ВЫЕЗЖЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

01.06.1865, г. Змиев Харьковская губ. – 12.1918. Живописец, жанровая картина, портрет, пейзаж.

Учился в школе рисования М.Д. Ивановой-Раевской в Харькове, затем в Петербургской АХ. Работал в Харькове, Петербурге, в Крыму.

Участник выставок – ТПХВ (1889, 1890, 1895-1897, 1899; 1903), 15-я МОЛХ (1895), 18-я Всероссийская выставка (Н.-Новгород, 1896), “Кружка местных художников” (Харьков, 1900-1908; организатор кружка). “Внепартийного общества художников” (СПб., 1913-1915; член), “Вольного общества художников” (СПб., 1913-1914). Персональные выставки – СПб.: 1905, 1915; Ялта: 1913, 1915.

Согласно каталога Севастопольской картинной галерее А.Г. Коренева (Симферополь: Крымгосиздат, 1931), в галерее находились картины художника – “Колесница жизни”, “Среди волн”, “Штиль”, “Женщина в белой шляпе, освещенная солнцем” и 3 этюда. В Симферопольском художественном музее  хранится картина “Женский портрет” (Х., м.; 106,5х66,5).

 

 

[Каталог выставки Внепартийного общества художников. СПб., 1913]

Выезжев А.Н.

CREDO

Все толкуют о свободе в искусстве и все нетерпимы, как деспоты, как фанатики. Ищут индивидуальности, оригинальности, а целые выставки имеют один отпечаток с тою разницей, что один отпечаток прежних дней, другой настоящих, а третий будто-бы даже будущих.

Техника понятие спорное. Прерафаэлисты изумились бы, видя завоевания нашего времени в области техники искусства, но они погибли бы как художники и перестали бы волновать душу зрителя, если бы утратили свою первобытную технику.

Выставки-ярмарки породили броскую, яркую технику, интимность на них малоуместна. Декоративность в искусстве плод ложной культуры в жизненном обиходе нашего времени, исчезает простота древних греков, соединенная с красотой постоянства. Отсюда этот вихрь стилей и мод.

Содержание в картине так же мало вредит ей как и в музыке, конечно если оно не передвижнически – протокольное, а поэтическое.

Разнообразие приемов – богатство художника.

 

[Крымский курьер. 1900. 27 августа]

Сегодня, 27 августа, в помещении курзала имеет быть художественный вечер, сбор от которого поступит в пользу Красного Креста. На вечере этом будут поставлены живые картины художником А.Н. Выезжевым, (…)

 

[Крымский курьер. 1902. 6 июля]

ОБЪЯВЛЕНИЕ: Гурзуф, в зале ресторана в субботу 6 июля 1902 года будет устроен ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЕЧЕР, живые картины будут поставлены А.Н. Выезжев (по собственным эскизам).

 

[Крымский курьер. 1902. 9 июля]

ГУРЗУФ (От нашего корреспондента). 6 июля в здании курзала местным художником А.Н. Выезжевым был устроен художественный вечер с живыми картинами. Всего было шесть картин, причем одна “День после маскарада” имела четыре перемены. Картины, поставленные художником по собственным эскизам, произвели на публику прекрасное впечатление. Тщательность постановки, обилие аксессуаров до последней мелочи, выдержанность, все это дало полный эффект. Первая же картина “Цветочный рынок в Афинах” вызвала дружные аплодисменты. Вторая картина “Цвет папоротника в ночь под Ивана Купала” изображала парубка, явившегося сорвать огненный цвет волшебного растения; картина представляет его в лесу, окруженного нечистыми духами и стоящего в изумлении при виде красивой девушки, неожиданно появившейся из куста цветущего папоротника; эта картина была лучшей из всех, что и было отмечено публикой усиленными аплодисментами и несколькими просьбами повторить. Все остальные картины “Победа света над мраком”, “Сон рыбака”, “Боярыня Морозова” (из Князя Серебряного – Загоскина) и “Дуэль после маскарада” так же были весьма эффектны и повторялись по желанию публики по несколько раз. Картины дали истинное эстетическое наслаждение публике, которая приветствовала овациями уважаемого художника и преподнесла ему лавровый венок. В антрактах играл хор балалаечников. Публики было очень много, по преимуществу гурзуфской.

 

[Крымский курьер. 1902. 11 сентября]

ОБЪЯВЛЕНИЕ: Город Ялта, зал Общественного собрания в среду, 11 сентября 1902 года, в память художника Г. Семирадского, в пользу фонда на постройку народного дома в Гурзуфе, поставлены будут художником А.Н. Выезжевым  живые картины.

 

[Крымский курьер. 1905. 21 апреля]

Недавно в Петербурге закрылась выставка популярного в Ялте художника А.Н. Выезжева, студия которого находится в “Гурзуфе” и привлекает всегда много любящих живопись. Петербургская печать с большой симпатией отзывается о картинах А.Н. Выезжева, отмечая, как главные вещи, “Жизнью повеяло” (было когда-то на одной из передвижных выставок), “Последние взмахи крыльев” (орел над морем), “Табор”, “Крымский ноктюрн” и другие.

 

[Крымский курьер. 1905. 23 августа]

Маскарад-ситцевый бал в “Суук-Су” и поставленные там-же художником А.Н. Выезжевым живые картины прошли весьма удачно. Поставлено было 4 живых картины: “Добыча Цезаря”, “Цыганский табор”, “Сон рыбака” и “Апофеоз”. Особенно удалась постановка первой картины, при которой художнику удалось достигнуть выдающегося ансамбля и выдержать картину в строго продуманных тонах. Как мы слышали, г. Выезжев рассчитывает повторить постановку картин. Было-бы желательно, чтобы это повторение проделано было в Ялте.

 

[Русская Ривьера. 1916. 10 июня]

Художественный вечер. В воскресенье, 12 июня, в городском театре Новикова устраивается художественный вечер, который, как мы слышали, обещает быть интересным. Художником А.Н. Выезжевым, при помощи нескольких молодых художников будут поставлены живые картины.

 

ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА

[Ялтинский голос. 1918. 7 декабря]

Художник А.Н. Выезжев на днях был убит на шоссе возле Гурзуфа. Голова художника была разбита камнями. Говорят, что его хотели ограбить. Ограбить Выезжева, которого несколько недель тому назад кормили красноармейцы в курской “чрезвычайке”, потому, что у арестованного не нашли копейки. Одинокий, глухой, бедняк Выеэжев упрямо искал прекрасной жизни. Невзгоды и слепая злоба судьбы не могли погасить в нем творчества, упорных и напряженных поисков редких радуг, которыми жил художник, о которых он заставлял вспоминать и тех, кто давно не можется, кто отдал навсегда сердце будням. Принужденный молчать и не слышать, художник пытался всю жизнь победить и сломать тяжкие оковы. Жизнь – огромная колесница, которая давит на своем пути уродливых и прекрасных и движется беспристрастно в веках – такова идея большой композиции “Колесница жизни”, которую несколько лет назад художник выставлял в Ялте. Но мечта борет жизнь, мечта единственный светлый вожатый, которому верит художник, та мечта, о которой с такой нежностью рассказал Выезжев в одной статье, посвященной творчеству покойного Борисова-Мусатова. Нервный и неровный талант Выезжева непрестанно искал новые формы, которые могли бы стать убедительными. И недолго до смерти Выезжев, беседуя с одним из ялтинских художников, произнес фразу, в которой он признался, что пора исканий и сомнений для него, к счастью, миновала совсем недавно, что он чувствует себя способным сейчас перейти к утверждению. Так долог был путь, так трудно было найти свои формы, которые разрешили бы, наконец, сомнения. Но судьба и на этот раз отказала художнику в свободе, уведя его в безвестность, замкнув для него навсегда двери жизни, в которых мы могли бы встретить его признанием, и, может быть, лаской. Той лаской, в которой так нуждался этот одинокий и которой он никогда не видел. В одном из очередных собраний Общества художников Южного берега Крыма память покойного была почтена вставанием.

                                                                                       Николай Еленев