1949 год. Областная художественная выставка

Выставка не состоялась.

 

ПРОТОКОЛ

V Всекрымской конференции членов и кандидатов ССХ Крыма

21-22 июня 1948 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 42. Л. 18-51]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Члены и кандидаты ССХ Крыма – С. И. Владимиров, Я. П. Бирзгал, Н. С. Барсамов, С. С. Карташов, В. К. Яновский, М. М. Щеглов, В. И. Спичак, Ф. А. Литвинов, М. А. Меркульева, Л. Д. Холкина, К. Я. Рыбальская, М. И. Оликова, Я. А. Басов, М. М. Степанов, В. П. Цветкова, С. К. Яровой, М. В. Новикова, О. А. Авсиян, М. С. Рыбников, Ю. В. Волков, К. Н. Грот-Пелещук, М. Д. Колесов, В. М. Новиков, Н. Х. Таиров, Е. М. Слюсарь, Е. П. Савченко, М. П. Крошицкий, Ф. И. Копп, И. М. Дрябкин, И. Ф. Донской, И. А. Пантелеев, Э. М. Грабовецкий. П. А. Дегтярев (Начальник Областного отдела искусств), А. И. Мандельштам (Заместитель начальника отдела искусств), Гуськов (Инструктор ОК ВКП(б)), Лещинская (Заведующая отделом пропаганды и агитации Городского РК ВКП(б)), Н. Н. Масленников (Представитель Оргкомитета ССХ СССР), Н. М. Дудин (Директор Художественного училища), Е. М. Маркова (Заведующая учебной частью Художественного училища), Е. С. Шишкин (Художник), Н. М. Привалова. (…)

  1. II. СЛУШАЛИ: О подготовке к выставке “Пятилетка в четыре года” (докладчик Я. П. Бирзгал). В 1949 году проектируются выставки, Всесоюзная и Областная, “Пятилетка в четыре года”.

ПРЕНИЯ:

М. Д. Колесов – Предложение Бирзгала обращаться к отдельным предприятиям по заключению контрактации очень хорошее. Ялтинские художники на эту выставку не имели ни одной контрактации.

М. И. Оликова – Я не являюсь членом коллектива Ялтинского товарищества, работаю частным образом. Получилось, что я являюсь кустарем-одиночкой. Я хочу работать творчески, писать портреты выдающихся людей, что и делала раньше. Необходимо лучше организовать работу художников периферии.

И. А. Пантелеев – После освобождения Крыма необходимо было восстановить “Крымхудожник”, но так, как Отдел искусств отказался послать человека в Москву для переговоров со “Всекохудожник”, ссылаясь на то, что он не располагает средствами на командировки. Таким образом, время для восстановления товарищества было упущено. Дело начали позднее сами художники, но с помощью Отдела искусств это товарищество “Крымхудожник” передали в артель.

В. К. Яновский – Покажем свое лицо, что очень поможет продвижению Стола заказов. Передвижные выставки хорошо организовать в Керчи и других промышленных городах, так же в Ялте, Гурзуфе, оттуда вы будете иметь заказы.

С. И. Владимиров – Организовывая передвижную выставку, нужно вести большую агитационную работу, иначе мы с выставкой можем прогореть. Сейчас, в первую очередь, необходимо больше популяризировать нашу выставку (выступление в печати и так далее), через печатание наших произведений (репродукций и открыток). Нужно больше пропагандировать наши произведения.

П. А. Дегтярев – Дело с устройством передвижной выставки нужно организовать с Отделом культпросветработы, один Союз с этим делом не справится. На поднятый мною вопрос о создании выставки прикладного искусства и художественных ремесел, Бирзгал в своем выступлении указал на широкие возможности этой выставки: вышивка, керамика, товарищество в Ялте – чеканные работы, резьба по кости. Необходимо организовать Комитет по подготовке этой выставки.

К. Я. Рыбальская – Выставку прикладного искусства организовать можно и нужно. Лабораторная работа двинулась много вперед. Нужно только её хорошо популяризировать.

В. И. Спичак – Выставка нам нужна, чтобы популяризировать хотя бы керамику, производство её угасает, падает. А керамика имеет возможности и перспективы.

РЕЗОЛЮЦИЯ:

  1. Считать необходимым организовать в мае 1949 года Крымскую областную выставку, посвященную основной теме “Пятилетка в четыре года”.
  2. Просить Отдел по делам искусств, ОК ВКП(б), по возможности в ближайшее время, создать Выставочный комитет из представителей советских и партийных организаций области. В означенный Выставочный комитет конференция рекомендует включить следующих представителей ССХ Крыма – Н. С. Барсамов, М. П. Крошицкий, В. И. Спичак, С. И. Владимиров, М. М. Степанов.
  3. Для распределения работ среди художников необходимо составить ориентировочный тематический план выставки.
  4. В целях своевременной подготовки работ для выставки, необходимо незамедлительное заключение со стороны Отдела по делам искусств контрактационных договоров с художниками, а также, согласно, указаний Комитета по делам искусств, организовать творческие командировки для художников.
  5. Считать необходимым организацию контрактации художников крупными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями на исполнение творческих работ, с тем условием, чтобы эти работы после выставки поступили в собственность заказчика.
  6. Считать необходимым организацию в конце 1948 года выставки прикладного искусства области. Просить Отдел по делам искусств выделить необходимые средства на организацию выставки, а также создать Выставочный оргкомитет.
  7. Обратить внимание Отдела по делам искусств на необходимость организации по линии Дома народного творчества выставок самодеятельного искусства. (…)

 

ПРОТОКОЛ №19

Заседания Правления ССХ Крыма

от 13 сентября 1948 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 43. Л. 62-64]

(…) III. СЛУШАЛИ: Приказ Комитета искусств при СМ СССР №535 о выставке 1949 года.

И. А Пантелеев – В мае 1949 года должна быть традиционная Всекрымская выставка, из произведений которой лучшие должны быть отобраны для жюри Всесоюзной выставки.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Просить Начальника Отдела по делам искусств П. А Дегтярева, по возможности скорее, оформить контрактационные договоры с художниками, готовящими произведения для выставки 1949 года. Также просить Отдел искусств послать художников в творческие командировки в колхозы, на рыбные промыслы и промышленные предприятия.
  2. Очередную 6-ю Всекрымскую выставку ССХ открыть 9 мая 1949 года, о чем заблаговременно поставить в известность всех членов и кандидатов Союза. Лучшие произведения Всекрымской выставки направить на Всесоюзную выставку.
  3. Копию Приказа Комитета по делам искусств СССР за №535 послать Ялтинской группе художников для соответствующего обсуждения.
  4. Просить Отдел по делам искусств создать Выставочный оргкомитет.

 

ПРОТОКОЛ

VI Всекрымской конференции ССХ Крыма

от 18-19 ноября 1948 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 42. Л. 52-109]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Члены и кандидаты ССХ Крыма – М. Д. Колесов, С. К. Яровой, Е. М. Слюсарь, О. А. Авсиян, М. П. Крошицкий, Я. П. Бирзгал, Н. С. Барсамов, А. П. Баринов-Ельцов, И. А. Пантелеев, В. К. Яновский, К. Я. Рыбальская, М. В. Новикова, В. И. Спичак, М. С. Рыбников, И. Я. Шперлинг, С. С. Карташов, А. С. Ернев, Я. А. Басов, С. И. Владимиров, М. М. Щеглов, Н. Х. Таиров, Э. М. Грабовецкий, Л. Д. Холкина, Ю. В. Волков, М. А. Меркульева, Е. П. Савченко, В. С. Калямин, А. В. Мартынов, М. И. Оликова; П. А. Дегтярев (Начальник Областного отдела по делам искусств); Завгородний (Инструктор ОК ВКП(б)); Кулемин (Корреспондент “Красного Крыма”). (…)

СЛУШАЛИ: Информационное сообщение Председателя ССХ Крыма Я. П. Бирзгала о подготовке к выставке 1949 года (Областной и Всесоюзной).

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Подтвердить, установленный на прошлой конференции срок открытия очередной Областной художественной выставки, к 9 мая 1949 года.
  2. Просить Отдел по делам искусств незамедлительно создать Областной выставочный комитет. Во изменение постановления прошлой конференции в означенный Выставочный комитет от ССХ рекомендовать: С. И. Владимирова, О. А. Авсияна, Е. М. Слюсарь, Н. С. Барсамова, П. М. Мясникова.
  3. Просить Выставочный комитет изыскать средства на творческие командировки и другие расходы по организации выставки.
  4. Предложить Правлению ССХ незамедлительно составить проект письма от Облисполкома предприятиям, совхозам и колхозам, относительно контрактации художников.
  5. Рекомендовать каждому из членов и кандидатов Союза написать, нарисовать или вылепить не менее одного портрета с кого-либо из знатных людей области.
  6. Обратить особое внимание всех художников на необходимость своими творческими работами отметить предстоящую знаменательную дату 70-летие Сталина. (…)

 

ПРИКАЗ №174

по Областному отделу по делам искусств

от 30 декабря 1948 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 50. Л. 1]

В соответствии с Приказом Комитета по делам искусств при СМ РСФСР от 13 ноября 1948 года №808, в целях широкого участия художников Крыма во Всесоюзной художественной выставке 1949 года,

ПРИКАЗЫВАЮ создать Областной выставочный комитет в следующем составе:

  1. П. А. Дегтярев (Председатель).
  2. М. П. Крошицкий (Заместитель).
  3. С. И. Владимиров.
  4. О. А. Авсиян.
  5. Н. С. Барсамов.
  6. Е. М. Слюсарь.
  7. М. П. Мясников.

 

ПРОТОКОЛ №32

Заседания Правления ССХ Крыма

от 16 февраля 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 15-18]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: М. П. Крощицкий, О. А. Авсиян, В. И. Спичак, С. И. Владимиров, Е. М. Слюсарь, М. С. Рыбников; Члены и кандидаты ССХ – А. С. Ернев, И. А. Пантелеев, И. М. Дрябкин, Н. Х. Таиров, С. В. Кузнецова, И. Ф. Донской; П. А. Дегтярев (Начальник Отдела по делам искусств); Б. С. Иванов (Председатель ОК Союза Рабис). (…)

XIII. СЛУШАЛИ: М. П. Крошицкий заявляет, что состояние работы над произведениями к предстоящей майской выставке у художников даже работающих по договорам вызывает тревогу. Необходимо проверить состояние работ у художников и причины, мешающие им.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Президиуму Правления составить график проверки мастерских с привлечением для этого актива художников. (…)

 

ПРОТОКОЛ №34

Заседания Правления ССХ Крыма

от 10 марта 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 20-22]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: М. П. Крошицкий, О. А. Авсиян, В. И. Спичак, Е. М. Сюсарь, С. И. Владимиров, М. С. Рыбников; Член ССХ – И. А. Пантелеев. (…)

  1. II. СЛУШАЛИ: Информацию М. П. Крошицкого о состоянии подготовки к выставке. В результате опроса симферопольцев выяснилось, что только 2-3 человека могут действительно участвовать в выставке, остальные дать работы не в состоянии по целому ряду причин, такое же положение в Ялте. В связи с этим встает вопрос о необходимости передвинуть срок открытия выставки.

ПОСТАНОВИЛИ: Согласовать вопрос с Начальником Отдела по делам искусств о необходимости быстрейшей проверки готовности к выставке, процент выполнения работ, их качество и о сроке открытия выставки. (…)

 

ПРОТОКОЛ №38/39

Расширенного заседания Правления ССХ Крыма

от 23 апреля 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 32-35]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: М. П. Крошицкий, О. А. Авсиян, В. И. Спичак, С. И. Владимиров, М. С. Рыбников; П. А. Дегтярев (Начальник Отдела по делам искусств); А. Б. Зернова (Заместитель начальника Управления Учреждений изобразительных искусств РСФСР); Члены м кандидаты ССХ Крыма – ИМ. А. Пантелеев, Ф. А. Литвинов, К. А. Прохоров, Э. М. Грабовецкий, М. М. Щеглов, Е. М. Слюсарь, Е. П. Савченко, И. Ф. Донской, А. И. Береговой, Н. Х. Таиров, П. П. Ремешило, И. М. Дрябкин.

  1. I. СЛУШАЛИ: Информацию М. П. Крошицкого о результате просмотра готовности к выставке работ художников Симферополя и письменных сообщений художников других городов Крыма. Из 40 членов Союза 13 человек не имеют еще работ, у 16 степень готовности их произведений к выставке не внушает уверенности в окончании к сроку, и лишь 11 человек могут дать произведения к назначенному времени. Результат плачевный. Среди коллектива есть художники, имеющие контрактацию с Отделом по дела искусств, а у части из них сроки представления работ падают на сентябрь, октябрь. Из Ялтинского коллектива – 3 человека тяжело больны. Благополучно дело обстоит со скульпторами. Художники-графики тоже могут быть экспонированы на выставке. Результаты просмотра еще раз показывают, что эта часть решений конференции о сроке выставки почти не осуществима к 9 мая 1949 года. Предлагает перенести открытие выставки на другой срок.

О. А. Авсиян – Предлагает перенести выставку на осень, отмечая при этом, что качество уже выполненных работ очень сомнительное.

В. И. Спичак – Напоминает, что на выставку работ художников РСФСР в Москве было отобрано, из представленных Крымскими художниками 16-ти произведений, 9, однако после открытия выставки оказалось, что экспонируется лишь 3 картины.

П. А. Дегтярев – Говоря о сроках открытия выставки, указывает, что, отложив выставку на осень, члены ССХ не будут иметь возможности участвовать на Всесоюзной выставке.

ПОСТАНОВИЛИ: Срок открытия выставки отложить на 1 августа 1949 года. (…)

 

ПРОТОКОЛ №40

Заседания Правления ССХ Крыма

от 28 апреля 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 37-38]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: М. П. Крошицкий, О. А. Авсиян, В. И. Спичак, С. И. Владимиров, М. С. Рыбников; Член ССХ – И. А. Пантелеев.

  1. I. СЛУШАЛИ: О сроке открытия выставки.

О. А. Авсиян – Перенесение срока открытия выставки требует усиления работы Выставкома, который должен быть в курсе всей работы художников в ходе их подготовки к выставке.

ПОСТАНОВИЛИ: Известить всех членов ССХ, что срок открытия выставки переносится на 1 августа, последний срок представления работ 25 июля. (…)

 

ПРОТОКОЛ №2

Расширенного заседания Комиссии по работе с молодыми художниками

от 21 мая 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 52. Л. 8]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Члены Комиссии – Е. М. Слюсарь, Н. Х. Таиров, М. М. Щеглов; Члены и кандидаты ССХ Крыма – А. И. Береговой, Э. М. Грабовецкий, В. С. Калямин, Ф. А. Литвинов, Л. Д. Холкина, К. А. Прохоров; Художники, окончившие Художественное училище им. Самокиша в 1948 году, — А. А. Шебалов, К. Г. Андреева, Н. П. Глушкова. (…)

III. СЛУШАЛИ: О подготовке в выставке. М. М. Щеглов – Все молодые мастера стали работать более активно и желательно, чтобы и молодые художники, окончившие Художественное училище, дали полноценные работы. Молодые художники начинают расслаиваться и считают, что отдельные профессии стоят одна выше другой. Это неправильно. Надо совершенствоваться в разных областях.

В творчестве Н. Х. Таирова наблюдается повышение квалификации, он работает в издании книг, повышает свою квалификацию, учится в заочном институте АХ, надо, чтобы он теперь показал себя на выставке.

Ф. А. Литвинов работает в издательстве, несет большую работу и борется за повышение качества работы. Работает в области плаката, работает над образом Сталина. Отрывается немного от жизни, мало повышает свой идейно-политический уровень и создается угроза, что основы работ не будет.

Э. М. Грабовецкий работает в печати, но нельзя отрываться от действительной жизни, надо повышать квалификацию.

Е. М. Слюсарь молодой скульптор, ведет большую работу по городу, общественник, но надо обратить внимание на повышение идейно-политического уровня.

Ю. В. Волков очень сильно выдвинулся за последнее время, но не одни удачные работы должны его окрылять, надо больше вовлекаться в массу.

О. А. Авсиян имеет большой стаж работы, несет большую работу в ССХ. Работает в разных областях, но распыляется.

К. А. Прохоров повышает свою квалификацию, учится в заочном институте, работает в области графики.

А. И. Береговой работает как художник, надо, чтобы дал работы к выставке.

Л. Д. Холкина большой общественник, но она искусствовед и надо, чтобы дала работы по Крыму.

И. М. Дрябкин работает в Краеведческом музее, но пока как искусствовед не дал работы.

В. С. Калямин пассивен в работе, но числится кандидатом ССХ, мало себя проявлять, надо входить в массу и активно участвовать в жизни Союза и дать работы к выставке.

А. И. Береговой работает над картиной “На уборке”,

К. А. Прохоров “В Крыму на отдыхе”.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Поручить М. М. Щеглову написать заметку в газету “Советское искусство” о работе молодых художников Крыма.
  2. Представить к 10-15 июля работы художников к предстоящей выставке.
  3. Вовлечь художников к участию в издательстве по выпуску художественной литературы и плакатов (поручить Грабовецкому и Литвинову).
  4. Организовать коллективный выход на пленер.

 

У КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ

[Красный Крым. 1949. 5 июля]

Деятельно готовятся в областной выставке изобразительного искусства, посвященной 30-й годовщине Советского Крыма, художники и скульпторы области. Художник Н. Барсамов пишет картину о городе-герое Севастополе. Над серией графических работ трудится О. Авсиян. С. Кузнецова работает над скульптурой “Строитель”.

Многие картины посвящены передовикам восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства Крыма: картина М. Колесова “У доски соревнования”, портреты знатных людей – художника В. Цветковой и многие другие. Историческим темам посвящены картины художника Ю. Волкова “Багеровский ров” и М. Степанова “Встреча броненосца “Потемкин” с эскадрой”.

Над крымскими пейзажами работают художники тт. Яновский, Прохоров и другие.

Серию иллюстраций к произведениям русского поэта А. С. Пушкина закончил художник М. Щеглов. Ряд полотен посвящены сельскому хозяйству.

                                                                                        М. ВИШНЕВСКИЙ

 

ПРОТОКОЛ №45

Заседания Правления ССХ Крыма

от 7 июля 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 61-65]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: О. А. Авсиян (Заместитель председателя), И. А. Пантелеев, М. М. Степанов, С. И. Владимиров, М. С. Рыбников, Е. М. Слюсарь. М. В. Новикова (Уполномоченный Художественного фонда). З. С. Туршу (Инспектор Отдела по делам искусств). Б. С. Иванов (Председатель ОК Союза Рабис). (…)

  1. IV. СЛУШАЛИ: Информацию О. А. Авсияна о сроке проверки работ к предстоящей выставке. Предлагает установить срок проверки работ 25 июля Выставкомом, непосредственно в мастерских художников.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Выставкому проверить состояние работ в мастерских художников 24-25 июля. (…)

 

ПРОТОКОЛ

Беседы членов и кандидатов ССХ Крыма, проживающими в Симферополе, с Рудневым В. В.

от 17 сентября 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 103-112]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: М. П. Крошицкий, О. А. Авсиян, А. И. Береговой, Э. М. Грабовецкий, С. И. Владимиров, И. Ф. Донской, С. С. Карташов, В. С. Калямин, С. В. Кузнецова, Ф. А. Литвинов, М. В. Новикова, И. А. Пантелеев, Е. П. Савченко, М. М. Щеглов, Н. Х. Таиров. В. В. Руднев (Начальник Управления Учреждениями изобразительных искусств Комитета по делам искусств при СМ РСФСР). Л. Н. Риттер (Начальник Областного Отдела по делам искусств).

СЛУШАЛИ: Выступление Л. Н. Риттера – Настоящее собрание является товарищеским собеседованием. Только что было проведено обследование подготовки к Всесоюзной выставке, причем выяснено, что готовности никакой нет. Бывшим Начальником Отдела по делам искусств проводилась антигосударственная практика неправильного заключения договоров (И. Я. Шперлинг, В. И. Спичак и другие).

Выступление В. В. Руднева – Коллектив художников Крыма оторвался от жизни и слабо участвует в важных мероприятиях Партии и Правительства. Крым наводнен массой антихудожественной продукции, выпускаемой артелью “Крымхудожник” и мастерской Краеведческого музея, во всем этом повинен коллектив Крымских художников. Вы рекомендовали на выставку РСФСР работы Спичака. Вы мне не помогали, а наоборот, я должен был с вами бороться. П. А. Дегтярев неправильно информировал Комитет. Почему вы не контролировали работу Дегтярева, почему не обращались в ОК Союза Рабис? Повседневная политучеба, повышение профессиональных знаний на Южном берегу не проводились.

Отсюда и результат, художник В. М. Новиков совершенно оторвался от жизни, его ничего не интересует. Н. С. Барсамов не пересмотрел свои ошибки. Отсутствует чувство спаянности, художники живут келейно, уединились, отсутствует товарищеская дружеская критика. Личное у вас выше общественного (отказ Барсамова от предоставления работ на выставку в Ростов и поездки на конференцию). Коллектив сильно засорен, много лишних и ненужных людей (В. М. Новиков в Алупке дилетант). Областной выставки, по-видимому, не будет, нет готовых законченных работ.

С. И. Владимиров и О. А. Авсиян имеют этюды, рисунки о Севастополе, но готовых, законченных произведений на сегодняшний день у них нет. По Ялте и Алупке только две вещи могут быть на Областной выставке: “Рыбачья пристань в Судаке” М. М. Степанова и портрет В. П. Цветковой, однако на Всесоюзную выставку они не вытянут. Далее он переходит к

ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОГО ХУДОЖНИКА:

В. П. Цветкова способный человек, но она развращена мазистостью.

В работе М. М. Степанова отсутствует время, советская среда и социалистическое содержание.

Работы М. Д. Колесова серая грязь, растерзанный человек, страшные позы, примитивно, несовременно. Он колхозов не видел (договор на исполнение “У доски соцсоревнования” будет расторгнут).

М. А. Меркульева очень болезненно воспринимает критику, эскизы одни и те же, только перестановка фигур, при одной и той же позе. Договор будет расторгнут, такая картина никому не нужна (Толстой и Горький), картины нет.

П. М. Мясников учился в студии Всекохудожника, но он не пишет картины, только этюды, которые никому не нужны, грязные и бесцветные. Данные у Мясникова есть, а он опустился, он забыл о том, что он слуга народа, что он должен создавать идейные произведения. К выставке он ничего не делает.

Я. А. Басов способный художник, но не умеет рисовать и не желает совершенствоваться в рисунке.

П. П. Ремешило, неправильный стиль работы, живя в Крыму, пишет Театральную площадь в Москве. У него силен рецидив импрессионизма. Нужно четче и лучше организовать рисунок, а не гоняться за цветным бликом.

И. Ф. Донскому необходимо подумать, если он хочет быть в Союзе, он должен перестроиться и учиться. У него элементы натурализма (в портрете Мальцева вырисованы медали, образ отсутствует). Экспонировать эту вещь на выставке так нельзя.

М. В. Новикова интересный художник, училась у большого мастера, но очень туго и медленно движется вперед. Эскиз к картине “Партизаны” хорош и с любовью выполнен.

У И. А. Пантелеева очень странен переход от живописи к скульптуре. Его скульптурная вещь экспонироваться не может, он поспешил переводить в гипс. Живопись у него очень невысокая. Скульптура не доведена, не завершена, но данные у него есть.

У С. И. Владимирова хороши и доведены этюды, но картин нет, из его Севастопольских этюдов можно сделать диораму.

К. А. Прохоров делает интересную картину, могла бы экспонироваться на Всесоюзной выставке, но её не успеет ко времени закончить.

О ГРАФИКАХ: М. М. Щеглов, О. А. Авсиян, В. С. Калямин, Э. М. Грабовецкий, Н. Х. Таиров, Е. П. Савченко, Ф. А. Литвинов – нужно ставить и поднимать графику, рисунок есть основа всего. Графики здесь не задают тон, есть интересные вещи, но произведений на современную тематику не создано.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ПО ДОКЛАДУ:

Э. М. Грабовецкий – Руководство Союза относится плохо к графикам. Говорит, например, Ю. В. Волкову “Зачем он работает для газеты, он может исхалтуриться”.

С. И. Владимиров – Бескультурье, в смысле решения картин, нет идеи, глубокой мысли, примитивность антихудожественной формы. Нам нечего показать. Выставки низки. Ю. В. Волков талантливый человек. Кто ему создал условия? Чем помогают ему? ОК Союза Рабис, Отдел по делам искусств. Эти люди без помощи деградируют, падают, но что можно сказать о других менее талантливых, способных.

М. П. Крошицкий – Фраза, брошенная Грабовецким о Волкове, искажена, я его только предупредил о том, как старший товарищ, что продолжительная работа в редакции сушит живописца.

Н. Х. Таиров – Графическая секция ССХ сделала упущение и допустила бесконтрольность издательства, выпускающего плохие иллюстрации и плакаты, как, например, детская книжка “Кто это?” с иллюстрациями П. Д. Егорова, плакаты и другое. В. П. Бутузов – ССХ мало уделяет внимания Художественному училищу, прежнее руководство мало подготовило училище к новому учебному году.

В. В. Руднев – Лучшие мастера Москвы будут командированы для помощи художникам Крыма.

 

ПРИКАЗ №172

по Крымскому областному отделу по делам искусств

от 19 сентября 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 50. Л. 42]

В связи с истечением сроков договоров и невыполнением рядом художников своих договорных обязательств перед Областным Отделом по делам искусств по созданию художественных произведений, расторгнуть договора со следующими художниками: Е. М. Слюсарь (договор истек 30.06 48), Я. А. Басов (25.04 48), В. К. Яновский (15.04 49), И. Я. Шперлинг (1.09 49), Ю. В. Волков (1.03 49), А. И. Береговой (15.09 49), М. Д. Колесов (1.05 49), К. А. Прохоров (1.08 49), И. А. Пантелеев (1.05 49).

  1. Главному бухгалтеру Отдела А. Я. Кулинич передать в судебные органы материалы на вышеперечисленных художников для взыскания с них аванса.
  2. Предупредить Н. С. Барсамова и А. В. Мартынова, что в случае не представления ими в 10-дневный срок законченных произведений по договорам или не возвращения ранее полученного аванса, дело о взыскании такового будет передано в суд.
  3. В связи с тем, что выполняемое произведение по договору с Меркульевой “Горький и Толстой в Крыму” не нашло своего правильного композиционного разрешения и сдано в срок быть не может, договор с Меркульевой расторгнуть и предложить ей в течении месяца вернуть в Отдел полученный аванс в сумме 4000 рублей или же предложить другие произведения на эту сумму.

ПОДПИСЬ:                                                  Начальник Отдела Л. Риттер.

 

 

ПРОТОКОЛ №51

Заседания Правления ССХ Крыма

от 21 сентября 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 113-115]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: М. П. Крошицкий, О. А. Авсиян, И. А. Пантелеев, С. И. Владимиров, В. К. Яновский. Члены и кандидаты ССХ – Н. Х. Таиров, М. М. Щеглов, А. И. Береговой.

  1. I. СЛУШАЛИ: Информацию М. П. Крошицкого о положении с подготовкой к Областной выставке и наличии качественных картин, отобранных с участием В. В. Руднева.

О. А. Авсиян – Иллюстрации к рассказу Павленко “Счастье” и Севастопольские зарисовки;

Н. С. Барсамов – “Строители Севастополя”;

А. И. Береговой – “Уборка урожая”;

А. П. Баринов-Ельцов – работ нет;

С. И. Владимиров – работ нет;

Ю. В. Волков – ?;

М. П. Крошицкий – работ нет;

М. Д. Колесов – работ нет;

С. В. Кузнецова – ?;

М. А. Меркульева – работ нет;

А. В. Мартынов – работ нет;

П. М. Мясников – работ нет;

В. М. Новиков – работ нет;

И. А. Пантелеев – Скульптура “Уборщица подсолнуха”;

К. Я. Рыбальская – Вышивки;

Е. М. Слюсарь – ?;

М. М. Степанов – “Пристань в Судаке”;

Н. Л. Савицкий – Мелкая скульптура в фарфоре;

Н. Х. Таиров – “Уборка урожая в Симферопольском зерносовхозе”, графика;

В. П. Цветкова – “Портрет знатного табаковода”;

М. М. Щеглов – Две иллюстрации к сказкам Пушкина, “Сталин в Нарыме”;

К. А. Прохоров – “На отдыхе”;

В. К. Яновский – “Партизанские места” 5 акварелей;

Я. А. Басов – работ нет;

Э. М. Грабовецкий – Обложки;

И. Ф. Донской – Работ нет;

В. С. Калямин – Работ нет;

С. С. Карташов – Скульптура-бюст “Шевченко”;

Ф. А. Литвинов – Плакат;

И. М. Левин, М. В. Новикова, М. И. Оликова, Е. П. Савченко, С. К. Яровой, П. П. Ремешило – Работ нет;

М. И. Фадеев – ?.

Всего, таким образом, к выставке имеется 6 работ маслом, графики 6, скульптуры крупного размера 3, мелких 3.

С. И. Владимиров – При создавшемся положении, выставка сорвана, даже из того небольшого количества работ, которые имеются, еще неизвестно будут ли приняты или нет. Следовательно, общими усилиями выставки не будет.

М. П. Крошицкий – Нужно сейчас решить вопрос принципиально и по существу, будет выставка или нет?

ПОСТАНОВИЛИ: В силу отсутствия соответствующих условий для художников, творчески-материальной базы товарищества “Художник”, а также, вследствие порочной системы договоров Областного Отдела по делам искусств, даже с учетом имеющихся работ, выставка организована быть не может, исходя из решений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам и возросшими требованиями к произведениям искусств.

  1. II. СЛУШАЛИ: Приказ №172 Отдела по делам искусств о привлечении к ответственности художников за невыполнение договорных обязательств.

М. П. Крощицкий – Мною было заявлено Начальнику Отдела по делам искусств, что это очень формальный подход к художникам и что этим приказом возлагается вся вина на них за порочную систему договоров. На что Начальником Отдела было заявлено, что это необходимая мера для ликвидации ненормального положения с договорами и в отношении некоторых почти готовых работ будет дана отсрочка. Было заявлено, что даже принятые уже работы по договорам будут вновь просмотрены и, возможно, переоценены, исходя из повышенных требований.

ПОСТАНОВИЛИ: Согласны целиком с приказом №172 в отношении И. Я. Шперлинга, что касается остальных работ по договорам, то просить о продлении срока представления работ, с учетом того, что невыполнение сроков договоров, явилось результатом неоднократного откладывания выставок и в целях улучшения качества работы, учитывая индивидуальные возможности каждого художника. (…)

 

ПРОТОКОЛ №56

Заседания Правления ССХ Крыма

от 31 октября 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 126-128]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Е. М. Слюсарь (Председатель), О. А. Авсиян (Заместитель), С. И. Владимиров, М. М. Степанов. М. В. Новикова (Уполномоченный Художественного фонда).

  1. I. СЛУШАЛИ: Информацию Е. М. Слюсарь о том, что есть указание Начальника Отдела по делам искусств Л. Н. Риттера о немедленной организации сбора работ для жюри Выставкома и открытия выставки к 7 ноября 1949 года.

А. О. Авсиян – При наличии существующих работ, мы не имеем права открывать выставку, работы очень слабы, и открывать выставку на таком низком уровне невозможно.

Е. М. Слюсарь – Говорит, что, откладывая выставку сейчас, мы ничем не гарантированы от того, что весной у нас не повторится тот же вариант об отсрочке опять выставки. Мы два года почти готовились к этой выставке, а работ у нас нет. Поэтому, считает возможным, в крайнем случае, сделать выставку нескольких художников. Выставка должна быть.

М. М. Степанов – Выступать сейчас с теми работами, что сейчас есть, это ставить себя под удар. Устроить же небольшую выставку нескольких, это никого удовлетворит.

С. И. Владимиров – Пусть нас лучше ругают за то, что выставки нет, чем за плохую выставку.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. В силу того, что объезд художников, с участием В. В. Руднева, Л. Н. Риттера, М. П. Крошицкого, С. И. Владимирова, установил, что по качеству своих работ к Областной выставке участвовать на ней не могут, а представленные в данный момент работы не стоят на идейном и художественном уровне. Правление ССХ Крыма полагает, что выставка в этом году состояться не может.
  2. Работы художников собрать к 3 ноября 1949 года для просмотра и окончательного решения жюри выставки.
  3. Просить Отдел по делам искусств в ближайшее время созвать творческую конференцию художников Крыма, на которой обсудить состояние творческой деятельности Союза. (…)

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Жюри по приему работ на Областную художественную выставку

от 5 ноября 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 53. Л. 88-89]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Б. Н. Лощинин (Заведующий Отделом пропаганды ОК ВКП(б)), Л. И.Риттер(Начальник Областного Отдела по делам искусств), А. И. Мандельштам (Уполномоченный Главреперткома по Крыму); члены Областного Художественного совета С. И. Владимиров, М. М. Щеглов.

Барсамов, Николай Степанович

  1. “Строители Севастополя”, Х./м. – отклонить;
  2. “Портрет партизана Куликовского”, х./м. – принять условно.

Колесов, Михаил Дмитриевич

  1. “Портрет Ленина”, поколенный, х./м. – отклонить;
  2. “Портрет главного агронома Ялты”, х./м. – принять условно;

5 “Портрет хирурга Дильмана”, х./м. – принять условно.

Новикова, Мария Викентьевна

  1. Натюрморт “Сирень”, х./м. – принять условно;
  2. Эскиз к картине “Письмо с большой земли” (Крымские партизаны), 50х65, х./м. – принять.

Цветкова, Валентина Петровна

  1. “Портрет знатной колхозницы П. Рожковой”, 100х70, х./м. – принять условно;
  2. “Портрет рыбака Мотовилина”, 100х70, х./м. – отклонить;
  3. Натюрморт “Гвоздика”, 80х70, х./м. – отклонить;
  4. Натюрморт “Сирень”, 120х100, х./м. – принять условно;
  5. Этюд “Мимозы цветут”, 30х50 – отклонить.

Баринов-Ельцов, Александр Петрович

  1. “Восстановление Ялтинского порта”, х./м. – принять;
  2. “Пейзаж”, х./м. – отклонить.

Прохоров, Константин Александрович

  1. “В Крыму на отдыхе. На Южном берегу Крыма”, 133х173, х./м. – принять;
  2. “Портрет молодой учительницы”, 70х50, х./м. – принять.

Савченко, Елена Павловна

  1. “За изучением истории партии”, х./м. – отклонить.

Фербер, Виктор Александрович

19-21. “Азовские этюды” – принять;

  1. “Ай-Василь”, х./м. – принять;
  2. “Уборка винограда”, х./м. – принять;

24-25. “Пейзаж”, х./м. – отклонить.

Фадеев, Михаил Иванович

  1. “Первый опыт”, 60х75, х./м. – отклонить.

Яровой, Степан Калинович

  1. “Портрет Сталина. Сталин в Ливадии”, 165х102, х./м. – принять;
  2. “На новом месте”, 50х70, х./м. – принять;
  3. Этюд “Утро. Ялта”, 50х70, х./м. – отклонить.

Ермилов, Борис Павлович

  1. “Портрет медсестры А. И. Ильиной”, 80х60, х./м. – отклонить;
  2. “Портрет хирурга Д. П. Мухина”, 80х60, х./м. – отклонить;
  3. “Портрет врача Долгих”, 80х60, х./м. – отклонить.

Ремешило, Петр Петрович

  1. “Пейзаж”, х./м. – отклонить;
  2. “Пейзаж Симферополя”, х./м. – принять;

35-36. Натюрморты “Сирень”, 70х85, х./м. – отклонить;

  1. “Москва-центр”, 95х140, х./м. – отклонить.

Донской, Иван Феофилович

  1. “Портрет Мальцева”, х./м. – отклонить.

Яновский, Владимир Константинович

  1. “Ялта”, акварель – отклонить;

40-46. “Партизанские места”, акварель – принять.

Левин, Илья Маркович

  1. “Портрет”, х./м. – отклонить.

Степанов, Михаил Михайлович

  1. “Раннее утро у берегов Крыма”, 65х102, х./м. – принять;
  2. “Финал. Авиация Черноморского флота уничтожает бегущих из Крыма немецких захватчиков”, 100х150, х./м. – принять;
  3. “Рыбачья пристань. Судак”, 100х170, х./м. – принять;
  4. “1918 год, Советизация Крыма. Эсминец Гаджибей выбивает из Ялты контрреволюционные, националистические банды крымских татар”, 120х180, х./м. – принять.

Мясников, Павлин Михайлович

52-58. Этюды (“Село Соколиное”, “Сбор фруктов”, “Солнечный день”), 45х65, к./м. – отклонить;

59-60. 2 рисунка, 28х34, бум. кар. – принять;

61-62. 2 рисунка, 28х34, бум. кар. – отклонить.

Карташов, Степан Семенович

  1. “Бюст Мичурина”, гипс – принять;
  2. “Бюст Пушкина”, тон. гипс – принять;

65 “Бюст Шевченко”, гипс – принять;

  1. “Бюст Ленина”, гипс – принять.

Савицкий, Николай Лукич

  1. “Бюст Сталина”, тон. гипс – принять.

Пантелеев, Иван Андреевич

  1. “Колхозница убирает подсолнухи”, гипс – принять условно.

Кузнецова, София Васильевна

  1. “Рабочий-строитель”, тон. гипс – отклонить.

Слюсарь, Евдокия Михайловна

  1. “Герой труда Брынцев”, тон. гипс – принять;
  2. “Бюст Новиковой”, гипс – отклонить;
  3. “Бюст Станиславского”, тон. гипс – принять.

Щеглов, Михаил Михайлович

73-75. Иллюстрации к сказкам Пушкина – принять;

  1. Карикатура “Джаз бандиты” – принять.

Работы графиков (Калямина Владимира Сергеевича, Савченко Елены Павловны, Грабовецкого Эммануила Марковича, Таирова Николая Христофоровича, Берегового Александра Ивановича, Авсияна Осипа Абрамовича) просмотреть Выставкому.

 

ПРОТОКОЛ №59

Заседания Правления ССХ Крыма

от 10 декабря 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 134-141]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Е. М. Слюсарь (Председатель), О. А. Авсиян (Заместитель), С. И. Владимиров, М. М. Степанов, Н. С. Барсамов, Н. Х. Таиров, В. К. Яновский, И. А. Пантелеев. Члены и кандидаты ССХ – М. П. Крошицкий, Я. А. Басов, А. П. Баринов-Ельцов.

  1. I. СЛУШАЛИ: Е. М. Слюсарь – Я последнее время чувствую охлажденность членов Правления к работе Правления, посещаемости политзанятий и студии. Приезд В. В. Руднева огорошил художников, так как он забраковал все работы, а мы члены Правления не поддержали художников и своим решением (на котором, к стати сказать, особенно настаивали Владимиров и Авсиян не делать выставку, окончательно дезорганизовали художников. Если бы мы своевременно поддержали художников, время у нас было, и художники поработали и исправили бы свои работы, выставка, хотя и небольшая, могла быть. Избранная нами Комиссия по перерегистрации перед Правлением о своей работе не отчиталась, а засекречено отправила материалы в Москву на утверждение Оргкомитета, что совершенно противоречит уставу Союза.

М. М. Степанов – Говорит о том, что, заслушав протокол последнего заседания Правления, он страшно возмущен выступлением Владимирова.

С. И. Владимиров – Проводя работу по перерегистрации, я очень серьезно и честно подошел к порученному мне делу. Работа еще не закончена и поэтому не может быть опубликована, так как она вносит дезорганизацию. И потому, что я работал в этой Комиссии, я попал и в немилость.

М. П. Крошицкий – Все то, что он сейчас слышал, все это конечно печально. И в целом сводится только к одному вопросу, быть или не быть Союзу. Два года мы стремились сделать Владимирова Председателем Союза, а он категорически отказывался в силу того, что тогда он будет лишен возможности творчески работать, и вот результат, он не Председатель и, тем не менее, творчески он тоже не работает.

В. К. Яновский – Говорит, что он надеялся на целый ряд товарищей, как-то, Авсиян, Владимиров и другие, дадут и сделают к выставке творческие работы, а они ничего не сделали. Они, находясь в составе Правления, сами ничего не делали и дезорганизовали художников.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Просмотреть работы, представленные к выставке, для окончательного решения вопроса о её открытии.
  2. Написать письмо Начальнику Отдела по делам искусств при Крымоблисполкоме и Директору Художественного училища с просьбой при составлении ими планов их работы в вечернее время учесть дни, занятые Союзом. (…)

 

ПРОТОКОЛ

Всекрымской конференции ССХ Крыма

от 27-28 декабря 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 54. Л. 1-69]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Члены ССХ КРЫМА – 1. О. А. Авсиян. 2. С. И. Владимиров. 3. С. В. Кузнецова. 4. М. П. Крошицкий. 5. И. А. Пантелеев. 6. К. Я. Рыбальская. 7. Е. М. Слюсарь. 8. Л. Д. Холкина. 9. Н. Х. Таирова. 10. А. П. Баринов-Ельцов. 11. М. Д. Колесов. 12. В. П. Цветкова. 13. М. А. Меркульева. 14. П. М. Мясников. 15. М. М. Степанов. 16. В. К. Яновский. 17. А. В. Мартынов. Кандидаты в члены ССХ Крыма – 1. А. И. Береговой. 2. И. Ф. Донской. 3. С. С. Карташов. 4. М. В. Новикова. 5. Я. А. Басов. 6. М. И. Фадеев. 7. П. П. Ремешило. 8. К. А. Прохоров. 9. Н. Л. Савицкий. 10. Э. М. Грабовецкий. 11. В. С. Калямин. 12. И. М. Левин. Приглашенные гости – А. А. Степанов (Начальник Областного Отдела по делам искусств), Б. С. Иванов (Председатель Крымского Обкома Союза РАБИС), З. С. Туршу (Инспектор Областного Отдела по делам искусств), В. А. Фербер (Художник, член Ялтинского товарищества “Художник”), А. Н. Ильина (Педагог Художественного училища им. Самокиша) и другие. Открывает конференцию Председатель Правления ССХ Крыма Е. МС. Слюсарь, говорит о целях и задачах нашего Союза в соответствии с постановлением Крымского Обкома ВКП(б). В Президиум избираются: А. А. Степанов (Председательствующий), Б. С. Иванов, Е. М. Слюсарь, И. А. Пантелеев, А. П. Баринов-Ельцов, М. П. Крошицкий, М. И. Фадеев.

  1. I. СЛУШАЛИ: Отчет о работе Правления ССХ Крыма, докладчик Е. М. Слюсарь. Настоящее Правление было избрано 30 января 1948 года, в количестве 7 человек, и, впоследствии доизбрано до 9 человек. В состав Правления вошли: М. П. Крошицкий (Председатель), О. А. Авсиян (Заместитель председателя), Н. С. Барсамов, М. С. Рыбников, Е. М. Слюсарь, В. К. Яновский, В. И. Спичак, С. И. Владимиров. В Ревизионную комиссию вошли: К. Я. Рыбальская, Л. Д. Холкина, П. М. Мясников. Общий состав членов ССХ Крыма на сегодняшний день: 21 член, 12 кандидатов, 3 не утверждены Оргкомитетом ССХ СССР. Членов ВКП(б) 5 человек.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА – Трижды сменились Председатели Правления, трое членов выбыло, два доизбраны. Члены Правления мало уделяли внимания делам Союза. Не находя помощи со стороны местных членов Правления, как О. А. Авсиян, С. И. Владимиров, И. А. Пантелеев и других членов, из коих В. И. Спичак продолжительное время вел подрывную работу против Союза в целом, казалось бы, это был большой урок, после чего, не говоря уже о членах Правления, а целиком Союз должен был бы больше сплотиться и ответить хорошей работой (я имею в виду выставку), быть более сплоченным, но, к сожалению, мы раскололись, создались такие условия, что Председатель М. П. Крошицкий не вынес непосильной нагрузки и, вынужден был в силу этого, выйти из состава Правления. О. А. Авсиян, его Заместитель, от этой, взятой на себя обязанности Заместителя, отказался. Остальные члены Правления последовали его примеру. Правление выбрало меня Председателем в мое отсутствие. Видя провал деятельности Союза, который остался без всякого руководства, я взяла на себя эту ответственную и, возможно, непосильную работу, и работала по примеру Крошицкого, то есть без всякой помощи, а главное без моральной поддержки со стороны местных членов Правления.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА – Владимиров, Авсиян, Пантелеев и другие на Областную выставку 1949 года, как живописцы, ровно ничего не дали, мотивируя свою творческую бездеятельность усталостью и разными субъективными причинами. А Владимиров даже категорически отказался от повышения уровня своих политических знаний, требуя официально на заседании Правления занести его отказ в протокол. Затем последовало его официальное заявление, что “Союз, где художники не могут заниматься творческой работой, существовать не может, он не отвечает своему прямому назначению и он никому здесь не нужен”. Не в силу ли этих соображений Союз, который должен расти, был Комиссией по перерегистрации намечен к сокращению в таких размерах, в которых он совсем существовать не может. Помимо всех этих моментов, творческую деятельность Союза подрывало отсутствие материальной базы для художников, отсутствие всякой помощи в деле организации этой базы со стороны вышестоящих организаций в 1948 году и в большей части 1949 года. Договоры с художниками на творческие заказы Отдел по делам искусств заключал без согласования с Союзом, с людьми, в некоторых случаях, далеко не проверенными, так например, со И. Я. Шперлингом и В. И. Спичаком, и на весьма крупные суммы. Творческих командировок было мало. Они не удовлетворяли запросов художников, их было предоставлено всего три, и то за счет Художественного фонда. Это главное мероприятие, обеспечивающее полноценность произведений, фактически было сорвано. В. В. Руднев, который скоропостижно обследовал Крымских художников, сказал, что Областная выставка должна состояться. Очевидно, он счел остаток времени до выставки достаточным для доработки большинства работ. Будировать художников в данном направлении не пришлось, так как со стороны не работающих к выставке членов Правления я встретила решительный отпор. Правлению ССХ все же удалось наладить работу студии, которая работает уже после летнего периода 3 месяца, регулярно по два раза в неделю. В студии должны заниматься 19 членов и кандидатов, фактически её посещает 6-7 человек и 4 человека окончивших Художественное училище в 1948 году. Некоторые художники, по разным причинам, студию посещают мало, в частности члены Правления Пантелеев, Таиров, Авсиян, а Владимиров не посетил ни одного занятия. В 1948 году Художественный фонд командировал в Москву 13 человек для посещения выставок и музеев. В 1949 году выезжал Таиров и были вызваны Ю. В. Волков и Владимиров. В целях проверки состояния подготовки к Областной выставке 1949 года проведено два объезда Крымских художников в августе и октябре этого года. Первый объезд с участием Крошицкого носил деловой характер, был проведен серьезный просмотр работ, намечены поправки. После просмотра работ В. В. Рудневым, работа вообще остановилась. Все работы, по требованию Союза, были свезены в Симферополь без необходимой доработки. Если предложена выставка, работы можно исправить, дополнить выставку или заменить более полноценными работами, которые имеются у некоторых художников и будут ими предоставлены. За отчетный период были проведены выставки: Областная одна, ко Дню Победы, 9 мая 1949 года; Персональная выставка Н. С. Барсамова в августе 1948 года. На Всесоюзной выставке 1948 года участвовал Барсамов, на Всероссийской выставке 1949 года участвовало 5 художников: М. М. Степанов, Н. С. Барсамов, В. К. Яновский, М. Д. Колесов, Ю. В. Волков.

СЛУШАЛИ: Содоклад по творческим вопросам Заместителя председателя Правления ССХ Крыма О. А. Авсияна. За отчетный период были проведены:

  1. 5-я Областная художественная выставка ССХ Крыма, посвященная 30-летию Советской армии.
  2. Персональная выставка Барсамова.
  3. Выставка “30 лет ВЛКСМ” (в помещении Облдрамтеатра), участвовали 22 художника.
  4. Выставка, посвященная достижениям Социалистического хозяйства (Краеведческий музей).

Представитель Комитета искусств В. В. Руднев, которому было поручено просмотреть и отобрать работы для Всесоюзной художественной выставки от Крыма, к нашему стыду, таких работ не нашел. Говорят, что некоторые члены Правления мало сделали для организации выставки. Кто же, как ни Крошицкий, отдыхая в Ялте, будучи больным, обходил художников Ялты и консультировал их, кто, как ни Владимиров, Пантелеев, Щеглов, вместе с Л. Н. Риттером и В. В. Рудневым, несколько раз выезжали в Ялту, Алупку, кто, как ни Авсиян, обходил мастерские здесь, и каждый раз эти товарищи, которым вы же доверили эти функции, убеждались в том, вместе с вами, что работы у станка, по созданию картин и скульптур, идут крайне слабо. Нужно прямо сказать и честно признаться, и не искать спасительных аргументов, не вводить в заблуждение других, что наша общая слабая творческая деятельность сорвала выставку. (…)

ПРЕНИЯ ПО ДОКЛАДАМ:

С. И. Владимиров – до каких пор будет бытовать зло, тенденции разрушать теплоту, сплоченность коллектива, вокруг решения творческих вопросов. Это зло бытует после В. И. Спичака. Это он кричал, что он единственный художник, единственный деятель. Все вы помните эти психические атаки и, как видите, после всего этого он же получил по заслугам. В отношении выставки. Никто вам выставки не срывал, а сорвала вам ее ваша беспомощность.

В. К. Яновский – Владимиров в некоторых вопросах был прав, в отношении критики, но с другой стороны, как это может быть, тут “художнички”, а потом оказывается, среди нас есть талантливые, и можем что-то сделать. Что я приобрел в 1949 году? Меня принято называть акварелистом. Я что сделал? Ничего не делал. Первым делом я был связан с Отделом по делам искусств, и должен был дать одну работу “Жемчужина СССР”. Я сделал в Ялте наброски, Отдел признал удовлетворительными, и предложил мне сделать на целом ватманском листе. Здесь важно понять, что это за работу на целом листе ватмана надо было сделать. Это не так просто. Что бы знать всю сложность акварельной работы, нужно много работать и все же можно прийти к тупику (сейчас только мой друг смеялся и говорил, что ты будешь говорить о бумаге). Бумага, присланная из Москвы, якобы лучшая бумага для акварельной живописи. Что же, я делаю два наброска, бумага-древесина, не тряпичная, а древесина она дает мазки пятнами, а воздушное пространство совершенно не дается на этой бумаге. Я очень долго мучился над этим, так как дал обязательство сделать работу для Отдела, и был не удовлетворен своей работой. Товарищ из Отдела спросил меня: “Это наше время или 905 год?”. Я правда ответил ему, что нельзя так говорить, 905 год вы не видели, и работа пошла на переделку. А я был не удовлетворен бумагой, и это не дало мне возможности выполнить работу так, как хотелось бы. Эта работа была забракована. Попутно мне предложили поездку по колхозам, посмотреть урожай. Я попал в колхоз Чкалова и был поражен видом яблонь, просто горят, отдельных пятен не видно. Сел я, стал трудиться, трудился, трудился и увидел, что бумага древесина не может дать того, чего я хотел бы передать. И вот получилось, что меня совершенно эта работа не удовлетворяет, а труда я все же положил много, но она не имеет той ценности, что нужно. Иначе говоря, задача моя осталась неразрешенной. В дальнейшем меня пригласили из Академии Наук написать места пребывания наших партизан. Я вооружился краской, бумагой и поехал в горы (под руководством начальника партизанского отряда Бортникова и из АН), я зарисовал отдельные места. Написал я картин 9, больших и малых. В Бахчисарай заехал искусствовед Веймарн, осмотрел мои работы, а начальник и говорит мне, что Веймарн, как московский искусствовед говорит, что это на Всесоюзную выставку. И вот, якобы и поощрение, а я чувствую, что это не так, что я не сделал как надо, как должно сделать. Товарищи, так у каждого из нас должна быть самокритика. У меня она есть. Я никогда не успокаиваюсь над своей работой. А Владимиров слишком резко сказал, даже не в отношении меня, а в отношении других товарищей. Впереди для меня имеется задача, Бортников взял с меня слово писать с него картину в снегу, а АН поможет нам. Я сделаю на местах наброски природы, и будет легче писать такую сложную картину. Сегодня я уже говорил с директором Академии. Он принципиально согласен с тем, чтобы я проехал, начиная с Керчи и до Севастопольских высот, чтобы все объехать, где были партизаны, и зарисовать отдельные места. Так что Владимиров, я не оторвался от задач сегодняшнего дня, и вы в этом неправы. Но я не доволен своими работами, мои работы неудачны и потому я не удовлетворен. Нет, нет в этом Владимиров не прав. Мне кажется в некоторых случаях нужно ободрить товарищей, а у Владимирова это даже не критика, а брань. Никто не скажет, что Владимиров выступил со здоровой критикой. Нельзя так говорить. Я бы сказал, что в его выступлении были очень нехорошие места. Когда я говорю о бумаге, это для того, чтобы вы поняли, как это ценно для меня, на 2 листа для работы я, при моем материальном положении, запланировал 170 рублей, и покажу что из себя представляет акварельная живопись. Акварель — это особого рода живопись, и это сложное дело, и не каждому по плечу. Я имею два листа и даю слово нашему Правлению, что буду работать. А над этим все же нужно поработать.

С. В. Кузнецова – В последнее время в наш Союз даже неприятно было заходить. Какой-то сплошной склочный разговор.

М. П. Крошицкий – Такая обстановка совершенно невозможна для художника с тонкой конструкцией души. А здесь и подсиживание, и сплетни, и вообще стало просто невозможно дышать. Не надо забывать, что в нашем обществе оказались, как наследие оккупации, люди, которые вошли к нам и начали делать свое нехорошее дело, и настолько точно, что Отдел искусств и Обком партии даже способствовали тому, что они делали в нашей среде. Я не забуду, когда я приходил в Обком партии и говорил, что у нас идет разложение из-за двух лиц, имеются как документы газеты, меня успокаивали, а в то же время к В. И. Спичаку приезжали на машине и все к нему были благосклонны. В результате, к чему мы пришли. К тому, что некоторых изъяли из нашей среды, только после многочисленных сигналов нашего Союза. Коллективу нужно такое руководство, которое воспитывало бы массы, а здесь я услышал какое- то антагонистическое отношение к Е. М. Слюсарь, которую сами выбирали. Почему создались такие конфликтные отношения, я не знал, и вдруг узнаю такие вещи, что те мероприятия, которые были намечены Союзом и вверены товарищам, при проведении перерегистрации, прошли чрезвычайно жестко, и все это было засекречено, и в результате, материал был направлен в Москву. Мы вверили судьбу правлением коллектива нескольким человекам, как же они могли конспиративно направить материал в Москву, и говорить уже с нами после совершившегося факта. Кто дал право казнить людей 2-3 человекам. Я говорил, что такие вопросы нужно вынести на Правление. Я предлагал лояльный путь, и вдруг получилась совершенно другая картина, из 24 членов остается 9 человек.

Э. М. Грабовецкий – На прошлой конференции так же крепко говорили и, в результате, вошли в Правление такие предатели родины, как В. И. Спичак, М. С. Рыбников и другие. Долгое время здесь возглавлял все предатель В. И. Спичак, В. О. Людовый ближайший друг немецкого прихвостня, да А. Н. Глаголев, пролезали сюда в Союз. Ни для кого не секрет, что советами Людового пользовалась М. В. Новикова, и дошло даже до того, что Правление поручило Людовому организовать товарищество.

М. П. Крошицкий – В. О. Людовый намечался всем коллективом в товарищество в качестве Заведующего производством, это верно, но никто ему не поручал организовать товарищество. Он просто ходил со мной. Это имело место.

А. П. Баринов-Ельцов – Мне пришла мысль, что неудобно слышать здесь пререкания. Давайте покончим с вещами, недостойными художников. Работать нужно, а эти вещи нужно бросить и все. Недавно, выполняя поручение Отдела, был в санаториях и мне стало стыдно. Хорошие вещи я видел только в Массандре. Там Н. С. Барсамов знал, для кого он пишет.

А. В. Мартынов – Вот я прослушал все эти разговоры, и все это является для меня несколько странным. Я работаю в Союзе с 1932 года, а сейчас нехорошие разговоры у нас. Зачем упрекать друг друга, этого раньше никогда не было. Владимиров говорит чересчур строго. Предъявлять требования — это хорошо, но через голову не перепрыгнуть. Здесь говорили о графиках. Я знаю, что есть графики, которых я не променяю на живописцев, и наоборот. Работать нужно посерьезней. Правда, нужно сказать, что создалась у нас неудачная обстановка в отношении материала. Яновский правильно говорил в отношении бумаги. Мне 79 лет, 20 лет из них я работал в Киеве и Харькове, здесь я по болезни семьи. У меня назревает здесь большое задание. Я хочу подготовить большую работу на Всесоюзную выставку, показать Крым, как здравницу СССР, показать заботу нашего Правительства о трудящихся, но пока не могу её выполнить, так как устал, нужно полечиться. Вам хочу сказать, чтобы выбросили эту канитель, меньше ссорились и больше работали.

Н. Х. Таиров – Есть у нас П. Д. Егоров, который не хотел быть членом ССХ, работает по графике, занимается, в сущности, плагиатом.

М. М. Степанов – В противовес творческой и общественной жизни художников Симферополя, разрешите кратко ознакомить вас с тем, как живет, чем дышит и что делает маленький коллектив художников Ялты. Я говорю художников в кавычках в силу того, что, очевидно, будучи подведенными под этот эпитет, мы все целиком, за исключением А. В. Мартынова, из числа членов нашего Союза были выброшены. В то время, как у вас заварилась наша каша перерегистрационная и даже тогда, когда несмотря даже на строгий секрет, к нам проникли слухи, что мы выброшены из числа членов нашего дорогого Союза, мы не придали этому особого значения. Вероятно, это было потому, что, являясь полноценными членами профессионального Союза Рабис, мы были твердо уверены в том, что такое мероприятие, как ликвидация Крымского ССХ не будет допущена вышестоящими партийными и советскими организациями. Я говорю ликвидация, потому, что по уставу нашего Союза, которым, прежде всего, должна была руководствоваться при перерегистрации избранная, почему-то неполным Правлением, тройка. Наш Союз юридически может существовать только при наличии не менее 10 человек, а их было оставлено только 9, из коих на далекой периферии 3 и уклонившихся от активной работы в Союзе тоже 3. Безусловно, если бы на Правлении, когда стал вопрос о перерегистрации, присутствовали М. М. Степанов, Н. С. Барсамов, В. К. Яновский, мы сумели бы иначе поставить вопрос. Коллектив Ялтинцев, начиная с 1945 года, в целом своем составе участвует на всех Областных выставках и ежегодно организует весенние выставки своих творческих работ в Ялте. Мы создали студию, которая работает 3 раза в неделю, с постановкой натюрморта и живой натуры. Во главе студии стоит руководитель по рисунку. Раз в неделю сообща обсуждаются работы. По воскресным дням наши художники общей группой идут на этюды.

Я. А. Басов – Правление упустило основной смысл своей работы, направлять деятельность художника. Художник М. Д. Колесов работал над картиной “Соцсоревнование”. Наши товарищи видели эскиз, но существенных замечаний не сделали. Художник приступил к работе. Некоторые товарищи видели картину в процессе работы и не разобрались, что в ней хорошее, а что плохое, и нужен был приезд В. В. Руднева, чтобы признать, что картина неверно отображает нашу действительность. Так было и с другими товарищами. Предлагаю немедленно начать подготовку к выставке 1950 года, причем мы должны также готовить работы к Всесоюзной выставке.

М. Д. Колесов – Авсиян сказал правильно, что некоторые ученики Художественного училища лучше работают, чем мы, художники. Они растут, работают над собой, а если посмотреть на нас, работаем ли мы. Для того, чтобы расти, нужно систематически работать. Кто из нас работает систематически? Вот я пишу 2-3 портрета, а остальное время вывески.

П. М. Мясников – В связи с поставленным перед нами вопросом об улучшении качества работы, в связи с организацией Академии, приехал к нам Руднев, который ездил по всем Союзам, с целью проверки нашего роста, с целью организации и направления художников на правильный путь их работы, а получилось наоборот, раскол. Мы, советские люди, мы за коллектив, мы за сильную коллективную работу, а получилось, что у нас разогнали коллектив. Оставшиеся 9 человек, это не правомочный Союз, это какое-то вредительство. Прав М. Д. Колесов, что в таких условиях мы не можем дать порядочную работу. В. В. Руднев наш коллектив разволновал, перепугал, все перетряслись. Ведь если посмотришь на выставки, ничего порядочного. Я согласен с тем, что Ю. В. Волков находится так же в растерянном состоянии, Н. С. Барсамов так же нарочно заболел и не явился. Люди даже не хотят сюда являться, это уже развал.

Б. С. Иванов – У нас в Крыму не все благополучно с искусством. Отдельные товарищи тормозят развитие Советского искусства в Крыму, имеется засоренность среди художников. Правда, нельзя сказать, что художники не помогали вскрывать врагов, как В. И. Спичака. Когда он выступал, художники вели с ним борьбу, но как только доводили это до сведения соответствующих лиц, так под спуд. Владимиров и Авсиян ставили резко вопрос об исключении из Союза Спичака, но только после того, как он обозвал всех космополитами. (…)