1949-1950 годы. Перерегистрация членов и кандидатов ССХ Крыма

ПРОТОКОЛ №52

Заседания Правления ССХ Крыма

от 3 октября 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 116-118]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: М. П. Крошицкий, О. А. Авсиян, И. А. Пантелеев, Е. М. Слюсарь, С. И. Владимиров. Члены и кандидаты ССХ – А. И. Береговой, К. А. Прохоров, М. В. Новикова (Уполномоченный Художественного фонда).  (…)

III. СЛУШАЛИ: Информацию М. П. Крошицкого о необходимости перерегистрации членов и кандидатов ССХ Крыма, о создании Комиссии с привлечением партийных и общественных организаций: ОК ВКП(б), Отдела по делам искусств, ОК Союза Рабис и двух членов от ССХ Крыма. Предлагаются кандидатуры от ССХ – М. П. Крошицкий, С. И. Владимиров, И. А. Пантелеев, Я. А. Басов, О. А. Авсиян, М. М. Степанов, Н. С. Барсамов. Дают самоотводы – Крошицкий, Авсиян, Владимиров.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Просить ОК ВКП(б), Отдел по делам искусств и ОК Союза Рабис о выделении их представителей для работы в Комиссии.
  2. Выделить от ССХ Владимирова и Басова.
  3. Сообщить в Оргкомитет о составе Комиссии, сроке её работы, просить о направлении в ССХ Крыма представителя Оргкомитета.
  4. Пригласить в Комиссию искусствоведа, профессора Я. Д. Козина (Крымская база АН СССР). (…)

 

ПРОТОКОЛ №54

Заседания Правления ССХ Крыма

от 8 октября 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 121-123]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: М. П. Крошицкий (Председатель), О. А. Авсиян (Заместитель), С. И. Владимиров, И. А. Пантелеев, Е. М. Слюсарь. (…)

III. СЛУШАЛИ: Информацию М. П. Крошицкого о том, что ОК ВКП(б) отказался выделить своего представителя в Комиссию по перерегистрации и, в связи с этим, о необходимости выделить ещё одного представителя ССХ.

ПОСТАНОВИЛИ: Выделить И. А. Пантелеева. (…)

 

ПРОТОКОЛ №55

Заседания Правления ССХ Крыма

от 20 октября 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 124-125]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Е. М. Слюсарь (Председатель), О. А. Авсиян (Заместитель), С. И. Владимиров, Н. Х. Таиров, И. А. Пантелеев. Члены и кандидаты ССХ – М. В. Новикова, М. М. Щеглов.

  1. I. СЛУШАЛИ: Информацию СЛЮСАРЬ о решении Бюро ОК ВКП(б) по вопросу “О состоянии и мерах развития изобразительного искусства в области”.

ПОСТАНОВИЛИ: Заслушав и обсудив постановление, Правление ССХ Крыма решило принять к сведению, руководству и исполнению указанное решение и, в соответствии с реализацией, поручить:

  1. М. М. Степанову организовать через Ялтинское товарищество “Художник” студию по повышению квалификации для членов и кандидатов ССХ Крыма, проживающих в Ялте, не позднее 30 октября 1949 года.
  2. С. И. Владимирову договориться с Начальником Отдела по делам искусств Л. Н. Риттером о начале работы Комиссии по перерегистрации с тем, чтобы её работа была уже полностью закончена к 1 ноября 1949 года.
  3. И. А. Пантелееву заняться вопросом организации партгруппы при ССХ Крыма.
  4. Е. М. Слюсарь связаться с Начальником Отдела по делам искусств по вопросу получения помещения и организации товарищества. (…)

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Комиссии по перерегистрации членов и кандидатов

Союза Советских Художников Крыма

Симферополь. 9 ноября 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 70. Л. 88-95]

СОСТАВ КОМИССИИ: председатель – начальник отдела искусств при Крымоблисполкоме, Заслуженный артист РСФСР Л. Н. Риттер; члены Правления ССХ Крыма С. И. Владимиров, И. А. Пантелеев; художник Я. А. Басов.

Советский народ предъявляет к нашему искусству высокие требования; оно должно отображать мысли, чувства и героические подвиги наших людей, строящих коммунизм.

Руководствуясь историческими решениями Центрального Комитета партии по идеологическим вопросам и исходя из устава союза советских художников Крыма, анализа практической деятельности художников за весь послевоенный период существования союза, в целях повышения творческой активности коллектива художников, комиссия решает:

  1. АВСИЯН Осип Абрамович, график, член ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ в членах ССХ. Предупредить об обязательном представлении к выставке 1950 года законченного реалистического произведения.
  2. ВЛАДИМИРОВ Сергей Исидорович, живописец, член ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ в членах ССХ. Предупредить об обязательном представлении к выставке 1950 года законченного реалистического произведения.
  3. КУЗНЕЦОВА София Васильевна, скульптор, член ССХ Крыма. ПЕРЕВЕСТИ кандидатом в члены ССХ. В своем творчестве у т. Кузнецовой формалистические тенденции. Обязать к выставке 1950 г. представление законченного реалистического произведения.
  4. КРОШИЦКИЙ Михаил Павлович, живописец, член ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ в членах ССХ. Предупредить об обязательном представлении к выставке 1950 года законченного реалистического произведения.
  5. ПАНТЕЛЕЕВ Иван Андреевич, живописец, член ССХ Крыма. ПЕРЕВЕСТИ кандидатом в члены ССХ. В течение ряда лет пребывания Пантелеева в ССХ свое участие на выставках ограничил показом этюдов. Систематически не работает над созданием законченного произведения. Обязать предоставить к выставке 1950 года законченные профессиональные произведения.
  6. РЫБАЛЬСКАЯ Клавдия Яковлевна, прикладник, член ССХ Крыма. ПЕРЕВЕСТИ кандидатом в члены ССХ.
  7. СЛЮСАРЬ Евдокия Михайловна, скульптор, член ССХ Крыма. ПЕРЕВЕСТИ кандидатом в члены ССХ, до представления к выставке 1950 года законченного профессионального произведения. Указать на необходимость работы над натурой.
  8. ХОЛКИНА Леония Дмитриевна, искусствовед, член ССХ Крыма. ИСКЛЮЧИТЬ из членов ССХ Крыма за полную бездеятельность (Устав ССХ Крыма – параграф 9, пункт “в”). За время пребывания в союзе Холкина не разработала творчески ни одной темы в области изобразительного искусства, не произвела никакой деятельности в области критики современных художников Крыма и, будучи единственным искусствоведом в Союзе художников, не способствовала правильному развитию деятельности художников Крыма.
  9. ТАИРОВ Николай Христофорович, график, член ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ в членах ССХ.
  10. ЩЕГЛОВ Михаил Михайлович, график, член ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ в членах ССХ. Указать на необходимость участия в выставках более профессиональными графическими произведениями
  11. БАРИНОВ-ЕЛЬЦОВ, Александр Петрович, живописец, член ССХ Крыма. ПЕРЕВЕСТИ кандидатом в члены ССХ. Ввиду незначительного творческого роста т. Баринов систематически не работает над созданием реалистических произведений. Предупредить об обязательном представлении к выставке 1950 года законченного реалистического произведения.
  12. КОЛЕСОВ Михаил Дмитриевич, живописец, член ССХ Крыма. ПЕРЕВЕСТИ кандидатом в члены ССХ. Колесов в своих работах не отражает окружающую нас действительность, в силу чего его работы поверхностны. Предупредить об обязательном представлении к выставке 1950 года законченного реалистического произведения на современную тему.
  13. ЦВЕТКОВА Валентина Петровна, живописец, член ССХ Крыма. ПЕРЕВЕСТИ кандидатом в члены ССХ. Произведения т. Цветковой поверхностны и стоят на низком профессиональном уровне. Предупредить об обязательном представлении к выставке 1950 года законченного реалистического произведения. А также о необходимости повышения идейно-политического уровня и профессиональной квалификации.
  14. МАРТЫНОВ Анатолий Владимирович, живописец, член ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ в членах ССХ. Предупредить об обязательном представлении к выставке 1950 года законченного реалистического произведения.
  15. МЯСНИКОВ Павлин Михайлович, живописец, член ССХ Крыма. ПЕРЕВЕСТИ кандидатом в члены ССХ. Ввиду того, что Мясников не работает систематически над созданием реалистических произведений на современную тему, он тем самым ограничил свой творческий рост. Обязать предоставить к выставке 1950 года законченное произведение.
  16. СТЕПАНОВ, Михаил Михайлович, живописец, член ССХ Крыма. ПЕРЕВЕСТИ кандидатом в члены ССХ. Степанов из метода работы над созданием реалистического художественного произведения исключил работу над натурой. Его работы не представляют собой реалистического отображения нашей действительности и имеет в основе своей любительские натуралистические тенденции. Обязать предоставить к выставке 1950 года законченные профессиональные произведения.
  17. НОВИКОВ Василий Миронович, живописец, член ССХ Крыма. ПЕРЕВЕСТИ кандидатом в члены ССХ. Работы т. Новикова не отражают окружающую нас действительность и являются в основе своей дилетантскими. Предупредить об обязательном представлении к выставке 1950 года законченного реалистического произведения.
  18. МЕРКУЛЬЕВА Мария Александровна, живописец, член ССХ Крыма. ПЕРЕВЕСТИ кандидатом в члены ССХ. Меркульева в своих работах не раскрывает образа задуманного сюжета, а ограничивается поверхностным изображением, ввиду чего ее работы не могут рассматриваться как реалистические произведения. Предупредить об обязательном представлении к выставке 1950 года законченного реалистического произведения.
  19. ЯНОВСКИЙ Владимир Константинович, живописец, член ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ в членах ССХ.
  20. БАРСАМОВ, Николай Степанович, живописец, член ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ в членах ССХ. Предложить участвовать в выставке 1950 года с реалистическими произведениями.
  21. ВОЛКОВ Юрий Васильевич, живописец, член ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ в членах ССХ. Указать на необходимость повышения идейно-политического и художественного уровня.
  22. БЕРЕГОВОЙ Александр Иванович, живописец, кандидат в члены ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ кандидатом в члены ССХ.
  23. ГРАБОВЕЦКИЙ Эммануил Маркович, график, кандидат в члены ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ кандидатом в члены ССХ. Предупредить о необходимости серьезной работы над повышением художественной квалификации. Обязать предоставить к выставке 1950 года законченные профессиональные произведения.
  24. ДОНСКОЙ Иван Феофилович, живописец, кандидат ССХ Крыма. ИСКЛЮЧИТЬ из кандидатов в члены ССХ. В течение всего времени пребывания кандидатом в члены ССХ т. Донской не проявил себя как творческий работник. Его работы являются натуралистическими и т. Донской не проявил никакого стремления стать на реалистические позиции.
  25. КАРТАШОВ, Степан Семенович, скульптор, кандидат в члены ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ кандидатом в члены ССХ. Предложить систематически работать над натурой и повышением художественной культуры.
  26. КАЛЯМИН Владимир Сергеевич, график, кандидат ССХ Крыма. ИСКЛЮЧИТЬ из кандидатов в члены ССХ. Как не соответствующий требованиям устава ССХ Крыма о кандидатах.
  27. ЛИТВИНОВ Федор Александрович, график, кандидат ССХ Крыма. ИСКЛЮЧИТЬ из кандидатов в члены ССХ. За все время пребывания в кандидатах т. Литвинов не показал никакого творческого роста и совершенно не участвует в общественной жизни союза.
  28. ЛЕВИН Илья Маркович, живописец, кандидат ССХ Крыма. ИСКЛЮЧИТЬ из кандидатов в члены ССХ. Как не соответствующий требованиям устава ССХ Крыма о кандидатах.
  29. НОВИКОВА Мария Викентьевна, живописец, кандидат ССХ Крыма. ИСКЛЮЧИТЬ из кандидатов в члены ССХ. В течение своего пребывания в кандидатах ССХ Крыма не проявила себя как творческий работник и не отвечает требованиям устава ССХ Крыма о кандидатах.
  30. САВЧЕНКО Елена Павловна, живописец, кандидат ССХ Крыма. ИСКЛЮЧИТЬ из кандидатов в члены ССХ. Савченко не показала творческого роста и не соответствует требованиям устава ССХ Крыма о кандидатах.
  31. ЯРОВОЙ Степан Калинович, живописец, кандидат ССХ Крыма. ИСКЛЮЧИТЬ из кандидатов в члены ССХ. Яровой в течение всего пребывания в кандидатах не показал творческого роста и его работы находятся на низком профессиональном уровне.
  32. БАСОВ Яков Александрович, живописец, кандидат в члены ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ кандидатом в члены ССХ. Обязать предоставить к выставке 1950 года законченные профессиональные произведения.
  33. ФАДЕЕВ Михаил Иванович, живописец, кандидат в члены ССХ Крыма. ОСТАВИТЬ кандидатом в члены ССХ. Предложить серьезно работать над повышением художественной квалификации.
  34. ПРОХОРОВ Константин Александрович, живописец. Рекомендовать кандидатом в члены ССХ Крыма.
  35. САВИЦКИЙ Николай Лукич, скульптор. Рекомендовать кандидатом в члены ССХ Крыма.

 

ПРОТОКОЛ №59

Заседания Правления ССХ Крыма

от 10 декабря 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 134-141]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Е. М. Слюсарь (Председатель), О. А. Авсиян (Заместитель), С. И. Владимиров, М. М. Степанов, Н. С. Барсамов, Н. Х. Таиров, В. К. Яновский, И. А. Пантелеев. Члены и кандидаты ССХ – М. П. Крошицкий, Я. А. Басов, А. П. Баринов-Ельцов.

ПОВЕСТКА ДНЯ: 1. О работе Правления. 2. О перерегистрации членов и кандидатов.

  1. I. СЛУШАЛИ: Е. М. Слюсарь – Я последнее время чувствую охлажденность членов Правления к работе Правления, посещаемости политзанятий и студии. Приезд Руднева огорошил художников, так как он забраковал все работы, а мы члены Правления не поддержали художников и своим решением (на котором, кстати сказать, особенно настаивали (Владимиров и Авсиян) не делать выставку, окончательно дезорганизовали художников. Если бы мы своевременно поддержали художников, время у нас было, и художники поработали и исправили бы свои работы, выставка, хотя и небольшая, могла быть. Избранная нами Комиссия по перерегистрации перед Правлением о своей работе не отчиталась, а засекречено отправила материалы в Москву на утверждение Оргкомитета, что совершенно противоречит уставу Союза.

М. М. Степанов – Говорит о том, что, заслушав протокол последнего заседания Правления, он страшно возмущен выступлением Владимирова.

С. И. Владимиров – Проводя работу по перерегистрации, я очень серьезно и честно подошел к порученному мне делу. Работа еще не закончена и поэтому не может быть опубликована, так как она вносит дезорганизацию. И потому, что я работал в этой Комиссии, я попал и в немилость.

М. П. Крошицкий – Все то, что он сейчас слышал, все это конечно печально. И в целом сводится только к одному вопросу, быть или не быть Союзу. Два года мы стремились сделать С. И. Владимирова Председателем Союза, а он категорически отказывался в силу того, что тогда он будет лишен возможности творчески работать, и вот результат, он не Председатель и, тем не менее, творчески он тоже не работает.

В. К. Яновский – Говорит, что он надеялся на целый ряд товарищей, как то, Авсиян, Владимиров и другие, дадут и сделают к выставке творческие работы, а они ничего не сделали. Они, находясь в составе Правления, сами ничего не делали и дезорганизовали художников.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Просмотреть работы, представленные к выставке, для окончательного решения вопроса о её открытии.
  2. Написать письмо Начальнику Отдела по делам искусств при Крымоблисполкоме и Директору Художественного училища с просьбой при составлении ими планов их работы в вечернее время учесть дни занятые Союзом.
  3. II. СЛУШАЛИ: Информацию Е. М. Слюсарь о том, что Правление совершило ошибку, выделив Комиссию по перерегистрации членов и кандидатов ССХ Крыма. Я, как Председатель Правления, своевременно хотела исправить эту ошибку, поставив вопрос об обсуждении выводов Комиссии на заседании Правления. И только после обсуждения этих материалов отправить их в Москву на утверждение Оргкомитета. Вопрос о переводе или исключении кого-либо из рядов ССХ, это вопрос очень сложный, большой и морально ответственный, вся работа данной Комиссии должна быть проделана на больших общественных основах, о чем члены Комиссии, коммунисты Я. А. Басов и И. А. Пантелеев конечно знали, и вместо того, что бы исправить, казалось бы, нашу ошибку в выделении этой Комиссии, они наоборот приложили все усилия сделать свою работу совершенно засекреченной, и тем создали совершенно ненужные и вредные разговоры о правильности и целесообразности перерегистрации. Комиссия была выделена неправильно и работу свою она так же провела неправильно, что противоречит нашему уставу. Но, так как на заседании Правления, где этот вопрос ставился, об обязательном отчете Комиссии, был неполный состав Правления, присутствующие члены Правления (из 4-х человек, двое члены Комиссии, поддержанные Авсияном, решили, что этот вопрос даже не подлежит включению в повестку дня. Предлагаю сейчас полному составу Правления решить этот вопрос и отозвать из Оргкомитета ССХ СССР материалы Комиссии, для их полного рассмотрения и обсуждения на конференции.

А. П. Баринов-Ельцов – Группа людей, состоящая из 3-х человек, не имеет никакого морального права исключать или переводить в кандидаты целую группу людей.

С. И. Владимиров – Предлагает указать в решении Правления о его ошибке в выделении данной Комиссии, но так как перед Комиссией не было поставлено условие обязательного отчета перед Правлением на полпути (так как пока выводы Комиссии не утверждены Оргкомитетом, они не считали свою работу законченной), то он, как Председатель этой Комиссии, не считает, что они поступили неправильно.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Признать неправильным, вопреки уставу, выделение Комиссии по перерегистрации.
  2. Затребовать отосланные в Оргкомитет на утверждение материалы Комиссии для полного пересмотра выводов Комиссии полным составом Правления ССХ Крыма и утверждения этих материалов на конференции.

 

ПРОТОКОЛ №60

Заседания Правления ССХ Крыма

от 26 декабря 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 55. Л. 142-148]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Е. М. Слюсарь (Председатель), С. И. Владимиров, В. К. Яновский, М. М. Степанов, О. А. Авсиян, И. А. Пантелеев, Н. Х. Таиров. А. П. Баринов-Ельцов (Председатель Ревизионной комиссии). А. А. Степанов (Начальник Областного Отдела по делам искусств). (…)

  1. II. СЛУШАЛИ: О проведении перерегистрации членов и кандидатов ССХ, доклад Начальника Отдела по делам искусств А. А. Степанова.

А. А. Степанов – Задает вопрос, все ли члены Комиссии по перерегистрации здесь, и каким образом получилось, что члены Комиссии, избранные Правлением, отказались дать материалы Правлению и отчитаться перед ними о проделанной работе.

С. И. Владимиров – Так как Комиссии было поручено провести перерегистрацию, но не было поставлено условие о ее обязательном отчете перед Правлением, то она, пока Оргкомитет не утвердит ее выводы, не считала свою работу законченной. Комиссия в своей работе пользовалась указаниями В. В. Руднева (Начальник Управления учреждений изобразительных искусств при Комитете по делам искусств при СМ РСФСР), работу свою Комиссия, он считает, провела правильно.

А. А. Степанов – Я просил ОК ВКП(б) поддержать просьбу перед Оргкомитетом о возврате этих документов, так как мне, как Начальнику Отдела по делам искусств, совершенно не ясна вся ситуация. Оргкомитет вернул все документы, рассмотрев их на заседании 21 ноября 1949 года и выводы Комиссии отклонил. В результате перерегистрации в Союзе было оставлено 9 человек, из них 5 в Симферополе и 4 на периферии. При таком количестве членов и при таких результатах перерегистрации, ССХ Крыма получил серьезный удар, и мы теряем организацию. С этой перерегистрацией был целый ряд моментов несовместимых со званием члена ССХ. Зачитывает выдержки из протокола №59. Владимиров обманывал Правление, говоря о честности, так как это было 10 декабря, а месяцем раньше подписал документ, который при его утверждении Оргкомитетом, ликвидировал бы Союз. Комиссия дала исходные данные Оргкомитету и за и против, так говорит Владимиров, и он опять говорит неправду. Зачитывает протокол Комиссии по перерегистрации от 9 ноября 1949 года и выводы по каждому товарищу в отдельности. Проведенная работа поставила вопрос так, что если бы мы не запросили Оргкомитет, и он бы утвердил эти материалы, то все Областные организации стали бы перед фактом роспуска Союза. Необходимо обсудить работу этой Комиссии на конференции и познакомить всех членов и кандидатов ССХ Крыма с ее выводами.

С. И. Владимиров – Работа Комиссии была очень трудная, в ней работали 4 человека, не он один, работали без всякой тенденции, может выводы, и были жесткие, но они необходимы.

М. М. Степанов – И. А. Пантелеев ссылается на авторитет В. В. Руднева, мы не собираемся его отрицать. Когда у меня в мастерской был Руднев, ему понравились мои работы. Из большого количества работ, посланных Крымом на Всероссийскую выставку, было отобрано только 5 и из 3-х экспонировавшихся, была одна моя “натуралистическая”. Засекречивание материалов дало обратный толчок, это засекречивание было известно всем кроме членов Правления. Я обратился с письмом к В. В. Рудневу, и он мне ответил, что таких указаний он не давал.

О. А. Авсиян – Вопрос очень ясный. Письмо М. М. Степанова очень тенденциозное, а ответ Руднева весьма общий.

А. А. Степанов – Говорит о том, что Авсиян декламирует. Вы (Авсиян) не представили работ, а сидя рядом со М. М. Степановым, давшим 4 работы на выставку, вы его же и охаиваете.

О. А. Авсиян – Говорит, что А. А. Степанов новый человек. Факты упрямая вещь, работы М. М. Степанова очень слабы.

А. А. Степанов – Факты упрямая вещь, во время конференции на трибуне будет стоять Авсиян, а рядом с ним картина М. М. СТЕПАНОВА, и это говорит о том, кто художник кисти, а кто языка.

С. И. Владимиров – Просит созвать всех членов Комиссии для выяснения вопроса тенденциозности. Утверждает, что работа Комиссии была очень сложная, возможно были и допущены ошибки, но никак не стоял вопрос о ликвидации ССХ Крыма. Комиссия в своей работе основывалась на решении Бюро ОК ВКП(б), разве эти установки голословны, Союз очень засорен, непрофессионален. Равнять О. А. Авсияна со Степановым М. М. нельзя, один культурный и грамотный художник, а другой нет. Здесь тенденция не оскорбить человека, потому что он болезненно воспринимает, но ведь это факт. Выставку сорвали вы, работающие у станка, а не мы. В. И. Спичак проводил антагонизм, и эта линия бытует еще здесь.

Н. Х. Таиров – Если нет моих работ или Авсияна и Владимирова, то это еще не значит, что они не работают. Дело не в том, что выставлены эти работы или нет. Если Владимиров или Авсиян принесут свои работы, то многие работы других художников придется убрать, они не вынесут сравнения. Они художники апробированные, работы у них есть, они ездили в командировку в Севастополь и имеют массу работ. Критику многие не любят. М. В. Новикова медленно работает и если так работать, то можно никогда ничего не написать.

А. А. Степанов – Ни Авсиян, ни Владимиров не дали своих работ, если верить Таирову, что если бы они дали, то выставка была бы. А почему они их не дали?

О. А. Авсиян – Я близко знаком с Владимировым и видел его работы. Он окончил мастерскую Иогансона в числе лучших его художников, он художник большой культуры и на него возлагаются большие надежды.

Н. Х. Таиров – Я видел работы Владимирова, они прекрасны, этюды и рисунки. Работы его очень сильные и его творчество не должно заглохнуть.

А. А. Степанов – При всех тех достоинствах, которыми вы (Владимиров) обладаете, я успел с вами познакомиться и с общественной стороны. Вам следует учесть свою нервозность, она вам не приносит пользы. Вы говорите, что в Союзе вы останетесь после перестройки, делая этим какое-то одолжение. Вы слишком высокого мнения о самом себе.

В. К. Яновский – Обращаясь к Авсияну и Владимирову, говорит, вы сорвали выставку, не представив своих работ. Авсиян не позволил мне критиковать работы Н. С. Барсамова. Вы можете развалить Союз и без своего постановления. Стоять в тоге римского патриция не совсем хорошо. Владимиров очень большого мнения о своей персоне.

ПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕХОДИТ К ОБСУЖДЕНИЮ КАЖДОЙ КАНДИДАТУРЫ и делает примерные выводы по каждому художнику.

О. А. Авсиян – оставить в членах (единогласно).

С. И. Владимиров – оставить в членах (единогласно).

С. В. Кузнецова – оставить в членах (за 4, против Владимиров и Авсиян, Пантелеев воздержался).

М. П. Крошицкий – оставить в членах (единогласно).

И. А. Пантелеев – оставить в членах (за 6, воздержалась Слюсарь).

К. Я. Рыбальская – оставить в членах (единогласно).

Е. М. Слюсарь – перевести в кандидаты, в связи с незначительным ростом и низким профессионализмом работ (за 4, против М. М. Степанов и Яновский).

Л. Д. Холкина – исключить за полную бездеятельность (единогласно).

Н. Х. Таиров – оставить вопрос открытым до представления работ.

М. М. Щеглов – оставить в членах (единогласно).

А. П. Баринов-Ельцов – оставить в членах (единогласно).

М. Д. Колесов – оставить в членах (за 4, против Владимиров и Авсиян).

В. П. Цветкова – оставить в членах (за 6, воздержался Авсиян).

А. В. Мартынов – оставить в членах (единогласно).

П. М. Мясников – перевести в кандидаты (единогласно).

М. М. Степанов – оставить в членах (за 4, против Владимиров и Авсиян. После разговора А. А. Степанова, Владимиров и Авсиян присоединяют свои голоса за. М. М. Степанову дурно).

В. М. Новиков – перевести в кандидаты (за 4, против Таиров и Слюсарь).

М. А. Меркульева – оставить в членах (за 6, воздержался Таиров).

В. К. Яновский – оставить в членах (единогласно).

Н. С. Барсамов – оставить в членах (единогласно).

Ю. В. Волков – оставить в членах (единогласно).

А. И. Береговой – оставить кандидатом (за 6, воздержалась Слюсарь).

Э. М. Грабовецкий – оставить кандидатом (за 4, против Слюсарь и Яновский).

И. Ф. Донской – оставить в кандидатах (за 5, против Авсиян и Владимиров).

С. С. Карташов – оставить в кандидатах (единогласно).

В. С. Калямин – оставить кандидатом (за 4, против Авсиян и Владимиров).

Ф. А. Литвинов – исключить из кандидатов (за 4, против Слюсарь, Яновский, Степанов).

И. М. Левин – исключить из кандидатов (единогласно).

М. В. Новикова – оставить в кандидатах (за 4, воздержались Таиров, Авсиян, Владимиров).

Е. П. Савченко – оставить в кандидатах (за 4, против Авсиян, Пантелеев, Владимиров).

С. К. Яровой – оставить кандидатом (единогласно).

Я. А. Басов – оставить кандидатом (единогласно).

М. И. Фадеев – оставить кандидатом (единогласно).

К. А. Прохоров – оставить в кандидатах (единогласно).

Н. Л. Савицкий – оставить кандидатом (единогласно).

(…)

 

ПРОТОКОЛ

Всекрымской конференции ССХ Крыма от

27-28 декабря 1949 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 54. Л. 1-69]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Члены ССХ КРЫМА – 1. О. А. Авсиян. 2. С. И. Владимиров. 3. С. В. Кузнецова. 4. М. П. Крошицкий. 5. И. А. Пантелеев. 6. К. Я. Рыбальская. 7. Е. М. Слюсарь. 8. Л. Д. Холкина. 9. Н. Х. Таирова. 10. А. П. Баринов-Ельцов. 11. М. Д. Колесов. 12. В. П. Цветкова. 13. М. А. Меркульева. 14. П. М. Мясников. 15. М. М. Степанов. 16. В. К. Яновский. 17. А. В. Мартынов. Кандидаты в члены ССХ Крыма – 1. А. И. Береговой. 2. И. Ф. Донской. 3. С. С. Карташов. 4. М. В. Новикова. 5. Я. А. Басов. 6. М. И. Фадеев. 7. П. П. Ремешило. 8. К. А. Прохоров. 9. Н. Л. Савицкий. 10. Э. М. Грабовецкий. 11. В. С. Калямин. 12. И. М. Левин. Приглашенные гости – А. А. Степанов (Начальник Областного Отдела по делам искусств), Б. С. Иванов (Председатель Крымского Обкома Союза РАБИС), З. С. Туршу (Инспектор Областного Отдела по делам искусств), В. А. Фербер (Художник, член Ялтинского товарищества “Художник”), А. Н. Ильина (Педагог Художественного училища им. Самокиша) и другие. Открывает конференцию Председатель Правления ССХ Крыма Е. МС. Слюсарь, говорит о целях и задачах нашего Союза в соответствие с постановлением Крымского Обкома ВКП(б). В Президиум избираются: А. А. Степанов (Председательствующий), Б. С. Иванов, Е. М. Слюсарь, И. А. Пантелеев, А. П. Баринов-Ельцов, М. П. Крошицкий, М. И. Фадеев.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. Отчет о работе Правления ССХ Крыма, в свете выполнения постановления Бюро Крымского Обкома ВКП(б), докладчик Е. М. Слюсарь, содокладчики О. А. Авсиян (Заместитель Председателя Правления ССХ) и М. В. Новикова (Уполномоченный Художественного фонда СССР по Крыму).
  2. Отчет Ревизионной комиссии, докладчик А. П. Баринов-Ельцов.
  3. О перерегистрации членов и кандидатов ССХ Крыма, докладчик А. А. Степанов.
  4. Критический разбор творческих работ членов и кандидатов за 1949 год, докладчик М. П. Крошицкий.
  5. Организационные вопросы: выборы Правления и Ревизионной комиссии.
  6. I. СЛУШАЛИ: Отчет о работе Правления ССХ Крыма, докладчик Е. М. Слюсарь. Настоящее Правление было избрано 30 января 1948 года, в количестве 7 человек, и, впоследствии доизбрано до 9 человек. В состав Правления вошли: М. П. Крошицкий (Председатель), О. А. Авсиян (Заместитель председателя), Н. С. Барсамов, М. С. Рыбников, Е. М. Слюсарь, В. К. Яновский, В. И. Спичак, С. И. Владимиров. В Ревизионную комиссию вошли: К. Я. Рыбальская, Л. Д. Холкина, П. М. Мясников. Общий состав членов ССХ Крыма на сегодняшний день: 21 член, 12 кандидатов, 3 не утверждены Оргкомитетом ССХ СССР. Членов ВКП(б) 5 человек.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА – Трижды сменились Председатели Правления, трое членов выбыло, два доизбраны. Члены Правления мало уделяли внимания делам Союза. Не находя помощи со стороны местных членов Правления, как О. А. Авсиян, С. И. Владимиров, И. А. Пантелеев и других членов, из коих В. И. Спичак продолжительное время вел подрывную работу против Союза в целом, казалось бы, это был большой урок, после чего, не говоря уже о членах Правления, а целиком Союз должен был бы больше сплотиться и ответить хорошей работой (я имею в виду выставку), быть более сплоченным, но, к сожалению, мы раскололись, создались такие условия, что Председатель М. П. Крошицкий не вынес непосильной нагрузки и, вынужден был в силу этого, выйти из состава Правления. О. А. Авсиян, его Заместитель, от этой, взятой на себя обязанности Заместителя, отказался. Остальные члены Правления последовали его примеру. Правление выбрало меня Председателем в мое отсутствие. Видя провал деятельности Союза, который остался без всякого руководства, я взяла на себя эту ответственную и, возможно, непосильную работу, и работала по примеру Крошицкого, то есть без всякой помощи, а главное без моральной поддержки со стороны местных членов Правления.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА – Владимиров, Авсиян, Пантелеев и другие на Областную выставку 1949 года, как живописцы, ровно ничего не дали, мотивируя свою творческую бездеятельность усталостью и разными субъективными причинами. А Владимиров даже категорически отказался от повышения уровня своих политических знаний, требуя официально на заседании Правления занести его отказ в протокол. Затем последовало его официальное заявление, что “Союз, где художники не могут заниматься творческой работой, существовать не может, он не отвечает своему прямому назначению и он никому здесь не нужен”. Не в силу ли этих соображений Союз, который должен расти, был Комиссией по перерегистрации намечен к сокращению в таких размерах, в которых он совсем существовать не может. Помимо всех этих моментов, творческую деятельность Союза подрывало отсутствие материальной базы для художников, отсутствие всякой помощи в деле организации этой базы со стороны вышестоящих организаций в 1948 году и в большей части 1949 года. Договоры с художниками на творческие заказы Отдел по делам искусств заключал без согласования с Союзом, с людьми, в некоторых случаях, далеко не проверенными, так например, со И. Я. Шперлингом и В. И. Спичаком, и на весьма крупные суммы. Творческих командировок было мало. Они не удовлетворяли запросов художников, их было предоставлено всего три, и то за счет Художественного фонда. Это главное мероприятие, обеспечивающее полноценность произведений, фактически было сорвано. В. В. Руднев, который скоропостижно обследовал Крымских художников, сказал, что Областная выставка должна состояться. Очевидно, он счел остаток времени до выставки достаточным для доработки большинства работ. Будировать художников в данном направлении не пришлось, так как со стороны не работающих к выставке членов Правления я встретила решительный отпор. Правлению ССХ все же удалось наладить работу студии, которая работает уже после летнего периода 3 месяца, регулярно по два раза в неделю. В студии должны заниматься 19 членов и кандидатов, фактически её посещает 6-7 человек и 4 человека окончивших Художественное училище в 1948 году. Некоторые художники, по разным причинам, студию посещают мало, в частности члены Правления Пантелеев, Таиров, Авсиян, а Владимиров не посетил ни одного занятия. В 1948 году Художественный фонд командировал в Москву 13 человек для посещения выставок и музеев. В 1949 году выезжал Таиров и были вызваны Ю. В. Волков и Владимиров. В целях проверки состояния подготовки к Областной выставке 1949 года проведено два объезда Крымских художников в августе и октябре этого года. Первый объезд с участием Крошицкого носил деловой характер, был проведен серьезный просмотр работ, намечены поправки. После просмотра работ В. В. Рудневым, работа вообще остановилась. Все работы, по требованию Союза, были свезены в Симферополь без необходимой доработки. Если предложена выставка, работы можно исправить, дополнить выставку или заменить более полноценными работами, которые имеются у некоторых художников и будут ими предоставлены. За отчетный период были проведены выставки: Областная одна, ко Дню Победы, 9 мая 1949 года; Персональная выставка Н. С. Барсамова в августе 1948 года. На Всесоюзной выставке 1948 года участвовал Барсамов, на Всероссийской выставке 1949 года участвовало 5 художников: М. М. Степанов, Н. С. Барсамов, В. К. Яновский, М. Д. Колесов, Ю. В. Волков.

СЛУШАЛИ: Содоклад по творческим вопросам Заместителя председателя Правления ССХ Крыма О. А. Авсияна. За отчетный период были проведены:

  1. 5-я Областная художественная выставка ССХ Крыма, посвященная 30-летию Советской армии.
  2. Персональная выставка Барсамова.
  3. Выставка “30 лет ВЛКСМ” (в помещении Облдрамтеатра), участвовали 22 художника.
  4. Выставка, посвященная достижениям Социалистического хозяйства (Краеведческий музей).

Представитель Комитета искусств В. В. Руднев, которому было поручено просмотреть и отобрать работы для Всесоюзной художественной выставки от Крыма, к нашему стыду, таких работ не нашел. Говорят, что некоторые члены Правления мало сделали для организации выставки. Кто же, как ни Крошицкий, отдыхая в Ялте, будучи больным, обходил художников Ялты и консультировал их, кто, как ни Владимиров, Пантелеев, Щеглов, вместе с Л. Н. Риттером и В. В. Рудневым, несколько раз выезжали в Ялту, Алупку, кто, как ни Авсиян, обходил мастерские здесь, и каждый раз эти товарищи, которым вы же доверили эти функции, убеждались в том, вместе с вами, что работы у станка, по созданию картин и скульптур, идут крайне слабо. Нужно прямо сказать и честно признаться, и не искать спасительных аргументов, не вводить в заблуждение других, что наша общая слабая творческая деятельность сорвала выставку.

СЛУШАЛИ: Содоклад Уполномоченного Художественного фонда СССР по Крыму М. В. Новиковой. В соответствии с разрешением Художественного фонда СССР был организован Стол заказов для улучшения материальной базы художников Союза и для удовлетворения заказчиков картинами творческого характера. Причем, в результате, Стол заказов имел за эти два года следующие показатели: 1948 год (план – 200 т. р., фактически – 115,4 т. р., зарплата – 108,9 т. р., отчисления – 6,5 т. р., количество заказов – 37); 1949 год (план – 150 т. р., фактически – 175 т. р., зарплата – 145,9 т. р., отчисления – 10 т. р., накопление – 13,1 т. р., количество заказов – 42). Зарплата художников по Столу заказов в 1949 году: 1. О. А. Авсиян (17333 руб.), 2. Я. А. Басов (25880). 3. А. П. Баринов-Ельцов (4408). 4. А. И. Береговой (1627). 5. Ю. В. Волков (15286). 6. И. Ф. Донской (7301). 7. Э. М. Грабовецкий (1089). 8. М. П. Крошицкий (2775). 9. М. Д. Колесов (1894). 10. С. С. Карташов (8638). 11. М. А. Меркульева (2510). 12. Е. М. Слюсарь (0). 13. М. М. Степанов (870). 14. К. А. Прохоров (7727). 15. И. А. Пантелеев (4012). 16. М. В. Новикова (8867). 17. В. К. Яновский (9051). 18. С. К. Яровой (4131).

  1. II. СЛУШАЛИ: Доклад Ревизионной комиссии, докладчик А. П. Баринов-Ельцов.

ПРЕНИЯ ПО ДОКЛАДАМ:

С. И. Владимиров – до каких пор будет бытовать зло, тенденции разрушать теплоту, сплоченность коллектива вокруг решения творческих вопросов. Это зло бытует после В. И. Спичака. Это он кричал, что он единственный художник, единственный деятель. Все вы помните эти психические атаки и, как видите, после всего этого он же получил по заслугам. В отношении выставки. Никто вам выставки не срывал, а сорвала вам ее ваша беспомощность.

В. К. Яновский – Владимиров в некоторых вопросах был прав, в отношении критики, но с другой стороны, как это может быть, тут “художнички”, а потом оказывается, среди нас есть талантливые, и можем что-то сделать. Что я приобрел в 1949 году? Меня принято называть акварелистом. Я что сделал? Ничего не делал. Первым делом я был связан с Отделом по делам искусств, и должен был дать одну работу “Жемчужина СССР”. Я сделал в Ялте наброски, Отдел признал удовлетворительными, и предложил мне сделать на целом ватманском листе. Здесь важно понять, что это за работу на целом листе ватмана надо было сделать. Это не так просто. Чтобы знать всю сложность акварельной работы, нужно много работать и все же можно прийти к тупику (сейчас только мой друг смеялся и говорил, что ты будешь говорить о бумаге). Бумага, присланная из Москвы, якобы лучшая бумага для акварельной живописи. Что же, я делаю два наброска, бумага — древесина, не тряпичная, а древесина, она дает мазки пятнами, а воздушное пространство совершенно не дается на этой бумаге. Я очень долго мучился над этим, так как дал обязательство сделать работу для Отдела, и был не удовлетворен своей работой. Товарищ из Отдела спросил меня: “Это наше время или 905 год?”. Я, правда, ответил ему, что нельзя так говорить, 905 год вы не видели, и работа пошла на переделку. А я был не удовлетворен бумагой, и это не дало мне возможности выполнить работу так, как хотелось бы. Эта работа была забракована. Попутно мне предложили поездку по колхозам, посмотреть урожай. Я попал в колхоз Чкалова и был поражен видом яблонь, просто горят, отдельных пятен не видно. Сел я, стал трудиться, трудился, трудился и увидел, что бумага- древесина не может дать того, чего я хотел бы передать. И вот получилось, что меня совершенно эта работа не удовлетворяет, а труда я все же положил много, но она не имеет той ценности, что нужно. Иначе говоря, задача моя осталась неразрешенной. В дальнейшем меня пригласили из Академии Наук написать места пребывания наших партизан. Я вооружился краской, бумагой и поехал в горы (под руководством начальника партизанского отряда Бортникова и из АН), я зарисовал отдельные места. Написал я картин 9, больших и малых. В Бахчисарай заехал искусствовед Веймарн, осмотрел мои работы, а начальник и говорит мне, что Веймарн, как московский искусствовед говорит, что это на Всесоюзную выставку. И вот, якобы и поощрение, а я чувствую, что это не так, что я не сделал как надо, как должно сделать. Товарищи, так у каждого из нас должна быть самокритика. У меня она есть. Я никогда не успокаиваюсь над своей работой. А Владимиров слишком резко сказал, даже не в отношении меня, а в отношении других товарищей. Впереди для меня имеется задача, Бортников взял с меня слово писать с него картину в снегу, а АН поможет нам. Я сделаю на местах наброски природы, и будет легче писать такую сложную картину. Сегодня я уже говорил с директором Академии. Он принципиально согласен с тем, чтобы я проехал, начиная с Керчи и до Севастопольских высот, чтобы все объехать, где были партизаны, и зарисовать отдельные места. Так что Владимиров, я не оторвался от задач сегодняшнего дня, и вы в этом неправы. Но я недоволен своими работами, мои работы неудачны и потому я не удовлетворен. Нет, нет в этом Владимиров неправ. Мне кажется, в некоторых случаях нужно ободрить товарищей, а у Владимирова это даже не критика, а брань. Никто не скажет, что Владимиров выступил со здоровой критикой. Нельзя так говорить. Я бы сказал, что в его выступлении были очень нехорошие места. Когда я говорю о бумаге, это для того, чтобы вы поняли, как это ценно для меня, на 2 листа для работы я, при моем материальном положении, запланировал 170 рублей, и покажу, что из себя представляет акварельная живопись. Акварель — это особого рода живопись, и это сложное дело, и не каждому по плечу. Я имею два листа и даю слово нашему Правлению, что буду работать. А над этим все же нужно поработать.

С. В. Кузнецова – В последнее время в наш Союз даже неприятно было заходить. Какой- то сплошной склочный разговор.

М. П. Крошицкий – Такая обстановка совершенно невозможна для художника с тонкой конструкцией души. А здесь и подсиживание, и сплетни, и вообще стало просто невозможно дышать. Не надо забывать, что в нашем обществе оказались, как наследие оккупации, люди, которые вошли к нам и начали делать свое нехорошее дело, и настолько точно, что Отдел искусств и Обком партии даже способствовали тому, что они делали в нашей среде. Я не забуду, когда я приходил в Обком партии и говорил, что у нас идет разложение из-за двух лиц, имеются как документы газеты, меня успокаивали, а в то же время к В. И. Спичаку приезжали на машине и все к нему были благосклонны. В результате, к чему мы пришли. К тому, что некоторых изъяли из нашей среды, только после многочисленных сигналов нашего Союза. Коллективу нужно такое руководство, которое воспитывало бы массы, а здесь я услышал какое- то антагонистическое отношение к Е. М. Слюсарь, которую сами выбирали. Почему создались такие конфликтные отношения, я не знал, и вдруг узнаю такие вещи, что те мероприятия, которые были намечены Союзом и вверены товарищам, при проведении перерегистрации, прошли чрезвычайно жестко, и все это было засекречено, и в результате, материал был направлен в Москву. Мы вверили судьбу правлением коллектива нескольким человекам, как же они могли конспиративно направить материал в Москву, и говорить уже с нами после совершившегося факта. Кто дал право казнить людей 2-3 человекам. Я говорил, что такие вопросы нужно вынести на Правление. Я предлагал лояльный путь, и вдруг получилась совершенно другая картина, из 24 членов остается 9 человек.

Э. М. Грабовецкий – На прошлой конференции так же крепко говорили и, в результате, вошли в Правление такие предатели родины, как В. И. Спичак, М. С. Рыбников и другие. Долгое время здесь возглавлял все предатель В. И. Спичак, В. О. Людовый — ближайший друг немецкого прихвостня да А. Н. Глаголев, пролезали сюда в Союз. Ни для кого не секрет, что советами Людового пользовалась М. В. Новикова, и дошло даже до того, что Правление поручило Людовому организовать товарищество.

М. П. Крошицкий – В. О. Людовый намечался всем коллективом в товарищество в качестве Заведующего производством, это верно, но никто ему не поручал организовать товарищество. Он просто ходил со мной. Это имело место.

А. П. Баринов-Ельцов – Мне пришла мысль, что неудобно слышать здесь пререкания. Давайте покончим с вещами, недостойными художников. Работать нужно, а эти вещи нужно бросить и все. Недавно, выполняя поручение Отдела, был в санаториях и мне стало стыдно. Хорошие вещи я видел только в Массандре. Там Н. С. Барсамов знал, для кого он пишет.

А. В. Мартынов – Вот я прослушал все эти разговоры, и все это является для меня несколько странным. Я работаю в Союзе с 1932 года, а сейчас нехорошие разговоры у нас. Зачем упрекать друг друга, этого раньше никогда не было. Владимиров говорит чересчур строго. Предъявлять требования это хорошо, но через голову не перепрыгнуть. Здесь говорили о графиках. Я знаю, что есть графики, которых я не променяю на живописцев, и наоборот. Работать нужно посерьезней. Правда, нужно сказать, что создалась у нас неудачная обстановка в отношении материала. Яновский правильно говорил в отношении бумаги. Мне 79 лет, 20 лет из них я работал в Киеве и Харькове, здесь я по болезни семьи. У меня назревает здесь большое задание. Я хочу подготовить большую работу на Всесоюзную выставку, показать Крым, как здравницу СССР, показать заботу нашего Правительства о трудящихся, но пока не могу её выполнить, так как устал, нужно полечиться. Вам хочу сказать, чтобы выбросили эту канитель, меньше ссорились и больше работали.

Н. Х. Таиров – Есть у нас П. Д. Егоров, который не хотел быть членом ССХ, работает по графике, занимается, в сущности, плагиатом.

М. М. Степанов – В противовес творческой и общественной жизни художников Симферополя, разрешите кратко ознакомить вас с тем, как живет, чем дышит и что делает маленький коллектив художников Ялты. Я говорю художников в кавычках в силу того, что, очевидно, будучи подведенными под этот эпитет, мы все целиком, за исключением А. В. Мартынова, из числа членов нашего Союза были выброшены. В то время, как у вас заварилась наша каша перерегистрационная и даже тогда, когда несмотря даже на строгий секрет, к нам проникли слухи, что мы выброшены из числа членов нашего дорогого Союза, мы не придали этому особого значения. Вероятно, это было потому, что, являясь полноценными членами профессионального Союза Рабис, мы были твердо уверены в том, что такое мероприятие, как ликвидация Крымского ССХ не будет допущена вышестоящими партийными и советскими организациями. Я говорю ликвидация потому, что по уставу нашего Союза, которым, прежде всего, должна была руководствоваться при перерегистрации избранная, почему-то неполным Правлением, тройка. Наш Союз юридически может существовать только при наличии не менее 10 человек, а их было оставлено только 9, из коих на далекой периферии 3 и уклонившихся от активной работы в Союзе тоже 3. Безусловно, если бы на Правлении, когда стал вопрос о перерегистрации , присутствовали М. М. Степанов, Н. С. Барсамов, В. К. Яновский, мы сумели бы иначе поставить вопрос. Коллектив ялтинцев, начиная с 1945 года, в целом своем составе участвует на всех Областных выставках и ежегодно организует весенние выставки своих творческих работ в Ялте. Мы создали студию, которая работает 3 раза в неделю, с постановкой натюрморта и живой натуры. Во главе студии стоит руководитель по рисунку. Раз в неделю сообща обсуждаются работы. По воскресным дням наши художники общей группой идут на этюды.

Я. А. Басов – Правление упустило основной смысл своей работы, направлять деятельность художника. Художник М. Д. Колесов работал над картиной “Соцсоревнование”. Наши товарищи видели эскиз, но существенных замечаний не сделали. Художник приступил к работе. Некоторые товарищи видели картину в процессе работы и не разобрались, что в ней хорошее, а что плохое, и нужен был приезд В. В. Руднева, чтобы признать, что картина неверно отображает нашу действительность. Так было и с другими товарищами. Предлагаю немедленно начать подготовку к выставке 1950 года, причем мы должны также готовить работы к Всесоюзной выставке.

М. Д. Колесов – Авсиян сказал правильно, что некоторые ученики Художественного училища лучше работают, чем мы, художники. Они растут, работают над собой, а если посмотреть на нас, работаем ли мы. Для того, чтобы расти, нужно систематически работать. Кто из нас работает систематически? Вот я пишу 2-3 портрета, а остальное время вывески.

П. М. Мясников – В связи с поставленным вопросом перед нами об улучшении качества работы, в связи с организацией Академии, приехал к нам Руднев, который ездил по всем Союзам, с целью проверки нашего роста, с целью организации и направления художников на правильный путь их работы, а получилось наоборот, раскол. Мы, советские люди, мы за коллектив, мы за сильную коллективную работу, а получились, что у нас разогнали коллектив. Оставшиеся 9 человек, это неправомочный Союз, это какое-то вредительство. Прав М. Д. Колесов, что в таких условиях, мы не можем дать порядочную работу. В. В. Руднев  наш коллектив разволновал, перепугал, все перетряслись. Ведь если посмотришь на выставки, ничего порядочного. Я согласен с тем, что Ю. В. Волков находится также в растерянном состоянии, Н. С. Барсамов также нарочно заболел и не явился. Люди даже не хотят сюда являться, это уже развал.

Б. С. Иванов – У нас в Крыму не все благополучно с искусством. Отдельные товарищи тормозят развитие Советского искусства в Крыму, имеется засоренность среди художников. Правда, нельзя сказать, что художники не помогали вскрывать врагов, как В. И. Спичака. Когда он выступал, художники вели с ним борьбу, но как только доводили это до сведения соответствующих лиц, так под спуд. Владимиров и Авсиян ставили резко вопрос об исключении из Союза Спичака, но только после того, как он обозвал всех космополитами.

III. СЛУШАЛИ: О перерегистрации членов и кандидатов ССХ Крыма, доклад А. А. Степанова – Не случайно, что преступная деятельность разоблаченных врагов была направлена к развалу Союза Крыма. Не случайно Обком партии прямо указал в своем решении, что антипартийная линия, проводимая врагами народа, засорила учреждения чуждыми элементами: В. И. Спичак, А. А. Талаев, М. С. Рыбников и другие. Не случайно в Союзе возникла необходимость проведения перерегистрации членов и кандидатов. Правление ССХ Крыма в неполном составе избрало Комиссию. В составе Комиссии были включены представители советской, партийной, профсоюзной организаций, члены ССХ. Результатом работы Комиссии должно было быть укрепление ССХ. Однако, Комиссия в неполном составе членов, встала на неправильный путь. Во-первых, Комиссия противопоставила себя Правлению Союза, не пожелала отчитываться о результатах своей работы перед Правлением. И. о. Начальника Отдела искусств Л. Н. Риттер глубоко не изучил результаты работы Комиссии и сделал ошибку, подписав материалы. В Комиссии работали С. И. Владимиров, И. А. Пантелеев и Я. А. Басов. Второй крупной ошибкой работы Комиссии явилось то обстоятельство, что работа была засекречена по инициативе Комиссии. Владимиров, Басов и Пантелеев решили не только противопоставить себя всему Правлению, но еще и решили поставить Правление перед фактом утверждения Оргкомитетом ССХ СССР перерегистрации, неизвестной Правлению, неизвестной Партийным организациям Крыма. Даже в письме в Оргкомитет просили утвержденные материалы Комиссии направить только в Комиссию. Эту же ошибку допустил, подписывая этот материал, Л. Н. Риттер, работавший в то время в Отделе искусств. Я попросил предоставить мне копию этих материалов. Оказалось, что копии находятся у Я. А. Басова, которого нет в городе. А только он, сказали мне, может дать эту копию. Почему Комиссия выделила хранителем этих документов Басова и почему Отдел искусств оказался неправомочным хранить этот документ. Улавливая грубую ошибку, совершенную Комиссией, отдел взял на себя дело возврата этих материалов из Оргкомитета. Материал был возвращен. Главным конечным результатом проведения перерегистрации являлось, как мы увидели, ликвидация ССХ Крыма. Мы были далеки от мысли, что члены Комиссии (я не говорю о Риттере, который не знает устава ССХ, не говорю о Б. С. Иванове, которого исключили из состава этой Комиссии, а говорю о 3-х товарищах) не знали очень конкретного положения в уставе ССХ. В этом положении сказано, что ССХ считается полноценным лишь при численности не менее 10 членов ССХ. Мы не могли не признать, что работа по перерегистрации, по существу, безосновательно направлена на роспуск Союза. Перерегистрация оказалась работой, направленной на ущерб делу развития Советского изобразительного искусства в Крыму. Этого и добивались наши политические враги, В. И. Спичак и компания. И вдруг товарищ, который, как будто, разоблачал Спичака, стал, как говорится, лить воду на мельницу Спичака. По существу это так.

ИТОГИ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ ПО МАТЕРИАЛАМ КОМИССИИ:

О. А. Авсиян оставить членом;

С. И. Владимиров оставить членом;

С. В. Кузнецова перевести в кандидаты;

М. П. Крошицкий оставить членом;

И. А. Пантелеев перевести в кандидаты;

К. Я. Рыбальская перевести в кандидаты;

Е. М. Слюсарь перевести в кандидаты;

Л. Д. Холкина исключить;

Н. Х. Таиров оставить членом;

М. М. Щеглов оставить членом;

А. П. Баринов-Ельцов перевести в кандидаты;

М. Д. Колесов перевести в кандидаты;

В. П. Цветкова перевести в кандидаты;

А. В. Мартынов оставить членом;

П. М. Мясников перевести в кандидаты;

М. М. Степанов перевести в кандидаты;

М. В. Новиков перевести в кандидаты;

М. А. Меркульева перевести в кандидаты;

В. К. Яновский оставить членом;

Н. С. Барсамов оставить членом;

Ю. В. Волков оставить членом;

А. И. Береговой оставить кандидатом;

Э. М. Грабовецкий оставить кандидатом;

С. С. Карташов оставить кандидатом;

Я. А. Басов оставить кандидатом;

И. Ф. Донской исключить;

Ф. А. Литвинов исключить;

И. М. Левин исключить;

М. В. Новикова исключить;

Е. П. Савченко исключить;

К. А. Прохоров рекомендовать в кандидаты. 9.11 1949 года;

Л. Н. Савицкий рекомендовать в кандидаты. 9.11 1949 года

С. И. Владимиров подписал итоги работы Комиссии и отправил в Москву. И уже 21.11 в Оргкомитете в Москве был получен этот материал, но не рассматривался. Возвращение этих материалов из Оргкомитета помогло нам вовремя остановить работу отдельных товарищей, направленную к роспуску ССХ. Знакомство с людьми и материалами убедили меня, что основным, фактическим руководителем этой Комиссии являлся Владимиров. Владимиров убедил меня в невозможности ознакомить меня с копией материалов. Познакомившись с Владимировым, я убедился, что ошибки, постоянно сопутствующие ему, и являлись причиной того, что он не разглядел или не хотел разглядеть всего того, что последует за работой Комиссии. Я уже не говорю о нечестном поведении Владимирова на Правлении. Но никто другой, а именно Владимиров, почувствовал за два дня до конференции, что в повестке дня конференции не случайно поставлен вопрос о перерегистрации, что вопрос этот будет обсуждаться. Вместе с 3 другими товарищами (Авсиян, Пантелеев, Таиров) Владимиров направил письмо в Обком партии И. Ф. Титову, в Комитет В. В. Рудневу и в Областной отдел искусств А. А. Степанову. Письмо, прежде всего, характерно чрезвычайной сумбурностью, которая ясно говорит, что Владимиров в некоторой панике.

ПРЕНИЯ ПО ДОКЛАДУ:

А. В. Мартынов – Я, товарищи, старый художник и был в Москве и вращался в самых широких кругах крупных художников мира. Я в Харькове долгое время работал в Комитете искусств. На Украине я много сделал. Был и здесь в свое время, работал по выявлению ценностей, набрали много картин всяких и хлама. Затронутый мною вопрос в отношении повышения качества произведений, которые имеются в санаториях, очень существенный вопрос. Ведь приезжают гастролеры, как А. М. Рубинштейн халтурщик. Я смотрел картины и не нахожу, что у нас уже такие плохие картины. Я здесь 4 года. Вот В. П. Цветкова, хорошая художница, ей бросили упрек, что она цветы все рисует. Это не плохо, что же она любит цветы. Конечно, если бы вся выставка была из картин с цветами, то было бы плохо, а то ведь их не так много. Вот пейзаж, это хорошо. Бывает, что пейзаж хорошо сделан, а фигуры не получаются. Вот С. К. Яровой, парень талантливый, но у него нет культуры, недостаточное образование, а без образования нельзя писать талантливые вещи. А портреты у него хорошие. Я считаю, что те репрессивные меры, которые здесь принимались, не всегда приносят хорошие результаты. Я вот знаю, что художник М. М. Степанов много пережил из-за дрязг в Союзе. Это нехорошо.

В. К. Яновский – Владимирова я знаю со времени появления его в нашем Союзе, своей работой он нас окрылил, обрадовал, дал много героических этюдов. Я глубоко уважал Владимирова, но после этого случая, когда мы все пошли в разрез, я подумал, что я не знал Владимирова. Меня удивляет, почему он не довел дело В. И. Спичака до конца, когда он узнал о его деятельности в период оккупации. Я не знал Спичака и считал, что его только следует вывести из членов Правления, а в Союзе оставить. А Владимиров настаивал на том, чтобы Спичака вывести из членов Союза, а я стал настаивать на том, что он исправится. Когда же была выявлена преступная деятельность Спичака, я стал еще больше уважать Владимирова, который его расшифровал. Я считаю, что Владимиров не имел цели развалить Союз и думаю, что он свои ошибки признает.

М. П. Крошицкий – Я знаю Владимирова как чуткого, отзывчивого человека, и не могу сказать, что он шел умышленно на развал Союза. Что касается влияния, о котором здесь говорили, я тоже могу сказать, что влияние сказывается. Это влияние И. П. Борщева (директор Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша). Мы не знаем этого человека, но мы знаем весьма нелестную характеристику о нем и знаем, что с появлением этого человека появилось резкое движение. И я был также включен в орбиту этого движения. Появилось стремление к каким-то непонятным целям. Я удивлялся, кто ввел Борщева в наш Художественный совет. Когда он появился в Симферополе, я предложил ему зарегистрироваться в нашем Союзе. Он сказал, что хорошо, а потом вертит, не хочет. Я узнал, что он бегает с места на место, очень нехорошая характеристика получена в Обкоме партии. Я предостерег Владимирова и Авсияна, но в этот период я сам стремился уйти от влияния этого человека.

С. С. Карташов – В отношении В. И. Спичака, я с ним пытался бороться, но не мог. А с ним бороться мог только один Владимиров. Вам нужно, товарищ Владимиров, раствориться в нашей массе. Вы должны помнить, что академиков у нас мало.

Н. Х. Таиров – В августе месяце я был в Москве в творческой командировке, там я встретился со многими художниками из разных областей. В порядке обмена впечатлениями, мне пришлось выслушать очень отрицательную оценку художника И. П. Борщева. Когда он уже был здесь, мне пришлось его замещать, когда он уезжал в Москву. Работа уже была налажена, и я согласился. Когда он возвратился, он нечестно поступил со мной, то есть работу, которую он не успел сделать, он взвалил на меня, причем цинично, издевательски, и я убедился, что у него нет человеческой совести. Далее, я вел 3 и 4 курс в Художественном училище. И вот раз ученики мне говорят, что у нас был Борщев, который, якобы говорил, что методы преподавания мои не годятся. Более того, 4 курс ставит вопрос о моем уходе. Когда я спросил БОРЩЕВА, почему он не состоит в нашем Союзе, он сказал “зачем он мне”. А когда услышал, что будет материальная база организована, то есть товарищество “Художник”, он сказал, что будет работать, но до мая месяца, а потом, видимо, будет продолжать гастролировать.

М. М. Степанов – Что касается Владимирова, я наблюдал за ним такие вещи, разговаривает со мной, один человек, на Правлении, когда такая нервная обстановка, он другой человек, говорит совершенно другие вещи.

И. М. Левин – Не лишне сказать, как протекает работа студии, собирается 5-6 человек, молодых художников первого или второго выпуска, а наши старшие товарищи, которые должны, как мне показалось, помочь нам, садятся далеко и делают наброски, а после начинаются разговоры, которые продолжаются 2-3 часа. Мне кажется, наше Правление оторвалось от массы художников.

Б. С. Иванов – Тут много говорили в отношении Спичака, тут не следует приписывать себе особые заслуги, занимались этим специально соответствующие органы. Отдельные товарищи только помогли ускорить этот этап.

М. М. Степанов – Маленькое дополнение, штрих, характеризующий И. П. Борщева. В стенах нашего Союза сидели два товарища, Н. М. Привалова и еще один, которого она после вспомнит. Зашел разговор о болезнях сердца. Борщев рассказал такой факт, что когда его в военное время вызвали по мобилизации, то ему посоветовали принять 15 порошков аспирина, и тогда якобы, он станет на то время негодным. Он так и сделал, но врачи как-то установили, что это временное состояние. Штрих интересный.

С. И. Владимиров – Товарищи, у меня такое чувство, какое бывает у ребенка, которого мать высечет и потом он сознает, что это правильно. Я прошу прощения за ошибки. Я теперь понял, что такое коллектив. О влиянии Борщева. Я видел его в Академии, как проходящего человека. С ним мне пришлось встретиться в Москве на конференции, когда он вышел, я увидел, что лицо его мне знакомо, правда, измененное годами. Он мне тогда сказал, что работает в Рязани. Через некоторое время он появляется здесь, в Художественном училище, и назначается на должность Заведующего учебной частью. Он имел опыт методической работы из других училищ, по тем докладам, которые он делал на конференции художественного образования, он заслужил общее доверие и уважение. Мы все увидели, что понимает дело больше чем Е. М. Маркова и Н. М. Дудин, которые не специалисты. Товарищи, я благодарю вас за то, что вы дали мне возможность так глубоко все почувствовать, оценить и пересмотреть себя. Для меня это второе рождение.

  1. IV. СЛУШАЛИ: М. П. Крошицкий зачитывает проект резолюции по отчетным докладам Председателя Правления ССХ Е. М. Слюсарь, содокладу О. А. Авсияна, Уполномоченного Художественного фонда СССР по Крыму М. В. Новиковой и Ревизионной комиссии А. П. Баринова-Ельцова.

ДОПОЛНЕНИЕ: Оценка работы Правления, Ревизионной комиссии и Уполномоченного Художественного фонда. Предложение по работе Правления П. М. Мясникова – признать работу Правления неудовлетворительной.

ПОСТАНОВИЛИ: Признать работу Правления неудовлетворительной (единогласно). Признать работу Ревизионной комиссии удовлетворительной (за 13, воздержались 3). Признать работу Уполномоченного удовлетворительной (за 14, воздержались 2).

СЛУШАЛИ: После целого ряда дополнений к проекту резолюции, последняя принимается с дополнениями.

ПОСТАНОВИЛИ (единогласно): Заслушав отчеты Правления ССХ Крыма за период с января 1948 года по декабрь 1949 года, включительно (Слюсарь, Авсиян), Ревизионной  комиссии (Баринов-Ельцов), а также краткий отчет Уполномоченного Художественного фонда (Новикова), Конференция ССХ Крыма, учтя все высказывания участников в прениях по этим отчетам постанавливает.

  1. Работу Правления за отчетный период считать неудовлетворительной.
  2. Работу Ревизионной комиссии признать удовлетворительной.
  3. Работу Уполномоченного Художественного фонда СССР по Крыму признать удовлетворительной.
  4. По докладу Ревизионной комиссии особо отметить хорошее состояние дел секретариата и бухгалтерии Союза.
  5. Обязать будущий состав Правления наладить работу ССХ Крыма, придерживаясь следующего наказа:

а) Усилить работу по идейно-политическому воспитанию.

б) Перестроить работу существующих студий в Симферополе и Ялте.

в) Аннулировать работу Комиссии по перерегистрации членов и кандидатов ССХ Крыма, осудив таковую. Поручить новому составу Правления организовать перерегистрацию на основе глубокого изучения творчества, общественной деятельности, условий труда и потенции каждого художника.

г) Максимально активизировать творчество художников на подготовку к выставкам 1950 года, с учетом массового участия на Всесоюзной выставке в Москве.

д) Предельно усилить работу с молодежью.

е) Систематически проводить творческие самоотчеты.

ж) Организовать персональные и групповые выставки.

з) Усилить практику лекций, докладов, диспутов и читок литературы по вопросам изобразительного искусства.

и) Направить творческие усилия на создание галереи знатных людей Крымской области.

к) Обеспечить необходимым оборудованием и материалами студию и графическую секцию при Союзе.

л) Добиться от Оргкомитета и Художественного фонда решения о командировании творчески активных членов и кандидатов на Всесоюзную выставку.

м) Добиться осуществления творческих командировок на 2 месяца в мастерские ССХ и Художественного фонда.

н) Просить Оргкомитет о командировании искусствоведов и ведущих художников Москвы не реже 1 раза в квартал для помощи ССХ Крыма.

о) Обратить особое внимание на практику творческих командировок, предоставляя таковые лишь художникам, конкретно работающим над выбранной ими темой с последующим творческим отчетом.

п) Организовать при студии скульптурную группу, используя для этого помещение мастерских товарищества “Художник”.

р) Усилить шефскую работу Союза в Таврическом военном округе.

с) Периодически освещать в местной и специальной печати (столичной, “Советское искусство”) деятельность ССХ и творчества отдельных художников.

т) Наладить творческую связь Союза с Крымским издательством.

у) Усилить связь с творческими Союзами архитекторов и писателей.

ф) Организовать передвижные выставки ССХ.

х) Увеличить библиотечный фонд Союза.

ц) Рекомендовать Уполномоченному Художественного фонда деятельность стола заказов.

ч) Всемерно добиваться реализации решения Облисполкома от 18.12 1945 года о мастерских для ведущих художников ССХ Крыма.

(…)  

 

ВЫВОДЫ

Правления Союза Советских Художников Крыма

по перерегистрации членов и кандидатов ССХ Крыма

проведенной с 12 января по 16 февраля 1950 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 70. Л. 96-97]

  1. КУЗНЕЦОВА, С. В. – оставить условно членом ССХ Крыма до выставки 1950 г.
  2. САВЧЕНКО, Е. П. – исключить из кандидатов в члены ССХ Крыма.
  3. ЛИТВИНОВ, Ф. А. – оставить условно до выставки 1950 г. в кандидатах в члены ССХ Крыма.
  4. ЯНОВСКИЙ, В. К. – оставить в членах ССХ Крыма.
  5. НОВИКОВ, В. М. – оставить в членах ССХ Крыма.
  6. ЩЕГЛОВ, М. М. – оставить в членах ССХ Крыма.
  7. БАРИНОВ-ЕЛЬЦОВ, А. П. – оставить в членах ССХ Крыма до выставки 1950 г.
  8. МЯСНИКОВ, П. М. – оставить условно в членах ССХ Крыма до выставки 1950 г.
  9. КОЛЕСОВ, М. Д. – оставить в членах ССХ Крыма.
  10. ЯРОВОЙ, С. К. – оставить условно до выставки 1950 г. в кандидатах в члены ССХ Крыма.
  11. РЕМЕШИЛО, П. П. – оставить условно в кандидатах в члены ССХ Крыма до выставки 1950 г.
  12. МЕРКУЛЬЕВА, М. А. – оставить в членах ССХ Крыма.
  13. ВОЛКОВ, Ю. В. – оставить в членах ССХ Крыма.
  14. АВСИЯН, О. А. – оставить в членах ССХ Крыма.
  15. СТЕПАНОВ, М. М. – оставить в членах ССХ Крыма.
  16. КРОШИЦКИЙ, М. П. – оставить в членах ССХ Крыма.
  17. ТАИРОВ, Н. Х. – оставить в членах ССХ Крыма.
  18. ХОЛКИНА, Л. Д. – оставить в членах ССХ Крыма с условием активного участия.
  19. БЕРЕГОВОЙ, А. И. – оставить условно кандидатом в члены условно до выставки 1950 года.
  20. ПРОХОРОВ, К. А. – оставлен членом ССХ Крыма. Ускорить вопрос об утверждении Оргкомитетом.
  21. ФАДЕЕВ, М. И. – оставлен кандидатом в члены ССХ Крыма.
  22. ГРАБОВЕЦКИЙ, Э. М. – оставлен кандидатом в члены ССХ Крыма.
  23. РЫБАЛЬСКАЯ, К. Я. – оставить в членах ССХ Крыма.
  24. ДОНСКОЙ, И. Ф. – оставить условно кандидатом в члены до выставки 1950 года.
  25. КАРТАШОВ, С. С. – оставить кандидатом в члены условно до выставки 1950 года на предмет перевода в члены ССХ Крыма.
  26. КАЛЯМИН, В. С. – исключить из кандидатов в члены ССХ Крыма.
  27. ВЛАДИМИРОВ, С. И. – оставить в членах ССХ Крыма.
  28. ПАНТЕЛЕЕВ, И. А. – оставить в членах ССХ Крыма.
  29. СЛЮСАРЬ, Е. М. – оставить в членах ССХ Крыма.
  30. БАСОВ, Я. А. – оставлен кандидатом в члены ССХ Крыма.
  31. ЦВЕТКОВА, В. П. – оставить в членах ССХ Крыма.
  32. БАРСАМОВ, Н. С. – оставить в членах ССХ Крыма.
  33. НОВИКОВА, М. В. – оставить условно кандидатом в члены до выставки 1950 года.
  34. САВИЦКИЙ, Н. Л. – оставлен членом ССХ Крыма. Ускорить вопрос об утверждении Оргкомитетом.
  35. ЛЕВИН, И. М. – исключить из кандидатов в члены ССХ Крыма.
  36. МАРТЫНОВ, А. В. – оставить в членах ССХ Крыма.

До перерегистрации:

членов – 23;

кандидатов – 13;

всего – 36.

После перерегистрации:

членов – 17;

оставлены в членах до выставки – 4;

оставлены условно в членах до выставки – 2;

кандидатов в члены – 3;

оставить кандидатом в члены до выставки – 1;

оставить условно кандидатом в члены до выставки – 6;

исключены из кандидатов в члены – 3.

 

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА №16

Заседания Президиума Оргкомитета ССХ СССР

от 22 июля 1950 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 62. Л. 54-55]

ПОСТАНОВИЛИ: Дополнительное рассмотрение и утверждение кандидатур художников, принятых в Союз Правлениями Союзных Республик, автономных Республик, краев и областей РСФСР:

КРЫМСКИЙ ССХ:

  1. I. Предложить Правлению Крымского ССХ усилить работу по идейно-политическому воспитанию художников и повышению их профессионального мастерства, обеспечив привлечение к занятиям всего коллектива
  2. II. Утвердить выводы Правления Крымского ССХ по перерегистрации, проведенной в январе-феврале 1950 года.
  3. Оставить членами Крымского ССХ:
  4. ЯНОВСКОГО, В. К.
  5. НОВИКОВА, В. М.
  6. ЩЕГЛОВА, М. М.
  7. КОЛЕСОВА, М. Д.
  8. МЕРКУЛЬЕВУ, М. А.
  9. ВОЛКОВА, Ю. В.
  10. СТЕПАНОВА, М. М.
  11. КРОШИЦКОГО, М. П.
  12. РЫБАЛЬСКУЮ, К. Я.
  13. ВЛАДИМИРОВА, С. И.
  14. ПАНТЕЛЕЕВА, И. А.
  15. СЛЮСАРЬ, Е. М.
  16. ЦВЕТКОВУ, В. П.
  17. БАРСАМОВА, Н. С.
  18. МАРТЫНОВА, А. В.
  19. Оставить членами ССХ Крыма УСЛОВНО до выставки 1950 года:
  20. КУЗНЕЦОВУ, С. В.
  21. БАРИНОВА-ЕЛЬЦОВА, А. П.
  22. МЯСНИКОВА, П. М.
  23. АВСИЯНА, О. А.
  24. ТАИРОВА, Н. Х.
  25. ХОЛКИНУ, Л. Д.
  26. Оставить кандидатами в члены ССХ Крыма:
  27. ФАДЕЕВА, М. И.
  28. ГРАБОВЕЦКОГО, Э. М.
  29. БАСОВА, Я. А.
  30. Оставить кандидатами в члены ССХ Крыма УСЛОВНО до выставки 1950 года:
  31. ЛИТВИНОВА, Ф. А.
  32. ЯРОВОГО, С. К.
  33. БЕРЕГОВОГО, А. И.
  34. ДОНСКОГО, И. Ф.
  35. КАРТАШОВА, С. С.
  36. НОВИКОВУ, М. В.
  37. ИСКЛЮЧИТЬ из состава Крымского ССХ:
  38. САВЧЕНКО, Е. П.
  39. ЛЕВИНА, И. М.

III. Утвердить членами Союза Советских Художников Крыма:

  1. ПРОХОРОВА Константина Александровича – живописца
  2. САВИЦКОГО Николая Лукича – скульптора

И кандидатом в ССХ Крымской области:

  1. РЕМЕШИЛО Петра Петровича – живописца
  2. IV. В связи с заявлением художника Калямина о пересмотре решения Правления Крымского ССХ, считать возможным восстановить тов. КАЛЯМИНА В. С. в составе ССХ Крыма кандидатом в члены ССХ, УСЛОВНО, до выставки 1950 года.

ПОДПИСИ:                                              Председатель  Г. Г. РЯЖСКИЙ