1945 год. II выставка ССХ Крыма. Выставка работ крымских художников к годовщине освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков

Симферополь, помещение ССХ Крыма (Ленина, 7), была открыта 3 июня 1945 года.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Оргкомитета ССХ СССР о ССХ Крыма

от 11 августа 1944 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 17. Л. 6-9]

(…) В ЦЕЛЯХ СКОРЕЙШЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ССХ И ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КРЫМУ ПРЕЗИДИУМ ОРГКОМИТЕТА ССХ СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: (…)

  1. Просить Народный комиссариат финансов и Совет народных комиссаров РСФСР об утверждении запроектированной Крымским Советом народных комиссаров суммы в размере 500 тысяч рублей, предназначенной для организации художественной выставки в Крыму в 1945 году, посвященной годовщине освобождения Крыма от оккупантов. (…)

 

ПРОТОКОЛ

Заседания ССХ Крымской АССР

состоявшегося 4 сентября 1944 года в помещении Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 17. Л. 1-2]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: О.А. Авсиян (Заместитель председателя); Члены ССХ – М.С. Рыбников, И.А. Пантелеев; Ответственный секретарь ССХ А.А. Талаев.

СЛУШАЛИ: Распределение примерного тематического плана художественных работ к предстоящей выставке в ознаменование годовщины освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков (к 14 апреля 1945 года).

Художники по Симферополю – М.С. Рыбников, И.А. Пантелеев, Я.П. Бирзгал, В.И. Спичак, О.А. Авсиян, М.М. Щеглов;

В Алупке – А.Г. Ротенберг, М.А. Меркульева, В.М. Новиков;

В Ялте – Ф.З. Ильясов, М.Д. Колесов, В.П. Цветкова, А.Ф. Бекетова;

В Феодосии – П.В. Сныткин;

В Бахчисарае – В.К. Яновский, Е.Ф. Марченко;

В Джанкое – Симонов.

Ознакомить всех художников Симферополя с тематическим планом и наметить общегородское собрание художников Симферополя на 1 октября 1944 года по вопросу подготовки к предстоящей выставке.

 

ПИСЬМО

Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР

Начальнику Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Крымской АССР

от 14 октября 1944 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 15. Л. 11]

Осенью 1945 года в Москве организуется большая Всесоюзная художественная выставка, которая должна отобразить состояние и успехи советского изобразительного искусства нашего времени. Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР в лице Главного Управления учреждений изобразительных искусств представил для этой выставки государственные заказы целому ряду мастеров Москвы и Ленинграда и союзных республик. Управление по делам искусств при СНК РСФСР и Правление “Всекохудожник” охватили своими заказами мастеров периферии РСФСР. Информируя вас о Всесоюзной художественной выставке 1945 года в Москве, Управление по делам искусств при СНК РСФСР предлагает вам представить к 1 ноября 1944 года сведения о мероприятиях, которые будут проведены вами по подготовке к участию на выставке и сведения о художниках вашей республики, творчески работающих по договорам с соответствующими учреждениями и организациями над картинами, графикой и скульптурой, с указанием названий и характера произведений, цены и сроков договоров.

ПОДПИСЬ: Начальник Управления по делам искусств при СНК СССР Н.Н. Беспалов

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Оргкомитета ССХ Крыма

от 26 октября 1944 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 17. Л. 12-13]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Я.П. Бирзгал, О.А. Авсиян, М.М. Щеглов. (…)

  1. II. СЛУШАЛИ: О подготовительных мероприятиях по организации Всекрымской выставки 1945 года.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Утвердить тематический план выставки и разослать его членам ССХ;
  2. Просить художников прислать эскизы картин в Оргкомитет для предварительного просмотра;
  3. Просить Управление по делам искусств отпустить необходимые средства на заключение договоров с художниками;
  4. При расплате с художниками за заказанные картины и скульптуры считать, что третья часть обусловленной за художественное произведение суммы, предназначается на приобретение художниками материалов, а остальные две части, как зарплата. В связи с этим, предупредить художников, что материалы и реквизиты ими должны быть приобретены за свой счет и поездки на места при исполнении работ произведены из своих средств. (…)

 

ПИСЬМО

Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Крымской АССР

Начальнику Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР

от 27 октября 1944 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 15. Л. 18]

В связи с вашим письмом от 14 октября 1944 года о предстоящей Всесоюзной художественной выставке 1945 года сообщаю следующее: 18 августа 1944 года Постановлением СНК Крымской АССР восстановил свою деятельность ССХ Крыма. Приказом по Управлению по делам искусств был назначен Оргкомитет в следующем составе: Бирзгал Я.П. (председатель), Авсиян О.А. (зам. председателя), Щеглов М.М. (член Оргкомитета).

На первом собрании обсуждался тематический план предстоящей Всекрымской выставки, посвященной годовщине освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков. К участию в выставке привлечены художники Симферополя и других городов Крыма. В настоящий момент уже многие товарищи включились в работу. Так например, Бирзгал работает над картиной “Бой на Малаховом Кургане”, Рыбников “Стоять насмерть” и “Форсирование Сиваша”. Над Севастопольскими темами работает также Яновский, Щеглов занятый сейчас работами, связанными с Крыловским юбилеем, одновременно намечает серию рисунков, отражающих Отечественную войну в Крыму. Авсиян пишет картину на тему “Возвращение героя”. Пантелеев работает над темой “Последний защитник дота”, В.С. Басов оформляет ряд современных спектаклей в Крымгосдрамтеатре (в частности “Русские люди” Симонова). Барсамов пишет “Десант в Феодосии”, скульптор Спичак лепит аллегорическую группу “Торжество победителей”, Меркульева “Отдых героев Отечественной войны в Крымском санатории”, Цветкова “Крымские рыбаки”. В выставку включился еще ряд художников, но конкретные заявки на темы от них еще не получены. Кроме того, большинство художников уже работало и продолжает работать над этюдным материалом фиксирующем разрушения, нанесенные немецкими оккупантами в Крыму и моменты восстановительных работ. Полагаю, что лучшие произведения с нашей выставки смогут быть посланы на Всесоюзную художественную выставку 1945 года в Москву.

ПОДПИСЬ: Начальник Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР Е. Молоденков

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Оргкомитета ССХ Крымской АССР

от 3 января 1945 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 22. Л. 1]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Я.П. Бирзгал, О.А. Авсиян, М.М. Щеглов, с совещательным голосом художник И.А. Пантелеев. (…)

  1. II. СЛУШАЛИ: Вопрос о ходе организации Всекрымской выставки ССХ. Информацию по этому вопросу делает Я.П. Бирзгал. Он указывает, что был составлен тематический план выставки. Темы заблаговременно были распределены между художниками (учитывая пожелания каждого) и выданы художникам авансовые суммы по договорам, всего 24 тысячи рублей. Часть эскизов уже просмотрена и утверждена. Как показало обследование, художники над картинами для выставки усиленно работают.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Информацию принять к сведению.
  2. Поручить Бирзгалу от Управления по делам искусств добиться дальнейших ассигнований на оплату картин.
  3. Просить Управление по делам искусств принять на себя часть расходов по ремонту и оборудованию выставочного помещения и устройству выставки.
  4. Открытие выставки приурочить к 9 мая.
  5. Признать желательным участие на выставке и внекрымских художников. (…)
  6. IV. РАССМОТРЕЛИ эскиз к картине “Убийство немцами семьи художника Артамонова”, исполненный художником М.Д. Колесовым.

ПОСТАНОВИЛИ: В основном эскиз одобрить.

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Оргкомитета ССХ Крымской АССР

от 10 февраля 1945 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 22. Л. 2]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Я.П. Бирзгал, О.А. Авсиян, М.М. Щеглов, ответственный секретарь А.А. Талаев. (…)

  1. IV. РАССМАТРИВАЛИ эскизы к картинам художника В.М. Новикова.

ПОСТАНОВИЛИ: рекомендовать Новикову подготовить для выставки несколько пейзажей. Жанровые композиции его страдают слабостью рисунка в изображении человеческих фигур.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА К ГОДОВЩИНЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА

[Красный Крым. 1945. 11 марта]

В мае нынешнего года откроется большая выставка работ крымских художников, посвященная первой годовщине освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков.

Сейчас художники деятельно готовятся к выставке. На мольберте художника Я.П. Бирзгала стоит почти законченное полотно “Керченский десант”, М. Щеглов готовит серию рисунков, О. Авсиян работает над картиной “Возвращение”.

“Вступление Советских войск в Севастополь” – тема картины художника И. Пантелеева. Город-герой вдохновил многих художников. Бахчисарайский художник В. Яновский с увлечением работает над севастопольскими сюжетами.

М. Рыбников работает над картиною “Форсирование Сиваша”. Скульптор В. Спичак выполняет аллегорическую группу “Торжество победителей”. Интересно задумана картина ялтинской художницей М. Меркульевой “Отдых героев на Южном берегу Крыма”.

В выставке будут участвовать также феодосийский художник Н. Барсамов, художник-партизан Э. Грабовецкий, ялтинские художники В. Цветкова, М. Колесов, М. Степанов, художники В. Фролова, К. Быбальская, В. Новиков и другие.

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Оргкомитета ССХ Крымской АССР

от 19 марта 1945 года 

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 22. Л. 4]

(…) II. СЛУШАЛИ: О выставке.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Я.П. Бирзгалу и О.А. Авсияну поехать в Ялту и обследовать готовность художников к участию в выставке. Так же обследовать симферопольских художников.

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Оргкомитета ССХ Крымской АССР

от 15 апреля 1945 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 22. Л. 9]

СЛУШАЛИ: О Всекрымской выставке Союза. Я.П. Бирзгал и О.А. Авсиян докладывают, что эскизы к картинам были своевременно рассмотрены на Художественном совете и, как показало частное обследование, художники усиленно готовятся к выставке, которая будет первым творческим отчетом членов нашего союза после войны перед населением.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Устроить жюри по приемке картин 30 апреля 1945 года, о чем известить членов Союза.
  2. Просить Управление по делам искусств о выделении некоторых средств на расходы по устройству и оформлению выставки.
  3. Просить Бирзгала написать итоговую вступительную статью для каталога выставки.

 

НОВЫЕ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА БАРСАМОВА

[Красный Крым. 1945. 20 апреля]

ФЕОДОСИЯ. К годовщине освобождения Крыма художник Н.С. Барсамов закончил для предстоящей областной выставки несколько картин, в том числе картину, посвященную героическим защитникам Севастополя – “Стоять насмерть”, картины: “Враг пришел”, “Десант в Феодосии”, портрет партизана Колодяжного и другие.

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Оргкомитета ССХ Крымской АССР

от 30 апреля 1945 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 22. Л. 10]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Я.П. Бирзгал, М.М. Щеглов, О.А. Авсиян.

СЛУШАЛИ: Вопрос о подготовке выставочного помещения и сроке открытия выставки. Я.П. Бирзгал докладывает, что ремонт помещения из-за отсутствия средств, дефицитных материалов и рабочей силы затянулся. При обследовании художников в мастерских, выяснилось, что не у всех еще закончены работы. В связи с этим, Культпропотдел Обкома и Управление по делам искусств рекомендует отложить открытие выставки на начало июня.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Согласиться с предложением Управления по делам искусств о перенесении срока открытия выставки на июнь месяц.
  2. Просить уполномоченного Художественного фонда по Крыму принять часть расходов по ремонту помещения, оборудование и содержание выставки на средства фонда. В связи с этим входную плату по выставке передать Художественному фонду, с тем условием, что этот доход пошел на покрытие расходов по выставке.

 

ВЫСТАВКА КАРТИН КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ

[Красный Крым. 1945. 23 мая]

В ближайшие дни открывается выставка картин крымских художников, посвященная годовщине освобождения Крыма от немецких захватчиков.

Заслуженный деятель искусств Крымской АССР художник Я. Бирзгал закончил большую динамичную по композиции картину “Высадка десанта советских войск в Керчи”. “Взятие Феодосии советскими войсками” – такова тема картины Заслуженного деятеля искусств Крымской АССР художника Н. Барсамова.

Большое полотно “Форсирование Сиваша” покажет на выставке художник М. Рыбников. Бахчисарайский художник В. Яновский выставит картины, посвященные городу славы – Севастополю.

Героика партизанской борьбы подполья Крыма вдохновила Заслуженного деятеля искусств Крымской АССР М. Щеглова на ряд графических композиций, среди которых: “Партизанский отряд т. Чуба в лесу” и “В подполье”.

Зверства немцев заклеймены в картинах художника И. Пантелеева (“Разрушенный Севастополь”), художницы В. Фроловой “Я с тобой, мама”, ялтинского художника М. Колесова “Расстрел крымского художника Артамонова”.

Великой победе Красной армии посвящена картина молодого художника О. Авсияна “Возвращение”, где  изображены старуха-мать и сестренка, радостно встречающие краснофлотца, возвращающегося к себе домой в Крым. Художница В. Цветкова откликнулась на темы восстановительного периода в Крыму, картиной “Первый выход рыбаков в море”.

Алупкинская художница М. Меркульева написала картину  “Отдых героев на Южном берегу Крыма”, В. Новиков запечатлел интерьеры Алупкинского дворца, места, где проходили заседания исторической Крымской конференции.

Художник-партизан Э. Грабовецкий дает серию рисунков из партизанской жизни.

Радостные дни победы отражены в картине Я. Бирзгала “Огни победы” и в большом красочном плакате М. Щеглова.

                                                                                Н. ТИХОМИРОВ,

                                                            заместитель начальника

                                Управления по делам искусств Крыма.

 

ЗАМЕТКИ О ВЫСТАВКЕ

[Красный Крым. 1945. 17 июня]

Недавно отрывшаяся выставка работ крымских художников – отрадное явление в культурной жизни Крыма. Она привлекает много зрителей – рабочих и инженеров, краснофлотцев и командиров, студентов и педагогов.

Великая Отечественная война дала работникам искусства и, в частности, художникам обилие разнообразных тем, над воплощением которых будут работать многие поколения. Нынешняя выставка произведений крымских художников, подводящая итог творческой работы за год, показывает, что наши художники полны творческих сил. Во всех картинах – больших и малых, портретах, натюрмортах и акварелях чувствуется дыхание могучей Родины. Выставка радует и тем, что в ней, наряду со старыми мастерами кисти, удачно выступают и молодые художники.

Произведения, представленные в залах выставки, по своей тематике в определенной мере отображают военные годы в Крыму.

Есть на выставке одна картина, которая привлекает к себе особое внимание всех зрителей, хотя висит она почти в самом дальнем уголке. Это – картина художника Степанова “Горящая Ялта”. Зритель видит ночную бухту и волны в отблесках пожара; далее к берегу – силуэты торговых кораблей и мола Ялтинского порта. Один из кораблей объят пламенем. Еще далее, в глубине картины – багрово-иссине-черная мгла, покрывающая Ялту. Город почти невидим во  тьме, и лишь по зареву пожаров догадываешься, что там горят дома, дворцы, санатории. Оранжево-сизый дым, гонимый ветром и мрачными клубами, поднявшимися вверх, заслонил собою громады гор, окружающих Ялту. Еле заметные в небе, уходят вглубь ночи немецкие бомбардировщики, только что зверски бомбившие не имеющий никакого военного значения курортный город.

Это полотно привлекает внимание не только выразительностью изображения; зритель как бы физически ощущает израненный город, хотя на картине, собственно, его самого и не видно во мгле. В книге отзывов имеется ряд похвальных записей об этой картине. Одна из записей, принадлежащая студентам, гласит: “Большое впечатление произвела на нас картина художника Степанова “Горящая Ялта”, хочется на нее смотреть, не отрываясь; огни горят, освещая картину своим блеском; кажется, что в темноте они будут гореть еще ярче”.

Есть в книге отзывов запись и о другой картине, которая также пользуется заслуженным успехом. Это отзыв о картине “Первый выход рыбаков в море” художницы Цветковой: “Первый выход рыбаков в море” с первого же взгляда веселит душу. Видна жизнь в картине – живое море, живые люди”.

Именно такое впечатление производит эта, и другие картины, портреты, натюрморты молодой ялтинской художницы. В ее красках много жизнерадостного света, чувства молодости и радости.

Среди выставленных Цветковой портретов выделяется портрет Марии Павловны Чеховой, написанный вдумчиво и тепло.

Из больших полотен на военную тематику следует выделить “Штурм Сиваша” художника Рыбникова. В ней умелыми рельефными деталями показаны напряженность боя, могучий порыв наступающих советских войск, преодолении ими тяжелых препятствий, вставших на пути через Сиваш.

Нельзя не упомянуть работы молодого художника Авсияна и его картину “Возвращение”, портрет  товарища Сталина, севастопольские зарисовки. Художнику следует, однако, еще поработать над картиной “Возвращение”, в которой фигуры старушки и девочки не совсем удались.

В картине “Герои на отдыхе” алупкинской художницы Меркульевой хорошо написана многоколонная веранда санатория, лица воинов, особенно на переднем плане. Но в целом композиция неестественна, в ней много принужденной позировки, как будто бы отдыхающие приготовились фотографироваться.

Глубоко трагична картина “Мама, я с тобой” художницы Фроловой из Воинки, Красно-Перекопского района. Вырывающаяся из рук немцев молодая мать, страдание на ее лице, бегущая к ней маленькая девочка и виднеющаяся вдали немецкая душегубка – все это подано с большой силой. Лишь хочется видеть несколько иным, более выразительным лицо  девочки. Слабее изображены немцы. В их лицах, в фигурах – нет типичного немецкого, а в глазах у них, как правильно отмечено в книге записей. – “несвойственная им печаль выражена”.

Среди картин Заслуженного деятеля искусств Крымской АССР Барсамова трогают печалью “Братская могила” и “Враг пришел”. Картины хорошо задуманы, колоритны, но образы не закончены. В хорошо передающей настроение картине “Враг пришел” бегущая мать кормит грудью ребенка. Это неестественно. Она могла бы в такую страшную минуту прижать в испуге ребенка к груди, инстинктивно прикрыть его своим телом, но только не кормить на бегу.

Не совсем удачно выступил на этой выставке Заслуженный деятель искусств Крымской АССР Бирзгал. В своих батальных картинах художник не сумел выбрать главные, впечатляющие детали. В каждой его картине – нагромождение войск всех родов оружия, обилие всех видов боевой техники, множество недостаточно тщательно выполненных деталей. Зритель теряется в этом обилии. Если у Рыбникова в “Штурм Сиваша” ярко “говорят” даже мелкие детали, то у Бирзгала картина с тем же названием “Штурм Сиваша” кажется немой. А “Огни победы” больше всего напоминают сильно увеличенную и тускло раскрашенную копию фотографии из газеты.

В короткой статье трудно сделать обзор всех работ, показанных в выставочных залах. Заслуживают высокой оценки картины Богаевского “Горный пейзаж”, “Старая гавань”. Хороши зарисовки и акварели Заслуженного деятеля искусств Крымской АССР Щеглова, особенно “Воронка”, “Стекольщик-подпольщик И. А. Козлов”, “Немцы пришли”. Несколько примитивно сделан рисунок “Партизанский отряд Чуба”, где мало естественности в выражении лиц. Удачны акварели художника Пантелеева, посвященные Севастополю.

Пожелаем нашим крымским художникам новых творческих успехов, пожелаем им еще глубже отобразить Великую Отечественную войну, лучше, богаче, многообразнее показать в живописи наш возрождающийся советский Крым.

                                                                                             Мих. ЕГОРОВ.

 

ПРОТОКОЛ

I Всекрымской конференции членов и кандидатов ССХ Крыма

от 30 июня-1 июля 1945 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 22. Л. 21-24]

ПРИСУТСТВОВАЛИ с правом решающего голоса члены ССХ: 1. Представитель ССХ СССР И.Ф. Титов (Отв. секретарь Оргкомитета ССХ СССР); 2. Я.П. Бирзгал (Председатель Оргкомитета ССХ Крыма); 3. О.А. Авсиян (Член Оргкомитета ССХ Крыма); 4. М.М. Щеглов (Член Оргкомитета ССХ Крыма); 5. М.А. Меркульева; 6. В.П. Цветкова; 7. Л.Д. Холкина; 8. К.Я. Рыбальская; 9. М.П. Крошицкий; 10. И.А. Пантелеев; 11. М.С. Рыбников; 12. В.И. Спичак; 13. К.Н. Гротт; 14. М.Д. Колесов; 15. М.М. Степанов; 16. В.М. Новиков; 17. В.И. Фролова; В.К. Яновский. Не явились на конференцию члены ССХ В.Н. Сокорнов по болезни, Н.С. Барсамов и В.Ф. Махонов по невыясненным причинам. Присутствовали с правом совещательного голоса: Е.В. Молоденков (Начальник Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР), Н.Г. Тихомиров (Заместитель начальника Управления по делам искусств Крыма), 7 художников не членов Союза и 14 студентов Крымского художественного училища им. Самокиша. (…)

  1. I. СЛУШАЛИ: Доклад Ответственного секретаря Оргкомитета ССХ СССР И.Ф. Титова о решениях 9-го Пленума Оргкомитета ССХ СССР и предстоящих задачах ССХ. (…)

Переходя к разбору выставки ССХ Крыма, Титов подчеркивает, что выставка, безусловно, является значительным достижением в области изобразительного искусства Крыма. Несмотря на исключительные послевоенные трудности, крымские художники все же довольно быстро сумели сорганизоваться и выступить со своим творческим отчетом на Всекрымской выставке. Эта выставка имеет и свои положительные и отрицательные стороны. Положительно то, что все члены Союза активно участвуют на выставке, что темы в основных произведениях выбраны актуальные, художники не избегают сложных композиционных сюжетов. Отрицательным моментом является то, что художники все же спешили в своих работах, недостаточно работали с натуры, и все это в значительной степени отразилось на общем уровне и качестве выставки.

М.С. Рыбников “Штурм Сиваша” – хорошо задуман и скомпонован, но по живописи вещь еще не доработана, над ней еще работать и работать.

М.С. Рыбников “Гвардейцы умирают, но не сдаются” – не утрясена композиционно, сильного действия нет в произведении. Матросы позируют.

Я.П. Бирзгал “Десант на Керченском полуострове” – страдает в некоторых местах рисунок. Над вещью следовало бы еще поработать.

Я.П. Бирзгал “Наша авиация топит вражеские корабли” – композиционно хорошо продумана, но она эскизна, в волнах много одинаковых рефлексов.

О.А. Авсиян – работа в основном решена по цвету и силе тона, но скомпонована не убедительно. Недостаток в рисунке, а отсюда, и не убедительна в композиции.

М.А. Меркульева – может делать вещь. Мало работает с натурой, спешит, композиция страдает. Фотографичность композиции. Увлекается силой цвета.

В.И. Фролова “Я с тобой мама”, “Портрет” – написан добротно, умение мастерства и рисунка. С картиной не справилась ни композицией, ни идеей.

В.П. Цветкова – слабые портреты. Одна палитра, одни краски. Натюрморты живописны.

Н.С. Барсамов – портреты, хороший профессиональный уровень, страдают руки. “Братская могила” хороший пейзаж, колорит, смысл, идея композиции, все найдено. “Враг пришел” не получилась, плакатная, неубедительна. Много живописных качеств, особенно в фигуре девочки. Мало разработана картина “Десант в Феодосии”, в основном пейзаж, человек в пейзаже потерялся. Пейзаж хорошо написан. Размер не оправдал темы. “Стоять насмерть” не значит, что нужно стоять.

М.Д. Колесов “Убийство семьи художника Артамонова” – единственный недостаток- примитивен. Много данных, которые могли бы решить произведение. Недостаток увлечение трагедией, психологией. Выражение трагедии только на лице (фигуры, положении фигур, композиции). Следовало бы серьезно поработать над темой, она держится на высоком положении.

М.А. Меркульева -портрет написан хорошо.

К.Н. Гротт “Портрет Могильникова” – похоже, что сделано с фотографии. Ни за ни против, ничего сказать нельзя.

М.М. Степанов “Горящая Ялта” – задумано хорошо, но темна и не живописна. Есть перспектива, игра света, но сила тона одинакова.

М.Н. Домащенко – хорошо задумана, лирична, но недостаток в изображении моря, пересинено, нет воды.

На выставке вообще нет хороших пейзажей, нет хороших цветов.

В.П. Цветкова – акварели хорошие.

В.М. Новиков – интерьер, отношение художника к изображению материала (камень, бронза, песок) в цветах импрессионистичен.

М.В. Новикова – хорошая сирень на воздухе и сирень в корзинах.

Лучшее впечатление производят акварели на выставке “Всё, что осталось от немцев”, “Воронка”, Окопчик , а так же и некоторые другие. Композиционные работы М.М. Щеглова имеют недостатки. Много в них отсебятины, М.М. Щеглову так же нужно переключиться больше на натуру.

На центральных выставках нужно крымским художникам принять участие. К ним нужно готовиться. (…)

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Правления ССХ Крыма

от 7 августа 1945 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 22. Л. 32-33]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Я.П. Бирзгал, М.П. Крошицкий, М.М. Щеглов, О.А. Авсиян, И.А. Пантелеев.

  1. I. СЛУШАЛИ: Вопрос о напечатании каталога 2-ой выставки ССХ Крыма. Я.П. Бирзгал информирует, что выпуск каталога задержался в виду загрузки типографии работой. Сейчас печатание каталога поставлено на очередь. Зачитывается вступительная статья для каталога, написанная Бирзгалом.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Одобрить текст статьи и поручить Я.П. Бирзгалу, О.А. Авсияну и А.А. Талаеву добиться скорейшего напечатания каталога;
  2. Гонорар за составление статьи выплатить по фонду из доходов выставки по расценкам, существующим в Госиздате. (…)
  3. V. СЛУШАЛИ: О сроке закрытия выставки и оплате дополнительных расходов по ней.

ПОСТАНОВИЛИ: Закрытие выставки приурочить к ? августа. Все дополнительные расходы по содержанию и организации выставки оплатить из доходов выставки по линии Художественного фонда. (…)

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Правления ССХ Крыма совместно с художниками-активистами

от 7 января 1946 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 27. Л. 2-5]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Я.П. Бирзгал, М.П. Крошицкий, О.А. Авсиян, М.М. Щеглов, И.А. Пантелеев; художники-активисты – К.Я. Рыбальская, Б.Г. Шахназаров, Н.Н. Писанко, В.И. Спичак, Л.Д. Холкина, М.С. Рыбников, Н.А. Евланова.

  1. I. СЛУШАЛИ: Доклад БИРЗГАЛА об итогах работы Союза за 1945 год. (…) Как вы знаете, выставка 1945 года в основном получилась не плохая, художники в ней принимали активное участие, большинство произведений носили тематический характер, и темы были актуальные, современные. Лучшие произведения с выставки были приобретены для картинных галерей. Выставка имела популярность среди населения и посещаемость была довольно высокая. От вырученной входной платы на выставку, мы покрыли все организационные расходы и еще осталась значительная сумма на производство ремонта помещения. (…)

 

КАТАЛОГ

[Симферополь, издательство “Красный Крым”, 1945]  

АВСИЯН ОСИП АБРАМОВИЧ (Симферополь). Род. 1918 г.

  1. “Портрет И.В. Сталина” (Х., м.; 160х115),
  2. “Портрет маршала Советского Союза Ф.И. Толбухина” (Х., м.; 100х74,5),
  3. “Возвращение героя” (Х., м.; 105х145),

4-10. Иллюстрации к роману Н. Островского “Как закалялась сталь” (Б., тушь),

11-29. “Севастопольские зарисовки” (Б., тушь, кар.).

БАРСАМОВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ (Феодосия). Заслуженный деятель искусств Крымской АССР. Род. 1892 г.

  1. “Стоять насмерть” (Х., м.; 156х137,5),
  2. “Враг пришел” (Х., м.; 104х120),
  3. “Десант советских войск в Феодосии в декабре 1941 г.” (Х., м.; 131х176),
  4. “Братская могила” (Х., м.; 122х135,5),
  5. “Портрет начальника особого отдела Северного соединения партизан Крыма Е.П. Колодяжного” (Х., м.; 100х70),
  6. “Портрет партизанского отряда в Крыму Мокроусова” (Х., м.; 100х81).

БОГАЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ФЕДОРОВИЧ. Заслуженный деятель искусств РСФСР. 1872-1943.

  1. “Горный пейзаж” (Х., м.; 125х155),
  2. “Старая гавань” (Х., м.; 32,5х196),
  3. “Алупкинский дворец” (Б., акв.; 42х48).

БИРЗГАЛ ЯН ПЕТРОВИЧ (Симферополь). Заслуженный деятель искусств Крымской АССР. Род. 1898 г.

  1. “Огни Победы” (Х., м.; 174,5х235),
  2. “Десант советских войск на Керченском полуострове” (Х., м.; 125,5х214),
  3. “Советские самолеты топят вражеский корабль” (К., м.; 70х100),
  4. “Героическая оборона Севастополя 1941 г. Защита Малахова кургана” (Б., акв.; 42х80,5),
  5. “Штурм Сиваша в 1944 г.” (Б., акв.; 37,5х81,5).

ГРАБОВЕЦКИЙ ЭММАНУИЛ МАРКОВИЧ (Симферополь). Род. 1912 г.

  1. “В крымских лесах” (Б., гуашь, тушь; 21х14,5),
  2. “На посадку к партизанам” (Б., тушь; 30,5х21,5),
  3. “На операцию” (Б., тушь; 30,5х21,5),
  4. “Уход мирного населения к партизанам” (Б., тушь; 30,5х21,5),
  5. “Разгром гарнизона немцев в дер. Зуя” (Б., тушь; 30,5х21,5),
  6. “Один из эпизодов боя с карательным отрядом немцев в декабре 1943 г.” (Б., тушь; 30,5х21,5),
  7. “На посту” (Б., тушь; 30,5х21,5),
  8. “Переход во время пурги” (Б., тушь; 30,5х21,5),
  9. “8-е марта в лесу” (Б., тушь; 30,5х21,5),
  10. “Выход из леса” (Б., тушь; 30,5х21,5).

ГРАБОВЕЦКИЙ Э. М. – БЕКЕТОВ ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (Симферополь). Род. 1916 г.

  1. “Крымские партизаны у костра” (Х., м.; 93х72).

ГРОТТ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (Ялта). Род. 1885 г.

  1. “Портрет командира партизанского отряда в Крыму В. С. Могильникова” (Х., пастель; 53х47,5).

ДОМАЩЕНКО МАРК НИКОЛАЕВИЧ (Симферополь). Род. 1907 г.

  1. Эскиз “Раскинулось море широко” (Х., м.; 70х100).

КОЛЕСОВ МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ (Ялта). Род. 1888 г.

  1. “Убийство семьи художника Артамонова” (Х., м.; 95,5х128),
  2. “Партизаны спускаются в Ялту” (Х., м.; 120х180).

МЕРКУЛЬЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (Алупка). Род. 1904 г.

  1. “Герой на отдыхе” (Х., м.; 98х145),
  2. “Портрет капитана Гроссмана” (К., м.; 22х17).

НОВИКОВА МАРИЯ ВИКЕНТЬЕВНА (Симферополь). Род. 1900 г.

  1. “Натюрморт. Сирень” (Х., м.; 72,5х53),
  2. “Натюрморт. Сирень” (Х., м.; 74х59),
  3. “Натюрморт. Смородина” (Х., м.; 66х43).

НОВИКОВ ВАСИЛИЙ МИРОНОВИЧ (Алупка). Род. 1888 г.

  1. “Интерьер в Алупкинском дворце. Зал, где проходило совещание министров иностранных дел, участников Крымской конференции” (Х., м.; 85,5х75,5),
  2. “Интерьер в Алупкинском дворце. Зал, где проходило совещание министров иностранных дел, участников Крымской конференции” (Б., акв.; 22х33),
  3. “Разрушенная немцами Алупка” (Х., м.; 66,5х66,5),
  4. “Натюрморт. Сирень” (Х., м.; 67х89),
  5. “Натюрморт. Цветы” (Х., м.; 69х84,5).

ПАНТЕЛЕЕВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ (Симферополь). Род. 1904 г.

  1. “Раненный Севастополь” (Х., м.; 197,5х70),
  2. Эскиз к картине “Последний защитник дота” (Б., акв., цв. кар.; 23х34,5),
  3. “На Херсонесском мысу” (Б., акв.; 21х29),
  4. “На Херсонесском мысу. Остатки разгромленных самолетов на аэродроме противника” (Б., акв.; 21,5х31,5),
  5. “35-я батарея, разрушенная артиллерией” (Б., акв.; 29,5х43,6),
  6. “Развалины Севастополя” (Х., м.; 12,5х18),
  7. “Разрушенное здание института физ. методов лечения им. Сеченова в Севастополе” (Б., акв.; 32х42),
  8. “Разрушенный Дом флота в Севастополе” (Б., акв.; 25,5х20),
  9. “Разрушенный дом” (Б., акв.; 14,5х20),
  10. “Уцелевший дворик в Севастополе” (Б., акв.; 14,5х20),
  11. “Восстановление рыболовецкого флота в Севастополе” (Б., акв.; 21,5х32).

РЫБАЛЬСКАЯ КЛАВДИЯ ЯКОВЛЕВНА (Симферополь). Род. 1880 г.

80-97. Орнаментальные композиции (Б., акв.),

РЫБНИКОВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ (Симферополь). Род. 1905 г.

  1. “Штурм Сиваша” (Х., м.; 132х230),
  2. “Гвардейцы умирают, но не сдаются” (Х., м.; 138х200),
  3. “Товарищ Ворошилов возглавляет атаку Конной армии в 1918 г.” (Х., м.; 71х100),
  4. “Портрет Заслуженного деятеля искусств, Лауреата Сталинской премии академика Самокиша Н.С.” (Х., м.; 25х30).

САВЧЕНКО ЕЛЕНА ПАВЛОВНА (Симферополь). Род. 1896 г.

  1. “Натюрморт. Цветы” (Х., м.; 73х52).

САМОКИШ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ. Академик батальной живописи, заслуженный деятель искусств, лауреат Сталинской премии. 1860-1944.

  1. Эскиз к плакату “Преследование врага Красной конницей” (Б., акв.; 100х70).

СТЕПАНОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (Никитский сад). Род. 1888 г.

  1. “Горящая Ялта” (Х., м.; 100х170,5).

ФРОЛОВА ВЕРА ИГНАТЬЕВНА (село Воинка). Род. 1914 г.

  1. “Я с тобой мама!” (Х., м.; 145х127),
  2. “Все сказано. Зоя” (Х., м.; 132х86),
  3. “Портрет старшего лейтенанта П.И. Царинина” (Х., м.; 100х60).

ЦВЕТКОВА ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА (Ялта). Род. 1917 г.

  1. “Выход рыбаков в море” (Х., м.; 99х178,5),
  2. “Портрет Героя Советского Союза М.В. Грешилова” (Х., м.; 80х60),
  3. “Портрет Героя Советского Союза А.Н. Кесаева” (Х., м.; 80х60),
  4. “Портрет генерал-лейтенанта А.Г. Селиванова” (Х., м.; 70х49,5),
  5. “Портрет полковника Г.П. Федорова” (Х., м.; 67х59,5),
  6. “Портрет М.П. Чеховой” (Х., м.),
  7. “Натюрморт. Сирень” (Х., м.; 82х61,5),
  8. “Натюрморт. Цветущий миндаль” (Х., м.; 70х50),
  9. “Руины Восточного музея в Ялте” (Б., акв.; 30,5х40),
  10. “Руины санатория им. Сталина в Ялте” (Б., акв.; 30,5х40),
  11. “Руины санатория Б. В. О.” (Б., акв.; 30,5х40),
  12. “Разрушенный Дом обороны в Ялте” (Б., акв.; 30,5х40Ъ.

ЩЕГЛОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (Симферополь). Заслуженный деятель искусств Крымской АССР. Род. 1885 г.

  1. “Морская душегубка” (Б., акв., пастель; 73х98);

Серия акварелей “По следам Отечественной войны”:

  1. “Окопчик” (27х45),
  2. “Воронка” (28,5х41,5),
  3. “Все, что осталось от немцев” (27,5х40,5),
  4. “Дорогая могила” (27,5х42,5);
  5. “Немцы пришли” (Б., гуашь; 34,5х50,5),
  6. “Не трогай дедушку” (Б., сепия; 50,5х34,5),
  7. “Мама!” (Б., кар.; 50,5х34,5,
  8. “Листовки” (Б., тушь; 50,5х34,5),
  9. “Так было” (Б., тушь; 50,5х34,5),
  10. “Багеровский ров” (Б., тушь; 50,5х34,5),
  11. “В Симферопольском подполье” (Б., тушь; 34,5х50,5),
  12. “Стекольщик-подпольщик И.А. Козлов” (Б., акв.; 50,5х34,5),
  13. “В горы” (Б., тушь; 50,5х34,5),
  14. “Партизанский отряд Чуба” (Б., акв.; 50,5х34,5),
  15. “Наши пришли” (Б., акв.; 50,5х34,5),
  16. “Вести о войне” (Б., цв. граф. кар.; 50,5х34,5),
  17. “Отец вернулся” (Б., акв.; 50,5х34,5),
  18. “Говорит Москва” (Б., тушь, перо; 34,5х50,5),
  19. “Приказ Верховного главнокомандующего” (Б., акв.; 50,5х34,5).

ЯНОВСКИЙ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ (Бахчисарай). Род. 1876 г.

  1. “Наша авиация топит караван вражеских судов” (Х., м.; 104х105).

 

Не указан в каталоге, как участник выставки, – СПИЧАК ВЛАДИМИР ИЛЛАРИОНОВИЧ. Скульптурная группа “Торжество победителей” (Терракота; высота 95 см. Приобретена Отделом искусств для Бахчисарайского музея). [Личное дело]