1940 год. I выставка ССХ Крыма. Художественная выставка, посвященная ХХ-летию освобождения Крыма от белогвардейцев. 1920-1940. Живопись, скульптура, графика

Симферополь. Крымский государственный драматический театр им. А.М. Горького, была открыта 5 ноября 1940 года.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Бюро Крымского Обкома ВКП(б)

от 27 октября 1939 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-4]

(…) 9. В целях стимулирования дальнейшего развития изобразительного искусства в Крыму, предложить Совету народных комиссаров Крымской АССР и Управлению по делам искусств организовать (…) Выставку посвященную 20 годовщине освобождения Крыма (…)

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Творческих работ к 20-летию Советизации Крыма

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 7. Л. 9]

  1. “Войков – участник подпольной работы в Крыму (до 1907 г.)” Павлин Михайлович Мясников
  2. “Приезд моряков Балтфлота к морякам Черноморского флота”
  3. “Французские матросы во главе с Марти братаются с рабочими Севастополя” Зальман Зеликович Цивин
  4. “1-й Черноморский съезд моряков в Севастополе в 1917 г.” Анатолий Петрович Ефимов
  5. “Расстрел демонстрации французских моряков греческими войсками”
  6. “Забастовка рабочих Севастопольского порта во время германской оккупации” Михаил Дмитриевич Колесов
  7. “Октябрь в Крыму”
  8. “Расстрел 1-го правительства Советской Тавриды”
  9. “Папанин – участник партизанского движения в Крыму” Александр Сергеевич Ернев
  10. “Суд над группой комсомольцев-подпольщиков”
  11. “Суд над 13-ти летним коммунистом (Хайкевичем)” Семен Иосифович Аннапольский
  12. “Даешь Крым – красная конница под руководством Ворошилова и Буденного движется с польского фронта на крымский фронт”
  13. “Бегство белых из Крыма” Евстафий Филиппович Марченко
  14. “Встреча Орджоникидзе и Ежова со стахановцами Керченского госметзавода” Лазарь Львович Гершзон
  15. “Орджоникидзе и тяжелая промышленность Крыма”
  16. “Встреча Молотова с артековцами”
  17. “Приезд Буденного в Крым”
  18. “Горький в Крыму” Мария Александровна Меркульева, Фарит Зиевич Ильясов, Хабий Низамович Богоудинов
  19. “Крым – всесоюзная здравница”
  20. “Знатный тракторист – депутата Верховного Совета СССР т. Калиянов”
  21. “Знатная парашютистка, депутат Верховного Совета РСФСР т. Антонина Соколова”
  22. “От моря до моря – перелет летчицы Осипенко”
  23. “Взятие Перекопа” Степан Калинович Яровой
  24. “В последний порт – переход Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск”
  25. “Революционное восстание под руководством Марти на крупнейших судах французской эскадры в Севастополе (20 апреля 1919 г.)”
  26. “Советская женщина” Маргарита Александровна Живилло
  27. “Радость труда (труд дело чести, дело славы, дело доблести и геройства” Михаил Дмитриевич Колесов
  28. “Руководители партии и правительства в Кремле” Лазарь Львович Гершзон
  29. “Горький слушает малолетнего скрипача в Артеке” Семен Иосифович Аннапольский
  30. “За веселую жизнь” Абий Ниясович Ярмухамедов
  31. “Сталин и Горький” Константин Николаевич Грот-Пелещук
  32. “Групповой портрет вождей” Константин Николаевич Грот-Пелещук

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Творческих работ товарищества “Крымхудожник” на 1940 год

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 7. Л. 1]

Время предоставления эскиза – март; время представления картины – октябрь.

Абселямов Мамет Абселямович – “Рабочий уголок. Дом отдыха в Алуште”

Аннапольский Семен Иосифович – “Реввоенсовет военного фронта во главе со Сталиным”

Артамонов Петр Георгиевич – “Встреча партизан с Красной армией во время занятия Крыма”

Асеева Зоя Романовна – “В старой татарской школе-медресе”

Богоудинов Хабий Низамович “Нанимаются в батраки к мурзе в татарской деревне”

Варфоломеев Александр Васильевич – “Объявление декрета об образовании республики Тавриды Антоном Слуцким, председателем Совнаркома Тавриды”, “Взятие Перекопа”

Гершзон Лазарь Львович – “Встреча Орджоникидзе со стахановцами Керченского госметзавода”

Головатый Иван Николаевич – “Даешь Крым. Красная конница под руководством Ворошилова и Буденного переходит с польского фронта на Крымский фронт”

Ернев Александр Сергеевич – “Высадка под Судаком десанта Мокроусова и Папанина для борьбы в тылу у Врангеля”

Ильясов Фарит Зиевич – “Проводы в Красную армию в татарской деревне”

Кашевой Николай Моисеевич. – “Войков участник подпольной работы в Крыму (Керчь, Ялта) до 1907 года”

Колесов Михаил Дмитриевич – “В литейном цеху  Госметзавода”

Колпаков Виталий Дементьевич – “Штаб Фрунзе. Передача телеграммы Ленину о захвате Крыма”

Меркульева Мария Александровна – “Встреча Молотова с артековцами”

Праведников Дмитрий Петрович – “Захват военной Севастопольской организацией типографии в Симферополе и печатание газеты “Солдат” в 1905 году”

Рыбников Михаил Степанович – “Разгром и бегство белых из Крыма”

Рыков Павел Васильевич – “Захват партизанами Судака и разгром гарнизона белых”

Самокиш Николай Семенович – “Разгром конницы генерала Барбовича под Карасубазаром партизанами”

Сикулер Моисей Наумович – “Французские матросы во главе с Марти братаются с рабочими Севастополя”

Соколов Анатолий Александрович – “Расстрел 1-го правительства советской Тавриды националистами”

Сухоруков Иван Васильевич – “Забастовка в Керчи в 1903 году, разгром полицейского участка и столкновение с войсками”

Устаев Амет Усеинович – “Зажиточная жизнь татарского колхоза в деревне Ускут”

Чарнецкая Нина Казимировна – “Колхозный табор”

Яровой Степан Калинович – “Крестьянин Оленчук проводник Красной армии через Сиваш”

 

НА КОНФЕРЕНЦИИ КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ

[Красный Крым. 1940. 4 февраля]

На днях закончилась конференция-семинар участников кооперативного товарищества “Крымский художник”. Был принят тематический план творчества к выставке, посвященной 20-летию освобождения Крыма от белогвардейских банд.

Художник Соколов намерен создать картину – “Расстрел первого правительства Тавриды буржуазными националистами”; картину “Бегство белых из Украины” напишет художник Рыбников; художник Сикулер будет работать над полотном “Французские матросы братаются с рабочими города Севастополя”; художник Ернев занят темой “Высадка под Судаком десанта Мокроусова и Папанина”. Готовятся к выставке и молодые художники Асеева, Куковский, Чернецкая и другие.

На конференции выдвинут ряд новых тем. Художник Федотов предложил написать картину – “Разгром эскадронцев севастопольскими моряками”. Художник Куковский предложил тему картины – “Евпаторийская здравница”.

Эскизы должны быть закончены к концу марта.

 

[Маяк Коммуны. 1940. 5 февраля]

СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ ХУДОЖНИКИ готовят работы к выставке, посвященные 20-летию освобождения Крыма. Бельская “Лейтенант Шмидт” и “В отпуске из Красной армии”, Марченко “Бегство белых из Севастополя” и “Октябрьские праздники в Черноморском флоте”, Асеева “В старой татарской школе”, Чарнецкая “Колхозный табор”, Мурзин “Горький в Крыму”. Эскизы картин должны быть готовы к 1 марта.

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Оргкомитета ССХ Крымской АССР

от 20 февраля 1940 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 5. Л. 3]

(…) II. СЛУШАЛИ: О плане творческой работы Оргкомитета. Я.П. Бирзгал докладывает проект плана творческой работы Оргкомитета на 1940 год.

ПОСТАНОВИЛИ: План утвердить со следующей поправкой в 9-ом пункте – Первую Всекрымскую художественную выставку ССХ организовать совместно с кооперативным товариществом “Крымхудожник”

 

СПИСОК РАБОТ

которые художники-профессионалы готовят для Областной выставки

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 7. Л. 8]

  1. Самокиш Н.С. – 1. “Преследование отступающих врангелевцев”
  2. Богаевский К.Ф. – 2. Героический пейзаж – “Крым”, 3. Крымский пейзаж – “Утро”
  3. Барсамов Н.С. – 4. Натюрморт – “Крымское изобилие”, 5. “Броненосец Потемкин на Феодосийском рейде”, 6. 3 этюда
  4. Соколов А.А. – 7. “Расстрел СНК Республики Таврида”, 8. “Портрет Мокроусова”, 9. “Праздник в Крымском колхозе”, 10. “Сталин на трибуне”
  5. Бирзгал Я.П. – 11. “Керченский металлургический завод”, 12. “На врага”, 13. 2 этюда
  6. Сикулер М.Н. – 14. “Захват красными партизанами Судака”, 15. 3 крымских пейзажа, 16. “Автопортрет”
  7. Ернев А.С. – 17. “Десант Мокроусова и Папанина”, 18. “Лагерь красных партизан в лесу Крыма”
  8. Рыбников М.С. – 19. “Бегство белых из Симферополя”, 20. 2 пейзажа
  9. Яровой С.К. – 21. “Оленчук — проводник Красной армии через Сиваш”, 22. 2 этюда
  10. Спичак В.И. – 23. “Сталин на трибуне”, 24. Фигура для фонтана, 25. “Красноармеец”, 26. Этюд головы
  11. Карташов С.С. – 27. “Крымские партизаны”
  12. Жилинский С.Я. – 28. “Даешь Крым”
  13. Мясников П.М. – 29. Пейзажи ЮБК
  14. Артамонов П.Г. – 30. “Ялта – здравница СССР”, 31. Пейзажи ЮБК
  15. Гауш А.Ф. – 32. “Совхоз им. Сталина”, 33. Этюды
  16. Меркульева М.А. – 34. “Сбор винограда в колхозе”
  17. Варфоломеев А.В. – 35. “Ворошилов, Фрунзе и Буденный под Перекопом”, 36. “Партизаны Керченских каменоломен”
  18. Соколов А.А. – 37. “Портрет Ленина”, 38. “Портрет Сталина”
  19. Богоудинов Х.Н. – 39. “Нанимаются в батраки”, 40. “Горький в Крыму среди чабанов”
  20. Яновский В.К. – 41. “Крымский пейзаж”
  21. Крошицкий М.П. – 42. Из жизни флота
  22. Калафатов А.О. – 43. Серия орнаментов
  23. Устаев А.У. – 44. “Ускутский колхоз”, 45. Этюды
  24. Рыков П.В. – 46. “Ворошилов в селе Ойрода в Северной Тавриде”, 47. Этюды
  25. Ильясов Ф.З. – 48. “Горький в Тессели”
  26. Абселямов М.А. – 49. “Рабочий уголок в Алуште”
  27. Глаголев А.Н. – 50. Серия рисунков
  28. Медведовский Д.А. – 51. “Бюст Мокроусова”
  29. Асеева З.Р. – 52. “Старая школа”
  30. Бельская Н.М. – 53. “Возвращение краснофлотца домой”

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Оргкомитета ССХ Крымской АССР

от 15 марта 1940 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 5. Л. 4]

(…) II. СЛУШАЛИ: О Юбилейной выставке, посвященной 20-летию освобождения Крыма от белогвардейцев.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Одним из основных мероприятий считать организацию выставки. Для этой цели установить соответствующий контакт с Управлением по делам искусств, “Крымхудожником” и Советом народных комиссаров Крымской АССР;
  2. Поручить Я.П. Бирзгалу написать статью в местной газете, посвященную предстоящей выставке;
  3. Совместно с “Крымхудожник” организовать предварительный просмотр и обсуждение эскизов. (…)

 

КРЫМСКИЕ ХУДОЖНИКИ – К ДВАДЦАТИЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА ОТ БЕЛОГВАРДЕЙЩИНЫ

[Красный Крым. 1940. 11 апреля]

Изобразительное искусство в Крыму при советской власти и, в особенности за последние годы шагнуло – далеко вперед. До революции у нас было очень мало художников, особенно среди татар. Сейчас у нас есть значительное количество художников-профессионалов, среди них татары т. т. Устаев, Ярмухамедов, Абселямов, Муратов, Афузов, Богоудинов, Калафатов, Эфендиева и другие.

На московских выставках (выставки в Музее восточных культур, выставка Красной Армии, “Индустриализации”, “Старшего поколения художников”, периферийных художников и др.) художники Крыма занимали не последнее место.

Одна из основных очередных задач, стоящих перед коллективом, — подготовка к художественной выставке, посвященной 20-летию освобождения Крыма от белогвардейщины.

Как готовятся художники к знаменательной юбилейной дате, какие тематические произведения намечаются к осуществлению, какие трудности имеются у художников в этой важной работе? Эти вопросы интересуют не только самих художников, но и всю советскую общественность.

Над какими темами работают в настоящее время наши мастера?

Заслуженный деятель искусств академик Н.С. Самокиш готовит для юбилейной выставки большое полотно, изображающее разгром Красной конницей врангелевских банд; заслуженный деятель искусств К.Ф. Богаевский работает над рядом крымских пейзажей.

Темы гражданской войны и освобождение Крыма от белогвардейского ига преобладают в подготовительных работах наших художников.

Большую картину “Штурм Юшуньских позиций” пишет Я. Бирзгал, “Разгром конницы Барбовича красными партизанами” – тов. Головатый, “Взятие красными партизанами во главе с тов. Мокроусовым Судака” наметил выполнить в двух вариантах тов. М. Сикулер, “Высадку десанта т. т. Мокроусова и Папанина” пишет тов. Ернев, композицию “Зверский расстрел Народных Комиссаров Республики Тавриды белогвардейцами” готовит тов. Соколов. Им же намечена к исполнению для юбилейной выставки картина “Маевка в Ялте на лодках в 1905 г.”. Над темой из событий 1905 года работает также тов. Барсамов (“Броненосец “Потемкин” на Феодосийском рейде”). Тов.  Рыбников пишет картину “Бегство белых из Симферополя”, тов. Варфоломеев – картину “Товарищи Фрунзе, Ворошилов и Буденный руководят штурмом Перекопа”. Над большим полотном, изображающим боевой эпизод из гражданской войны, работает тов. Рыков. Молодой ялтинский художник Яровой разрабатывает интересную композицию “Переход Красной Армии через Сиваш”.

Картины на темы гражданской войны пишут также художники Колесов (“Красные партизаны в засаде”), Куковский (“Заседание штаба партизан в Мамайских каменоломнях”), Сухоруков (“Бой керченских партизан с белыми”), Кальников (“Атака”), Мартыненко (“Первая Конная армия”). Из них к более удачным по композиции должны быть отнесены работы художника Колесова и Мартыненко.

Над колхозными темами работают художники Гауш (“Колхозный сад”), Устаев (“Зажиточная жизнь колхозника”), Дараганов (“Крымские чабаны”), Абселямов (“Колхозные девушки”), Меркульева (“Сбор винограда в крымском совхозе”), Праведников (“Колхозный урожай”) и Чарнецкая (“Возвращение колхозников с работы”). Из этой группы работ следует отметить по своим композиционным и колористическим достоинствам эскиз художницы Меркульевой.

Старое дореволюционное положение крымского крестьянина-бедняка будет изображено в произведениях художников Богоудинова (“Батраки нанимаются на работу у мурзака”) и Дараганова (“Крестьяне-бедняки и мурзак”).

Интересные по сюжету и композиции темы разрабатывают молодые художники: Мясников (“На севастопольском Приморском бульваре в выходной день”), Живило (“Отдыхающие в крымском санатории”) и Бельская (“Приезд красноармейца к родным в отпуск”).

Управление по делам искусств при СНК Крымской АССР, товарищество “Крымхудожник” и оргкомитет союза советских художников Крыма провели недавно широкую творческую конференцию крымских художников.

Конференция рассмотрела и обсудила представленные художниками эскизы к картинам для выставки, посвященной XX-летию освобождения Крыма от белогвардейщины. (Часть из этих эскизов упомянуто выше).

На конференции отмечено, что ещё не все крымские художники принимают участие в подготовке к выставке, а, с другой стороны, ряду ведущих художников Крыма не созданы соответствующие условия для творческой работы. Ещё не образован выставочный комитет, и не решен вопрос об отпуске средств, необходимых на организацию юбилейной выставки и заказы художникам.

Нет сомнения, что при помощи Обкома партии, Крымского правительства и советской общественности будет создана выставка, достойная замечательного юбилея, отражающая героическую борьбу нашей славной Красной Армии и красных партизан с белогвардейскими бандами и результаты социалистического строительства в Крыму.

                                                                                       Я. БИРЗГАЛ –

                                                            председатель оргкомитета

                                      Союза советских художников Крыма.

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Оргкомитета ССХ Крымской АССР

от 17 июня 1940 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 5. Л. 15-18]

(…) IV. СЛУШАЛИ: Сообщение Я.П. Бирзгала о ходе подготовительных работ по устройству юбилейной выставки. Я.П. Бирзгал написал соответствующие статьи о выставке в газету “Красный Крым” и добился включения в оргмероприятия по устройству выставки Управления по делам искусств и кооператива “Крымхудожник”. Открытие выставки намечается к 5 ноября 1940 года. На выставку готовят свои работы около 40 художников Крыма. Всего предполагается около 150, из них изрядное количество тематических картин.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Предложили Я.П. Бирзгалу добиться от Управления по делам искусств охвата договорами на заказы тех художников, которые не состоят членами “Крымхудожник” и еще не законтрактованы.
  2. Просить Управление по делам искусств создать специальный выставочный комитет из представителей Управления, Оргкомитета и “Крымхудожника”. (…)

 

ПИСЬМО

разосланное 18 июля 1940 года крымским скульпторам

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 7. Л. 18]

Управление по делам искусств при Совете народных комиссаров Крымской АССР совместно с Оргкомитетом и товариществом “Крымхудожник” готовит открыть выставку Крымского изобразительного искусства, посвященную двадцатой годовщине освобождения Крыма от белогвардейщины. К выставке привлекаются все имеющиеся в Крыму кадры живописцев, скульпторов, графиков и мастеров прикладного и декоративного искусства. В числе подготовительных мероприятий, в мае месяце было проведено совещание Симферопольской группы скульпторов, решивших активно включиться в подготовку к выставке. В связи с этим в Симферополе в конце июля намечается организовать просмотр скульптурных эскизов, в котором примут участие представители партийных и общественных организаций.

ПОДПИСИ: Зам. начальника Управления И.И. Субботин; Председатель ССХ Я.П. Бирзгал.

АДРЕСАТЫ: Фридман, Гурджи (Евпатория); Д.А. Медведовский, П.В. Рыков, И.П. Пошехонцев, Н.С. Новикова-Сурова, Л.В. Коржановский, С.С. Карташов (Симферополь); П.В. Сныткин (Феодосия); С.Я. Жилинский (Севастополь)

 

РАБОТЫ ЕВПАТОРИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ

[Красный Крым. 1940. 1 августа]

Евпаторийские художники готовят ряд работ на Всекрымскую художественную выставку, посвященную XX-летию освобождения Крыма от белогвардейщины. Художник Вл. Куковский пишет картину: “Заседание партизанского совета Мамайских каменоломен”. Портретист М. Беляев работает над портретами партизан и передовых людей Евпатории. Маринист И. Кириченко пишет полотно на тему: “Рыбацкий колхоз”. График Д. Барыкчьянц подготовит на выставку серию рисунков “Старая Евпатория”. Старейший художник П.В. Федотов и Н. Шишкин пишут этюды Крыма.

 

ПРИКАЗ № 248

Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР

от 3 августа 1940 года

“О состоянии искусства в Крымской АССР, о работе Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров Крымской АССР”

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 3. Л. 10-13]

Несмотря на некоторые достижения в развитии отдельных видов искусств Крымской АССР, в целом искусство АССР все еще продолжает отставать. Руководство со стороны Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров Крымской АССР делами искусств республики остается также недостаточным. По отдельным видам искусств отмечаю: (…)

  1. В области изобразительного искусства, несмотря на наличие значительных кадров художников, большой сети музеев, картинных галерей, архитектурных памятников – при крайне слабом внимании к этому делу со стороны Крымского Управления не достигнуто еще каких-либо значительных результатов. (…)

В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРИКАЗЫВАЮ (по изо-искусству):

  1. В виду особой важности развития изобразительных искусств в Крымской АССР, уделить наибольшее внимание на постановку работы в музеях, на охрану исторических и архитектурных памятников и их реставрации, и также на организацию творческой работы художников и на пополнение кадров за счет татар, путем выделения наиболее талантливых художников-самоучек.
  2. Начальнику Управления А.М. Камилеву особое внимание обратить на подготовку выставки, посвященной 20-летию освобождения Крыма, оказав максимальную помощь художникам Крыма. Гутиеву (начальник изо-отдела Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров РСФСР) взять под особое наблюдение работу по подготовке выставки.
  3. Председателю Правления “Всекохудожник” Т.И. Катуркину обратить внимание на деятельность товарищества “Крымхудожник” оказав помощь в улучшении всей работы товарищества и доложить мне к 1 сентября 1940 года о мероприятиях по улучшению деятельности “Крымхудожник”.
  4. Обеспечить постоянный контроль за качеством выпускаемой на рынок художественной продукции. Для наблюдения создать специальную комиссию из представителей Управления, Оргкомитета ССХ, “Крымхудожника”, руководствуясь приказами Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров РСФСР №219 от 6 июля и №222 от 8 июля 1940 года.
  5. В течение 1940 года провести инвентаризацию художественных музеев в Симферополе, Севастополе, Алупке и Феодосии. Проверить экспонаты Бахчисарайского музея.
  6. Упорядочить систему охраны и хранения имущества музеев.
  7. Принять меры к восстановлению постоянной экспозиции Симферопольского музея, временно организовав передвижные выставки в Алупке, Феодосии, Евпатории и др.
  8. Войти в Совет народных комиссаров Крымской АССР с предложением по охране и реставрации исторических и архитектурных памятников. Обеспечить ремонтные работы в музеях Крыма, согласно отпущенных средств в 1940 году.

ПОДПИСЬ: Начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР Н.Н. Беспалов

 

НОВАЯ КАРТИНА АКАДЕМИКА Н.С. САМОКИША

[Красный Крым. 1940. 20 августа]

К 20-летию со дня освобождения Крыма от банд черного барона Врангеля заслуженный деятель искусств академик батальной живописи Николай Семенович Самокиш пишет большую картину, посвященную этим историческим событиям. Картина называется “Бой у Чонгарского моста”. Она отображает момент горячей схватки, когда вражьи войска, теснимые героическими красными воинами, оставляют свой последний оплот и бегут через мост. Художник предполагает закончить полотно к 15 октября. Картина будет выставлена на юбилейной выставке. [“Красный Крым”. 20.08 1940]

 

В МАСТЕРСКОЙ СКУЛЬПТОРА

[Красный Крым. 1940. 6 сентября]

Статуя изящной татарской девушки-физкультурницы высится в центре помещения. Физкультурница держит над головой кувшин, из которого струится вода.

Фигура девушки – одна из работ симферопольского скульптора тов. Спичака. На первый взгляд кажется, что статуя девушки законченное произведение. Но впечатление это обманчиво. Глазу скульптора видны многие детали, которые нужно исправить, доделать, изменить.

Скульптор поднимает влажную ткань, и мы видим его новую работу, условное название “1920 год”. Красноармеец стоит на берегу моря. Он занес высоко винтовку, чтобы нанести удар врангелевскому бандиту. Пока сделан только эскиз статуи красноармейца. Но и он ярко передает замысел скульптора; ничто не остановит могучего и яростного удара; ещё миг, и враг будет сброшен в море. Эту свою работу тов. Спичак готовит к юбилейной выставке, посвященной 20-летию со дня освобождения Крыма от белогвардейщины.

Другая работа к выставке посвящается освобождению Западной Украины. Скульптурная группа изображает один из эпизодов встречи героической Красной Армии с населением освобожденного края. Боец кавалерист движется в сопровождении крестьянки и рабочего, гордо несущего красное знамя, долго хранившееся в подполье. В седле рядом с красноармейцем сидит крестьянский мальчик.

Вслед за этими работами тов. Спичак задумал сделать скульптуру первого председателя Совнаркома Республики Тавриды Антона Слуцкого и группу, изображающую т. т. Мокроусова и Папанина.

Но уже сейчас тесно в мастерской скульптора, если можно назвать мастерской сарай, не имеющий даже окон, в котором работает тов. Спичак. Симферопольский городской совет восемь месяцев тому назад заинтересовался скульптором и решил переоборудовать нынешний сарай под мастерскую. Кстати сказать, “мастерская” находится во дворе городского совета. Но ремонта ещё не начинали.

Тов. Спичаку предстоит большая работа к 20-летию освобождения Крыма от белогвардейщины и к юбилейной выставке. Следует ожидать, что городской совет, хотя и с опозданием, но выполнит свое решение. В. ЭБЕР.

 

СПИСОК РАБОТ

представленных на выставку

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 7. Л. 5-7]

  1. Бирзгал Я.П. “На врага”
  2. Устаев А.У. “Дуб”. Этюд
  3. Устаев А.У. “Вишня”. Этюд
  4. Устаев А.У. “Дорога”. Этюд
  5. Устаев А.У. “Улица в поселке”
  6. Устаев А.У. “Дождливый день”
  7. Устаев А.У. “Закат”
  8. Устаев А.У. “Деревенский пейзаж”
  9. Устаев А.У. “Улица в поселке”
  10. Устаев А.У. “Домик”
  11. Устаев А.У. “Пейзаж”
  12. Устаев А.У. “Туманный день”
  13. Устаев А.У. “Сумерки”
  14. Устаев А.У. “Лиана”
  15. Устаев А.У. “Деревья”
  16. Устаев А.У. “Дорога в горах”
  17. Устаев А.У. “После дождя”
  18. Устаев А.У. “Ореховые деревья”
  19. Устаев А.У. “Туакская долина”
  20. Устаев А.У. “Домик в горах”
  21. Устаев А.У. Эскиз ковра
  22. Устаев А.У. “Джангазы Шерфединов. Портрет”
  23. Соколов А.А. “Красная горка”
  24. Соколов А.А. Этюд к картине
  25. Соколов А.А. Этюд к картине
  26. Соколов А.А. “Серый день”. Этюд
  27. Соколов А.А. Этюд к картине
  28. Соколов А.А. “У окна”. Этюд
  29. Соколов А.А. “Маевка в Ялте”. Эскиз
  30. Соколов А.А. “Гурзуф”
  31. Соколов А.А. “Портрет жены художника”
  32. Соколов А.А. “Портрет Мокроусова”
  33. Соколов А.А. Этюд
  34. Артамонов П.Г. “Ай-Петри”. Этюд
  35. Артамонов П.Г. “Камни”. Этюд
  36. Артамонов П.Г. “Морской вид”
  37. Артамонов П.Г. “Берег моря”
  38. Артамонов П.Г. “Скалы у моря”
  39. Артамонов П.Г. Этюд
  40. Артамонов П.Г. “Айва”
  41. Артамонов П.Г. “Дерекой”. Этюд

42-49. Яровой С.К. Этюды Сиваша

  1. Яровой С.К. “Крымский пейзаж”
  2. Меркульева М.А. “Колхозный урожай”
  3. Меркульева М.А. “В Биюк-Ламбате”
  4. Меркульева М.А. “Ай-Петри”
  5. Меркульева М.А. “Виноградный куст”
  6. Меркульева М.А. Этюд к картине
  7. Варфоломеев А.В. “Оленчук”. Этюд
  8. Сикулер М.Н. “Портрет”. Этюд
  9. Сикулер М.Н. “Окраина Симферополя”
  10. Сикулер М.Н. “Окрестности Симферополя”
  11. Сикулер М.Н. “Поляна”
  12. Сикулер М.Н. “Салгир”
  13. Сикулер М.Н. “Байдары”
  14. Сикулер М.Н. “Автопортрет”
  15. Сикулер М.Н. “Деревья”. Этюд
  16. Сикулер М.Н. “Захват города крымскими партизанами”
  17. Рыбников М.С. “Бегство белых из Симферополя”
  18. Варфоломеев А.В. “Восстание на броненосце Потемкин”
  19. Варфоломеев А.В. “Восстание в Байдарской долине”
  20. Варфоломеев А.В. “Партизаны”
  21. Варфоломеев А.В. “В Аджимушкайских каменоломнях”
  22. Гауш А.Ф. “Колхоз им. Сталина”
  23. Праведников Д.П. “Изобилие. Натюрморт”
  24. Колпаков В.Д. “Салгирка”. Этюд
  25. Рыков П.В. “Ветер”
  26. Рыков П.В. “Красная горка”
  27. Рыков П.В. “Чатырдаг”
  28. Рыков П.В. “Снопы”
  29. Асеева З.Р. “Фрукты”
  30. Асеева З.Р. “Цветы”
  31. Асеева З.Р. “Сирень”
  32. Меркульева М.А. “Сирень”
  33. Яновский В.К. “Бахчисарай”. Этюд
  34. Яновский В.К. “Партенит”
  35. Осипов Л. “Сирень”. Этюд
  36. Бирзгал Я.П. “Солнечные лучи”
  37. Бирзгал Я.П. “Десант парашютистов”
  38. Бирзгал Я.П. “Парашютисты”
  39. Чарнецкая Н.К. “Мыс Айя”. Этюд
  40. Чарнецкая Н.К. “Черная речка”
  41. Баранников В. “Крымский пейзаж”. Этюд
  42. Живилло М.А. “Портрет”
  43. Афузов Т.И. “Астры”
  44. Афузов Т.И. “Санаторий Красной армии”
  45. Афузов Т.И. “Ай-Петри”
  46. Афузов Т.И. “Натюрморт”
  47. Афузов Т.И. “Колхозная слободка”
  48. Афузов Т.И. “Рыбачья избушка”
  49. Варфоломеев А.В. “В помещичьей усадьбе”
  50. Ильясов Ф.З. “Горький в Тессели”
  51. Бирзгал Я.П. “Доменщики Керченского госметзавода”
  52. Колесов М.Д. “Партизаны в засаде”
  53. Абселямов М.А. “Рабочий уголок в Алуште”
  54. Богоудинов Х.Н. “Горький среди чабанов»
  55. Богоудинов Х.Н. “Нанимаются в батраки к мурзе”
  56. Соколов А.А. “Расстрел Правительства”
  57. Самокиш Н.С. “Преследование”
  58. Богаевский К.Ф. “Крымская долина”
  59. Барсамов Н.С. “Натюрморт”
  60. Головатый И.Н. “Разгром конницы”
  61. Соколов А.А. “Тов. Сталин на трибуне”
  62. Соколов А.А. “Ходоки”

 

ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ

[Красный Крым. 1940. 24 ноября]

Открытая в помещении Крымгостеатра им. Горького выставка картин и скульптуры, посвященная двадцатилетию освобождения Крыма от белогвардейщины и интервенции, является значительным событием в культурной жизни нашей республики. Она свидетельствует о том, что крымские художники пришли к юбилейной дате с несомненными успехами, Прежде всего выросли кадры художников-профессионалов, в особенности же молодежи. При весьма строгом подходе жюри к отбору экспонатов допущено к участию в выставке 33 художника, представивших 50 картин, более 40 этюдов и 9 скульптур. Общий уровень мастерства экспонируемых на выставке вещей сильно поднялся по сравнению с прошлыми выставками.

По своему идейному содержанию выставка стоит на значительной высоте. Подавляющее большинство картин созданы на основе советской тематики в ее разнообразных жанрах: историко-революционном, социалистического строительства, портретном. Пейзаж представлен на выставке небольшим числом работ, по преимуществу этюдного характера.

Первое место на выставке по количеству занимают произведения на тему гражданской войны и борьбы за власть Советов в Крыму и освобождению Крыма от белогвардейщины. Героическая борьба за Крым нашей победоносной славной Красной Армии, отважные действия красных партизан, самоотверженная борьба подпольных партийных и комсомольских организаций с ненавистным классовым врагом, разгром белогвардейских полчищ на основе социального ленинско-сталинского стратегического плана и паническое бегство разгромленного врага – все эти темы глубоко захватывают наших художников. Им посвящены картины академика-орденоносца Н.С. Самокиша “Первая Конная армия преследует врангелевцев на Перекопе”, Рыбникова “Бегство врангелевцев из Симферополя в 1920 году”, Бирзгала “На врага”, Соколова “Расстрел белогвардейцами членов правительства Республики Тавриды”, Сикулера “Захват красными партизанами крымского города в 1920 году”, Колесова “Крымские красные партизаны в засаде”, Варфоломеева “Партизаны в Керченских каменоломнях”, “Казнь комсомольцев белогвардецами в Ялте” и ряд других.

Значительное количество полотен посвящено отображению социалистического труда, колхозному изобилию, курортам, зажиточной, счастливой и радостной жизни трудящихся Крыма. Эти темы отражены в картинах: Бирзгала “Доменщики Керченского госметзавода им. Войкова”, Меркульевой “Сбор винограда в крымском колхозе”, Гауша “Сад крымского колхоза им. Ленина”, Бельской “Краснофлотец в отпуске”, Абселямова “Рабочий уголок в Алуште”, Барсамова “Натюрморт с советским шампанским”, Праведникова “Изобилие” и пр.

Значительное место занимает на выставке портрет. Образы наших великих вождей даны в больших композициях Соколова “Ходоки у товарища Ленина” и “Товарищ Сталин на XVIII съезде ВКП(б)”. Соколовым же написан портрет дважды орденоносца А.В. Мокроусова, командовавшего Крымской повстанческой армией. Спичак дал образ товарища Сталина в монументальной скульптуре “Сталин на трибуне”. Горький изображен в портретных композициях Богоудинова “Горький в Крыму среди чабанов” и Ильясова “Горький в Тессели”. Варфоломеев представил портрет Оленчука, проводника частей Красной Армии через Сиваш в ночь с 7 на 8 ноября 1920 года.

К сожалению, мало разработана современная оборонная тематика. Ей посвящены лишь две картины Бирзгала “Парашютисты” и “Воздушный десант” и скульптура Рыкова “Красноармейцы в дозоре”.

Вовсе не представлена графика.

Привлекают к себе внимание и запоминаются “Крымская долина” Заслуженного деятеля искусств Богаевского, являющаяся по высокой степени мастерства лучшей работой на выставке. “Первая Конная армия преследует врангелевцев на Перекопе” академика-орденоносца Самокиша, отлично передающая динамику кавалерийской схватки. “Натюрморт с советским шампанским” Барсамова, выполненный с большим мастерством в декоративном стиле. Устаева “Портрет народного кедая”, выполненный в смелой манере.

Из художественной молодежи первое место по праву принадлежит ялтинской художнице Меркульевой, давшей интересную по тематике, живописную по колориту и хорошую по технике картину “Сбор винограда в крымском колхозе”.

Отрадно отметить творческий рост молодых художников и в особенности татарских художников. До революции художников-татар вовсе не было в Крыму, так как ислам запрещает изображение человека и животных, а мусульманское реакционное духовенство жестко подавляло проявление всякого художественного таланта. Великая Октябрьская социалистическая революция, принеся освобождение угнетенным при царизме народам, развязала их силы и творческие способности. И мы видим, как из года в год растут кадры талантливой татарской художественной молодежи. Если еще сравнительно недавно Крым имел только одного татарского художника Ярмухамедова, то сейчас среди одних только участников выставки насчитывается шесть татар (Абселямов, Афузов, Богоудинов, Ильясов, Калафатов, Устаев) не считая большой группы исключительно талантливой молодежи, представленной на выставке народного творчества.

Для всей группы национальных художников характерны любовь к яркому колориту и контрастам в цвете, глубокое понимание крымской природы и умелое ее изображение. В этой группе выделяется Устаев. Весьма удачно сочетаются у него большие декоративные способности со стремлением к ярким контрастным краскам, способность найти в пейзаже главное, основное, без излишней детализации, с умением взять и подчеркнуть в портрете наиболее типичное и характерное.

Общепризнанный мастер крымского национального орнамента Калафатов представлен на выставке новыми работами, выполненными со свойственным ему большим вкусом в сочетании гармоничных и контрастных тонов.

Выставка в целом производит благоприятное впечатление и представляет значительный интерес и по тематике и по выполнению. Она свидетельствует о том, что крымские художники стоят на  правильном пути, что они стремятся осуществлять в своем творчестве основные принципы социалистического реализма, о которых говорил тов. Калинин на собрании работников искусств г. Москвы 9 ноября 1939 года: “…Социалистическое государство надо любить не только умозрительно, а конкретно, т. е. с его природой, полями, лесами, фабриками, заводами, колхозами, совхозами и т. д… Надо любить нашу родину со всем тем новым, что существует в Советском Союзе… Идти в ногу с самой передовой частью народа, т. е. коммунистической партией, — вот как художники могут стать на практике социалистическими реалистами”.

                                                                                            А. ПОЛКАНОВ –

                                                                                       зам. директора

                                     Симферопольской картинной галереи.

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Оргкомитета ССХ Крымской АССР

от 14 декабря 1940 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 5. Л. 25-26]

(…) VII. СЛУШАЛИ: О каталоге Крымской юбилейной художественной выставки.

ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить текст составленного каталога, предложить Полканову добиться скорейшего напечатания каталога. (…)

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Оргкомитета ССХ Крымской АССР

от 15 января 1941 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 13. Л. 11]

(…) II. СЛУШАЛИ: Обсудили вопрос о дальнейших мероприятиях по экспонированию Юбилейной выставки крымских художников.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Я.П. Бирзгалу договориться с “Крымхудожник” о переброске выставки из Симферополя в Феодосию. Просить Н.С. Барсамова, как члена Оргкомитета, устроить экспозицию выставки в помещении Феодосийской картинной галереи. (…)

 

КАТАЛОГ

ОРГКОМИТЕТ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ КРЫМСКОЙ АССР ТОВАРИЩЕСТВО “КРЫМХУДОЖНИК”

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ХХ-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА ОТ БЕЛОГВАРДЕЙЦЕВ. 1920-1940. ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА. СКУЛЬПТУРА.

КРЫМСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

1941

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ А. ПОЛКАНОВА

АБСЕЛЯМОВ МЕМЕТ АБСЕЛЯМОВИЧ (Симферополь). Родился в 1911 году в гор. Симферополе. Участвовал своими работами в ряде крымских выставок.

№1. “Рабочий уголок в Алуште”. М. Х. Размер 90х70.

№2-4. Этюды. М. Х..

АНОПЬЯН АРМЕНАК ОНОПРИОСОВИЧ (Симферополь). Родился в 1912 (ошибка, правильно – 1908) году в гор. Нахичеване-на-Дону. Художественное образование получил в Симферопольском художественном техникуме (1924-1926 гг.). Участник ряда крымских и внекрымских художественных выставок.

№5. “Серый день”. Пейзаж. М. Х. Размер 50х35.

АРТАМОНОВ ПЕТР ГЕРАСИМОВИЧ (ошибка, правильно – ГЕОРГИЕВИЧ) (Ялта). Родился в 1908 г. в селе Керсамово Бугурусланского района (ошибка, правильно – село Кирсаново Ново-Богородского района) Симбирского округа. Художественное образование получил в Омском художественном техникуме (1925-1929 гг.). Участник ряда крымских художественных выставок.

№6-13. Этюды.

АСЕЕВА ЗОЯ РОМАНОВНА (Севастополь). Родилась в 1898 г. в гор. Вильесе (ошибка, правильно – Валуйки).

№14. Натюр морт – “Фрукты”. М. Х. Размер 60х50.

№15. Натюр морт – “Цветы”. М. Х. Размер 60х50.

№16. Натюр морт – “Цветы”. М. Х. Размер 60х50.

№17. Натюр морт – “Сирень”. М. Х. Размер 60х50.

АФУЗОВ ТОХТАР ИЗМАЙЛОВИЧ. (Алупка). Родился в 1901 г. в Алупке (Крым). Художественное образование получил в студии художника В. Н. Мешкова (1936-1938 гг.).

№18. “Вид колхозной слободки в Алупке”. М. Х. Размер 170х65 (репродукция в каталоге).

№19. Натюр морт – “Клубника”. М. Х. Размер 90х70.

№20. Натюр морт – “Персики”. М. Х. Размер 75х65.

№21. Натюр морт – “Цветы и фрукты”. М. Х. Размер 100х70.

№22-23. Этюды.

БЕЛЬСКАЯ НИНА МИХАЙЛОВНА (Севастополь). Родилась в 1907 г. в г. Борисоглебске. Художественное образование получила в художественной студии Севастопольского ГорОНО. Участвовала своими работами на некоторых художественных выставках в Крыму.

№24. “Краснофлотец в отпуске”. М. Х. Размер 107х88.

БОГОУДИНОВ ХАБИЙ НИЗАМОВИЧ (Симферополь). Родился в 1910 году в гор. Сталинграде. Художественное образование получил в Казанской художественной школе (1927-1930 гг.). Участвовал своими работами на нескольких крымских выставках.

№32. “Нанимаются в батраки у мурзы”. М. Х. Размер 200х150 (репродукция в каталоге).

№33. “А. М. Горький в Крыму среди чабанов”. М. Х. Размер 130х110.

БАРСАМОВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ (Феодосия). Родился в 1892 г. в гор. Тифлисе. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1917 году. Состоял членом общества художников “Жар-цвет”. Участник ряда крымских и внекрымских выставок. Работы имеются в ряде музеев Республики. Занимает должность директора Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского. Имеет печатные труды по вопросам изобразительного искусства. В настоящее время член Оргкомитета Союза советских художников Крымской АССР.

№25. Натюр морт с советским шампанским. М. Х. Размер 155х130 (репродукция в каталоге).

№26. “Девушка с фруктами”. М. Х. Размер 100х115.

БИРЗГАЛ ЯН ПЕТРОВИЧ (Симферополь). Родился в 1898 г. в г. Вольмаре (Латвия). Художественное образование получил в Петроградском высшем художественном училище имени Штиглица, а потом в мастерской академика батальной живописи Н.С. Самокиша. Выставляться начал с 1917 г. Участник ряда крымских и внекрымских художественных выставок. Работы имеются в ряде музеев Республики. Состоял членом Московского АХР и Объединения латышских художников РСФСР. Член-учредитель Севастопольской ассоциации художников. Член ВКП(б) с 1914 г. и активный участник Гражданской войны. Занимает должность директора Симферопольской картинной галереи. Имеет печатные научные труды по вопросам изобразительного искусства. В настоящее время председатель Оргкомитета Союза советских художников Крымской АССР.

№27. “Доменщики Керченского Госметзавода”. М. Х. Размер 200х145 (репродукция в каталоге).

№28. “На врага”. М. Х. Размер 100х80 (репродукция в каталоге).

№29. “Воздушный десант”. М. Х. Размер 142х110.

№30. “Парашютисты”. М. Х. Размер 142х110.

№31. “Солнечные лучи”. Этюд. М. Х.

БОГАЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ФЕДОРОВИЧ Заслуженный деятель искусств РСФСР (Феодосия). Родился в 1872 г. в г. Феодосии. Художественное образование получил в Петербургской Академии Художеств, которую окончил в 1897 году по классу профессора А.И. Куинджи. Состоял членом целого ряда российских и иностранных художественных обществ (“Новое общество художников”, “Мир  искусства”, “Союз русских художников”, “Жар-цвет”, “ССХ”, Мюнхенский “Сецессион”, Парижский “Осенний салон” и др.). Участник многих рссийских и международных художественных выставок. Работы Богаевского имеются во многих музеях СССР и зарубежных. Научный сотрудник-консультант Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского.

№34. “Крымская долина”. М. Х. Размер 192х110 (репродукция в каталоге).

ВАРФОЛОМЕЕВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (Симферополь). Родился в 1891 г. в гор. Казани. Художественное образование получил в Казанской художественной школе. Участник ряда крымских и внекрымских художественных выставок. В 1921 г. имел персональную выставку картин в г. Омске. Кроме станковой живописи много работает по книжной графике.

№35. “Казнь комсомольцев белогвардейцами в гор. Ялте”. М. Х. Размер 200х105.

№36. “Красные партизаны Керченских каменоломен”. М. Х. Размер 185х105 (репродукция в каталоге).

№37. “Двойной гнет”. М. Х. Размер 145х80.

№38. “Портрет Оленчука – проводника через Сиваш частей Красной Армии”. М. Х. Размер 23х33 (репродукция в каталоге).

№39. “Крестьянское восстание в Байдарской долине”. Акв. Б. Размер 70х60.

№40. “Восстание на броненосце “Потемкин””. Акв. Б. Размер 70х60.

№41. “Крымские красные партизаны”. Акв. Б. Размер 70х60.

ГАУШ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ (Ялта). Родился в 1873 г. в г. Ленинграде. Художественное образование получил в Петербургской Академии Художеств, которую окончил в 1899 году. Состоял членом ряда художественных обществ: “Новое общество художников”, “Мир Искусства”, “Союз русских художников”, “Севастопольская ассоциация художников”. Участник многочисленных российских и международных художественных выставок. Работы имеются в ряде музеев СССР и заграничных картинных галереях. Имел свою персональную выставку в Петрограде в 1916 году.

№42. “Сад Крымского колхоза имени И.В. Сталина”. М. Х. Размер 245х85 (репродукция в каталоге).

ГОЛОВАТЫЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ (Симферополь). Родился в 1906 году в г. Седлеце Гродненской губ. Художественное образование получил в Симферопольском изотехникуме и студии академика Н. С. Самокиша (1925-1928 гг.). Участник ряда крымских и внекрымских художественных выставок.  

№43. “Разгром врангелевской конницы ген. Барбовича крымскими красными партизанами”. М. Х. Размер 95х63.

ЖИЛИНСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ (Севастополь). Родился в 1881 г. в г. Севастополе. Художественное образование получил в Одесском художественном училище, в Школе живописи, ваяния и зодчества в Москве и в Художественной школе декоративных искусств в Париже. Состоял членом Севастопольской ассоциации художников. Участвовал на крымских и внекрымских художественных выставках. Работы имеются в ряде музеев Республики. Занимается преподаванием графического искусства и лепки в студиях и учебных заведениях г. Севастополя.

№44. “Бюст мирового рекордсмена по поднятиям тяжестей Мальцева”. Гипс. Высота 60.

№45. “Даешь Крым”. Фигура красноармейца. Гипс. Высота 49 ½ (репродукция в каталоге).

ЖИВИЛО МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА (Ялта). Родилась в 1911 г. в г. Ленинграде. Художественное образование получила в Художественно-промышленном техникуме в гор. Омске (1927-1930 гг.).

№46. “Портрет девушки”. М. Х. Размер 120х90.

ИЛЬЯСОВ ФАРИТ ЗИЕВИЧ (Ялта). Родился в 1915 г. в дер. Байкаш Уфимского района. Художественное образование получил в Казанском татарском техникуме декоративных искусств (1930-1934 гг.). Состоял членом Казанского отделения АХР, “РАПХ” и “Союза советских художников Тат. АССР”.

№47. “А.М. Горький в Тессели”. М. Х. Размер 177х120.

КАЛАФАТОВ АМЕТ ОСМАНОВИЧ (Симферополь). Родился в 1860 г. в гор. Карасубазаре (Крым). А.О. Калафатов считается одним из выдающихся крымско-татарских народных художников, который за полувековой период своего творчества создал не одну сотню высокохудожественных оригинальных орнаментов для стенных росписей, тканей, вышивок, чеканных работ. Орнаменты Калафатова, созданные на основе татарского народного искусства, широко используются в Крыму разными художественными кустарными артелями и отдельными ткачихами и вышивальщицами. Участник ряда крымских и внекрымских художественных выставок.

№48-50. “Орнаментальные композиции”. Б., тушь, акв. (репродукция в каталоге).

КАРТАШОВ СТЕПАН СЕМЕНОВИЧ (Симферополь). Родился в 1912 г. в селе Броскино (ошибка, правильно – Бровкино) Казанского района. Художественное образование получил в Симферопольской скульптурной студии. Участник ряда крымских художественных выставок.

№51. “Крымские партизаны”. Скульптурная группа. Гипс (репродукция в каталоге).

КОЛЕСОВ МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ (Ялта). Родился в 1888 г. Художественное образование получил в Петербургской художественной школе Общества поощрения художеств, которую не удалось окончить. Участвовал своими работами в ряде крымских художественных выставок

№52. “Крымские красные партизаны в засаде”. М. Х. Размер 210х135 (репродукция в каталоге).

МЕРКУЛЬЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (Ялта). Родилась в 1904 г. в гор. Ленинграде. Художественное образование получила в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (окончила в 1920 гг.). Участвовала своими работами в некоторых крымских художественных выставках.

№53. “Сбор винограда в крымском колхозе”. М. Х. Размер 160х110 (репродукция в каталоге).

№54. Натюр морт – “Сирень”. М. Х. Размер 85х65.

№55-58. Этюды.

ОСИПОВ Л. (Евпатория).  

№ 138. Натюрморт “Сирень”. Этюд. М. Х.

ПРАВЕДНИКОВ ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ (Севастополь). Родился в 1883 г. в городе Бузулуке. Художественное образование получил в студии художника Семенова в Казани. Участник ряда художественных выставок в Крыму.

№59. Натюр морт – “Изобилие”. М. Х. Размер 250х110 (репродукция в каталоге).

РЫБНИКОВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ (Симферополь). Родился в 1905 году в г. Симферополе. Художественное образование получил в Симферопольском техникуме изобразительных искусств и в студии академика Н. С. Самокиша (1926-1931 гг.). Участник ряда крымских и внекрымских художественных выставок. В настоящее время член Оргкомитета Союза советских художников Крымской АССР.

№60. “Бегство врангелевцев из г. Симферополя в 1920 г.”. М. Х. Размер 164х100 (репродукция в каталоге).

№61-63. Этюды. М. Х.

РЫКОВ ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (Симферополь). Родился в 1896 году в гор. Старобельске. Художественное образование получил в Московском Вхутеине и Инженерно-педагогическом институте. Состоял членом “ОМАХР” в Москве. Участник ряда художественных выставок.

№64. “В полдень”. М. Х. Размер 110х140 (репродукция в каталоге).

№65. “Портрет девушки”. М. Х. Размер 70х82.

№66-69. Этюды. М. Х.

№70. “Скульптурная группа”. Пластилин. Высота 52.

№71. “Всадник”. Пластилин. Высота 50.

САМОКИШ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ. Заслуженный деятель искусств РСФСР, академик батальной живописи, орденоносец. (Симферополь). Родился в 1860 году в гор. Нежине быв. Черниговской губ. Художественное образование получил в Петербургской Академии художеств, которую окончил с золотой медалью в 1885 году по классу профессора Виллевальде. Потом учился в Париже у художника Детайля. Звание академика получил в 1890 году. С 1911 по 1918 г. профессор батальной живописи Академии Художеств. Участник многих российских и заграничных художественных выставок. Работы имеются во многих музеях СССР и заграничных. Проживает в Крыму с 1918 г. В настоящее время член Оргкомитета Союза советских художников Крымской АССР. В связи с исполнением 80 лет со дня рождения и 55 лет художественно-педагогической деятельности, за исключительные заслуги в области батальной живописи Президиумом Верховного Совета СССР 7 октября 1940 г. Н.С. Самокиш награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

№72. “Первая Конная Армия преследует врангелевцев на Перекопе”. М. Х. Размер 200х110 (репродукция в каталоге).

СИКУЛЕР МОИСЕЙ НАУМОВИЧ (Симферополь). Родился в 1912 году в городе Симферополе. Художественное образование получил в студиях академика Н. С. Самокиша и художника Яковлева В. Н. (1928-1936 гг.). Участник ряда крымских и внекрымских художественных выставок. Основная специальность портретная и пейзажная живопись.

№73. “Захват крымскими красными партизанами крымского города в 1920 г.”. М. Х. Размер 160х110 (репродукция в каталоге).

№74. “Автопортрет”. М. Х. Размер 56х70.

№75. “Портрет”. М. Х. Размер 40х50.

№76-86. Этюды крымского пейзажа (“У Байдарских ворот” – репродукция в каталоге).

СОКОЛОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (Симферополь). Родился в 1895 г. в деревне Знаменка Ново-Петергофского района Ленинградской области. Художественное образование получил в 1923-1926 гг. в Изостудии Ленинградского Губполитпросвета под руководством профессора А. И. Савинова. Участник ряда крымских и внекрымских художественных выставок. Работы находятся в ряде музеев Республики. Основная специальность – жанровая и портретная живопись.

№87. “Товарищ Сталин на XVIII съезде ВКП(б)”. М. Х. Размер 228х150 (репродукция в каталоге).

№88. “Ходоки у товарища Ленина”. М. Х. Размер 150х135.

№89. “Расстрел белогвардейцами членов правительства Республики Таврида”. М. Х. Размер 124х150 (репродукция в каталоге).

№90. “Портрет партизана орденоносца тов. Мокроусова”. М. Х. Размер 75х85 (репродукция в каталоге).

№91. “Портрет жены”. М. Х. Размер 85х70.

№92-96. Этюды. М. Х.

№97. “Маевка в Ялте”. Эскиз к картине. М. К.

СПИЧАК ВЛАДИМИР ИЛЛАРИОНОВИЧ (Симферополь). Родился в г. Симферополе в 1903 году. Художественное образование получил в Симферопольской скульптурной студии имени Н.С. Самокиша (1935-1937 гг.), а потом на семинарах ВДНТ в Москве (1938-1939 гг.). Участник ряда крымских и внекрымских художественных выставок. В настоящее время член Оргкомитета Союза советских художников Крымской АССР.

№98. “Товарищ Сталин на трибуне”. Гипс. Высоты 115.

№99. “Татарская девушка с кувшином”. Фигура для фонтана. Гипс. Высота 175 (репродукция в каталоге).

№100. “Портрет девушки”. Бюст. Гипс. Высота 70.

№101. “Джордано Бруно на костре”. Гипс. Высота 66.

УСТАЕВ АМЕТ УСЕИНОВИЧ (Симферополь). Родился в 1909 году в дер. Туак Алуштинского района. Художественное образование получил в Кустарно-промышленном техникуме в гор. Бахчисарае. Участник ряда крымских и внекрымских художественных выставок. В настоящее время состоит членом Оргкомитета Союза советских художников Крымской АССР.

№103. “Туакская долина”. М. Х. Размер 100х70.

№104. “Портрет народного кедая Джангазы Шерфединова”. М. Х. Размер 40х50 (репродукция в каталоге).

№105. “Рисунок для ковра”. Акв. Б. Размер 84х62.

№106-120. Этюды. М. Х.

№121-124. Этюды. Акв. Б.

№140. Эскиз ковра. Акв. Б. Размер 80х108.

ЯНОВСКИЙ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ (Бахчисарай). Родился в 1876 году. Художественное образование получил в Петербургской школе “Общества поощрения художеств” (1898-1900 гг.). Состоял раньше членом общества “Русских акварелистов” и Объединения ялтинских художников. Участник крымских и внекрымских художественных выставок. Руководитель художественной студии в г. Бахчисарае.

№125. “Бахчисарай”. Этюд. М. Х. Размер 60х40.

№126. “Партенит”. Этюд. Акв. Б. Размер 60х40.

ЯРОВОЙ СТЕПАН КАЛИНОВИЧ (Ялта). Родился в 1913 г. в г. Барвинко (ошибка, правильно – Барвенково) Харьковской области. Участвовал своими работами в ряде крымских художественных выставок.

№127. “Крымский пейзаж”. М. Х. Размер 77х65.

№128-137. Перекопские этюды. М. Х.

ЧЕРНЕЦКАЯ Н. (ошибка, правильно – ЧАРНЕЦКАЯ НИНА КАЗИМИРОВНА) (Севастополь).

№139. Этюды М. Х.

 

СПИЧАК В. И., кроме работ, указанных в каталоге, выставлял статуэтку “Красногвардеец” (Гипс; 52 см.) [Личное дело].