; 11х14),
  4. Этюд “Море” (К., м.; 12,5х26).

                                                     ЭКСПОНЕНТЫ:

АНДРЕЕВА КАПИТОЛИНА ГЕРАСИМОВНА. Род. 1911 г. (Симферополь).

  1. “Лаванда” (Х., м.; 92х120).

ГОТЛИБ САРРА ВЛАДИМИРОВНА. Род. 1917 г. (Симферополь).

  1. Вышивка “Ковер” (65х85).

ДУДУЛАД ГЕОРГИЙ ГАВРИЛОВИЧ. Род. 1917 г. (Симферополь).

1-8. Политическая карикатура (Б., тушь).

ЛЯДОВСКИЙ НИКОЛАЙ МОИСЕЕВИЧ. Род. 1923 г. (Симферополь).

1-5. Этюды “Симферополь” (Б., акв.).

ПУХОВ ЯКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ. Род. 1923 г. (Ялта).

1-5. Кавказские этюды “Окрестности дачи “Горячий ключ”” (К., м.).

САВЕНКОВ БОРИС КОНСТАНТИНОВИЧ. Род. 1922 г. (Симферополь).

  1. “Портрет офицера Советской армии” (Х., м.; 53х46).

СОКОЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Род. 1923 г. (Симферополь).

  1. Этюд “У реки Салгир” (Х., м.; 23х62,5),
  2. Этюд “Вид на Феодосию” (Х., м.; 31х63).

ФЕДЧУК КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА. Род. 1911 г. (Симферополь).

  1. Бюст “Партизан Гражданской войны Лушин” (Гипс; 60х43х30).

ФЕРБЕР ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Род. 1908 г. (Ялта).

  1. “Ялтинский порт” (Х., м.; 65х95),
  2. “Ай-Даниль” (Х., м.; 58х82),
  3. “Крымский пейзаж” (Х., м.; 54х65),
  4. Этюд “Уборка винограда” (Х., м.; 45х60),
  5. Этюд “В порту” (К., м.; 25х33),
  6. Этюд “Сбор винограда” (К., м.; 30х45),
  7. “Море” (К., м.; 25х37),
  8. Этюд “В порту” (К., м.; 27х35),
  9. Этюд “Пейзаж” (К., м.; 34х70),
  10. Этюд “Порт” (К., м.; 38х50).