1946 год. Персональная выставка Владимира Архиповича Кочегуры

Симферополь, помещение ССХ Крыма (Ленина, 7), была открыта 7 ноября, закрыта 9 декабря 1946 года.

 

ПРОТОКОЛ № 9

Заседания Правления ССХ Крыма

от 7 сентября 1946 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 27. Л. 59]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: М.П. Крошицкий, О.А. Авсиян, Я.П. Бирзгал, И.А. Пантелеев, Н.Н. Писанко, М.М. Щеглов; Художники – А.Ф. Гауш, Б.Г. Шахназаров, Кочегура, Басов.

  1. I. СЛУШАЛИ: Просмотр и обсуждение работ художника В.А. Кочегуры.

Выступление М.П. Крошицкого по обзору выставленных работ В.А. Кочегуры. Работы производят отрадное впечатление. Как новый член ССХ он оправдал наши надежды. Выразил мнение, что в дальнейшем он будет работать еще более плодотворно.

М.М. Щеглов отозвался о Кочегуре как о культурном рисовальщике, который ведет свое начало от мелкой книжной графики до живописи. В графике чувствуется знание стилей.

В.А. Кочегура рассказал о своей творческой жизни со времени учебы в художественном училище, о методах преподавания академических профессоров. Работа на Урале, Сибирь, в Ленинградском горкоме художников, работа в Сухумском театре, в Выборге, Отечественная война. Рассказал о своих исканиях, о стремлении отойти от графичности, изучении материалов (акварель). Крошицкий останавливает внимание на техническом исполнении и совмещении отдельных видов техники в одном произведении.

А.Ф. Гауш обращает внимание на отдельные работы, представляющие большой интерес. Приятное впечатление производит композиция с убитыми немцами.

С положительными отзывами о работах В.А. Кочегуры выступили так же О.А. Авсиян, И.А. Пантелеев, М.М. Щеглов, Я.П. Бирзгал.

ПОСТАНОВИЛИ: Продолжить практику проведения творческих отчетов не реже раза в месяц. (…)

 

ПРОТОКОЛ № 10

Заседания Правления ССХ Крыма

от 26 октября 1946 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 27. Л. 66-67]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: М.П. Крошицкий, О.А. Авсиян, Я.П. Бирзгал, Н.Н. Писанко, М.М. Щеглов; Художники – Я.А. Басов, Б.Г. Шахназаров.

  1. I. СЛУШАЛИ: По устройству персональной выставки работ художника В.А. Кочегуры выступил М.П. Крошицкий. Он предложил выставку сделать открытой платной. Дать В.А. Кочегуре для помощи 2-3 человек. Выставку открыть 7 ноября 1946 года.

ПОСТАНОВИЛИ:

а) Поручить организацию выставки графической секции. Открытие приурочить к 7 ноября;

б) Выставку сделать платной, плату за вход оставить прежнюю, 3 рубля со взрослого населения и 1 рубль с учащихся;

в) Просить Художественный фонд отпустить для организации выставки 1000 рублей.

(…)

 

ВЧЕРАШНИМ ДНЕМ…

С выставки работ художника-графика В. Кочегура

[Красный Крым. 1946. 13 ноября]

Союз Советских художников Крыма Организовал в Симферополе выставку работ художника-графика В. Кочегура. На стенах выставочного зала расположены десятки работ, исполненных акварелью, гуашью, карандашом. Подавляющее большинство составляют пейзажи, относящиеся, преимущественно, к годам войны. Художник прочувствовал природу Прибалтики, он хорошо ощущает цвет. Пользуясь весьма скупыми изобразительными средствами, он превосходно передает сырое, чуть тронутое розовыми красками зари, утро на Выборгском взморье, и тихий, серый денек с его однообразными, плывущими тонами, и сумерки.

Фронтовая тематика ограничена несколькими беглыми портретами-зарисовками и еще несколькими пейзажами – с дотами и перепаханной снарядами землей. Представленная в нескольких вариантах большая композиция “Враг не прошел” – явно не удалась художнику. Несмотря на все усилия, он не поднялся здесь выше чисто внешних эффектов. В рисунке “Развалины Пулковской обсерватории, взорванной немцами”: художник поставил перед собой благородную задачу: показать вандализм немецко-фашистских бандитов. Но и здесь он не достиг художественного обобщения: изображенные им безличные руины оставляют зрителя равнодушным.

Художник выставил несколько хороших обложек, например, к книге Грили “Три года в Арктике”, к роману А. Чаныгина “Белый скит”. Они говорят о вдумчивом подходе к оформлению книги.

Свыше 150 работ В. Кочегуры, представленные на выставке, свидетельствуют о том, что он, несомненно, разносторонний и одаренный художник-график. К сожалению, выставка страдает серьезным недостатком: живая тематика нынешнего дня, послевоенная жизнь страны, строители новой сталинской пятилетки, их труд, плоды их работы – не показаны здесь никак. Выставка обрывается на вчерашнем дне. Возникает вопрос: что же делает художник сегодня?

Кроме двух праздничных плакатов, ничто не говорит о том, что мы вступили во второй год мирного развития. Может быть, здесь представлены только старые работы художника? Нет, на одной из обложек (к историческому роману О. Форш “Михайловский замок”) мы видим дату “1946 год”.

Посетители наших художественных выставок, строители новой сталинской пятилетки хотят видеть произведения, насыщенные дыханием нашего большого, кипучего, созидательного сегодня. И если художник стремится идти в ногу с жизнью и своим народом, то он обязан ответить на эти вопросы.

                                                                                         Ник. ШАГУРИН

 

ПРОТОКОЛ № 11

Заседания Правления ССХ Крыма

от 13 ноября 1946 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 27. Л. 68]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: М.П. Крошицкий, О.А. Авсиян, Н.Н. Писанко, И.А. Пантелеев, М.М. Щеглов. (…)

  1. II. СЛУШАЛИ: Утверждение расходов по выставке работ В.А. Кочегуры.

ПОСТАНОВИЛИ: Оплата кассира – 300 рублей в месяц. По развеске работ уплатить: уборщице – 200 рублей, К.Я. Рыбальской – 150 рублей, Богуцкой – 100 рублей, В.А. Варфоломееву за монтаж 250 рублей.

 

ПРОТОКОЛ № 13

Заседания Правления ССХ Крыма

от 3 декабря 1946 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 27. Л. 70]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: М.П. Крошицкий, О.А. Авсиян, Я.П. Бирзгал, Н.Н. Писанко, И.А. Пантелеев, М.М. Щеглов.

  1. I. СЛУШАЛИ: Сообщение М.П. Крошицкого о том, что в Доме офицеров намечена выставка работ В.А. Кочегуры и лекция Я.П. Бирзгала “Историческое развитие батальной живописи”. М.П. Крошицкий предлагает сделать выставку не только работ В.А. Кочегуры, но более в широком масштабе с привлечением всех членов Союза, для чего нужно собрать все имеющиеся фронтовые зарисовки и сделать отбор. Я.П. Бирзгал сообщил, что на предыдущем заседании Правления обсуждался вопрос полковника, начальника Областного Дома офицеров, выразившего желание устроить встречу с художниками и вообще установить связь художников с Красной армией. Я.П. Бирзгалу было поручено договориться с Домом офицеров и выработать план работы и ему же поручили сделать доклад о художниках-баталистах с иллюстрационным материалом.

Я.П. Бирзгал выразил некоторое недоумение по поводу того, что выставка В.А. Кочегуры приурочена к докладу.

С.С. Карташев приветствует проведение таких встреч.

Н.Н. Писанко немного недоволен постановкой вопроса, особенно, что эта встреча будет проходить на фоне выставки работ одного художника.

ПОСТАНОВИЛИ:

Организацию встреч художников с офицерским составом Красной армии приветствовать. Поручить Я.П. Бирзгалу, сделать доклад с момента появления батальной живописи и закончить Отечественной войной.

Выставку работ В.А. Кочегуры устроить после проведения встречи. 15 декабря сделать просмотр работ художников для выставки к моменту встречи. (…)

  1. IV. РАЗНОЕ:

а) О закрытии выставки работ В.А. Кочегуры, в связи со слабой посещаемостью.

ПОСТАНОВИЛИ: Закрыть выставку 9 декабря. Обсуждение и просмотр выставки не делать, так как это было сделано при открытии выставки. (…)

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ КРЫМА

КАТАЛОГ

ВЫСТАВКИ РАБОТ ХУДОЖНИКА В. А. КОЧЕГУРЫ

Заверен штампом “ПРОВЕРЕНО” – 8 ноября 1946 года. Снять зачеркнутые работы. Сделать надписи, пронумеровать каталог и картины. Подпись – начальник Обллита А. Зотиев.

 

Художник КОЧЕГУРА В.А. родился в 1904 году; в 1925 году окончил Кубанский художественный техникум по декоративному отделению. В 1931 году окончил Ленинградскую Академию Художеств и получил звание художника массово-бытовой живописи.

До 1941 года работал в ряде Ленинградских издательств и участвовал во многих выставках художников Ленинграда.

С начала Великой Отечественной войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и до окончания войны находился в частях Ленинградского фронта. За это время им собрано значительное количество фронтовых зарисовок и других работ., часть из которых представлена на настоящей выставке.

 

Первоначальный текст был подвергнут правке, в скобках указан первоначальный номер работы в каталоге.

1 (46). Эскиз “Враг не прошел” (Гуашь)

2 (47). Эскиз “После боя” (Масло)

3 (48). “Дот на линии Маннергейма. Финляндия” (Гуашь)

4 (49). “Сожженная немцами площадь в Курессаре” (Акварель)

5 (50). “Взорванный дот на линии Маннергейма” (Акварель)

6 (51). Вариант эскиза “Враг не прошел” (Гуашь)

7 (52). “У станции Тали. Финляндия” (Гуашь)

8 (53). “Пулковская обсерватория в Ленинграде, разрушенная немцами” (Акварель)

9 (54). Вычеркнута из списка Эскиз “Враг не прошел” (Гуашь)

10 (55). Этюд “Финский дот” (Гуашь)

11 (56). Вычеркнута из списка – “Пленный немец” Цветной карандаш)

12 (57). “Фронтовая дорога. Остров Эзель” (Акварель)

13 (58). Вычеркнута из списка – “Из фронтовых зарисовок” (Карандаш)

14 (59). “Разведчик бронепоезда “Народный мститель”. Ленинградский фронт”

15 (60). “Рисунок партизана” (Карандаш)

16 (61). “Рисунок хирурга Н-ской гвардейской дивизии” (Цветной карандаш)

17 (62). “На могиле друга” (Гуашь)

18 (63). “Уголок арт. парка” (Акварель)

19 (64-65). “Из фронтового альбома” (Карандаш)

20 (66-68). “Рисунки для дивизионной газеты”

21 (69). “Полуостров Сырве. Эстония” (Цветной карандаш)

22 (70). “Слухач” (Сепия)

23 (71). Вычеркнута из списка – “Из фронтового альбома. Пленный немец” (Карандаш)

24 (72). “Из фронтового альбома. Сараи” (Карандаш)

25-27 (73-75). Гравюры на линнолиуме для дивизионной газеты

28-30 (76-78). Рисунки для дивизионной газеты

31 (79). “Выборгская крепость” (Акварель)

32 (80). “Из фронтового альбома. Курессаре” (Карандаш)

33 (81). “Ижорский завод. Ленинград во время блокады”

34 (82). “Из фронтового альбома. Инстербург” (Карандаш)

35 (83). “Сожженная немцами гимназия в Курессаре” (Карандаш)

36-41  (84-89). “Из фронтового альбома” (Карандаш)

42 (90). “Ленинград в дни блокады. Зима 1941-1942 года” (Карандаш)

43 (91). “Фронтовая дорога под Ленинградом” (Карандаш)

44 (92). “Бронепоезд “Народный мститель”. Ленинградский фронт” (Карандаш)

45 (93). “Развалины исторического замка. Ставка Наполеона в 1812 г. Тильзит” (Цветной карандаш)

46 (94). Вычеркнута из списка – “Из фронтового альбома. Разведчик” (Цветной карандаш)

47 (95). “Из фронтового альбома. Разведчик” (Цветной карандаш)

48 (1). “Утро. Выборг” (гуашь)

49 (2). “Набережная Выборга” (Гуашь)

50 (3). “Серый день” (Гуашь)

51 (4). “Зимний пейзаж” (Гуашь)

52 (5). “Сумерки” (Гуашь, пастель)

53 (6). “Облака в горах. Тиберда” (Акварель)

54 (7). “Зимний пейзаж. Ленинград” (Акварель)

55 (8). “Тиберда. Кавказ” (Акварель)

56 (9). “На одиннадцатом километре от Нарвы” (Акварель)

57 (10). Вычеркнута из списка – “Древняя церковь в Новгороде” (Сухая кисть и акварель)

58 (11). “Чуфут-Кале – пещерный город. Крым” (Акварель)

59 (12). “В окрестностях Новгорода” (Гуашь)

60 (13). Этюд “Снопы” (Акварель)

61 (14). “Клухорский перевал. Кавказ” (Акварель)

62 (15). “Выборг. Порт” (Масло)

63 (16). “Выборг с моря” (Пастель и гуашь)

64 (17). “По дороге на Алушту” (Акварель)

65 (18). “На окраине Симферополя” (Акварель)

66 (19). “Улица в Бахчисарае” (Акварель)

67 (20). “Парк Монрепо. Выборг” (Гуашь)

68 (21). “Выборгский замок” (Гуашь)

69 (22). “Внутренний двор Выборгского замка” (Акварель)

70 (23). “Переулок в Бахчисарае” (Акварель)

71 (24). “Зимний этюд” (Гуашь)

72 (25). Этюд “Бахчисарай” (Акварель)

73 (26). “Курессаре” (Цветной карандаш)

74 (27). “Эстония. Сараи” (Цветной карандаш)

75 (28). “Улица в Курессаре” (Цветной карандаш)

76 (29). “Кирха в Эстонии” (Цветной карандаш)

77 (30). “Горный мотив” (Акварель)

78 (31). “На окраине Симферополя” (Гуашь)

79 (32). “Пейзаж” (Акварель)

80 (33). “В Домбайской поляне. Кавказ” (Акварель)

81 (34). “Скалы “Чертов замок”. Кавказ” (Акварель)

82 (35). “Горный пейзаж” (Акварель)

83 (36). “Пейзаж с мостиком. Эстония” (Акварель)

84 (37). “Первый снег. Ленинград” (Акварель)

85 (38). “Под Новгородом” (Акварель)

86 (39). “Сумерки в горах” (Акварель)

87 (40). “Весна в Сухуми” (Акварель)

88 (41). “Летний день. Сухуми” (Акварель)

89 (42). Вычеркнута из списка – “Старые дома в Курессаре” (Акварель)

90 (43). Вычеркнута из списка – “Церковь под Новгородом” (Сухая кисть, акварель)

91 (44). Вычеркнута из списка – “Улица в Курессаре” (Карандаш)

92 (45). Вычеркнута из списка – “Весенний ручей” (Карандаш)

93-118 (95-120). Графические работы – плакаты, обложки, эскизы обложек и титульных листов

119-123 (121-125). Графическая серия (открытки) “Лицо врага” (Акварель)

124-130 (126-142). Эскизы обложек

131-136 (143-148). Иллюстрации к книге Гаврилова “Черноморские рассказы”. Крымиздат

139-142 (149-152). Эскизы декораций к опере О. Чишко “Повесть о женщине” для Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова

143-144 (153-154). . Вычеркнуты из списка – Эскизы декораций к пьесе “Пограничники”. Гостеатр Абхазии

145-146 (155-156). Эскизы декорации к комедии Синга “Молодой удалец – герой Запада”. Гостеар Абхазии в Сухуми

147 (157). Эскиз задника к пьесе Гольдони “Хозяйка гостиницы”. Гостеатр Абхазии

148-156 (158-168). Эскизы декорации и задников К пьесе А. Толстого “Царь Федор Иоаннович”. Крымоблдрамтеатр

159-163 (169-173). Эскизы декорации к пьесе Светлова “Сказка”. Гостеатр Абхазии

164-166 (174-176). Вычеркнуты из списка – Зарисовки персонажей из пьесы “Егор Булычев”. Крымоблдрамтеатр

167 (177). “Дворик в Симферополе” (Гуашь)