ВОЛКОВ, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

26.06.1921, дер. Тапчикой Бахчисарайского р-на, Крым – 25.01.1991, Евпатория. Живописец, график, баталист.

В 1935 году семья художника переехала в Евпаторию, где он окончил семь классов средней школы № 2. Изобразительным искусством занимался в школе и изо-студии под руководством учителя рисования П.А. Алипова. Участвовал в конкурсе среди школьников на лучшую иллюстрацию к произведениям А.С. Пушкина, проведенном в 1937 году газетой “Крымский комсомолец”, его рисунок “Руслан на коне” был премирован ценным подарком и отобран представителем Комитета по организации Всесоюзной Пушкинской выставки в Москве. В 1937 году на Всесоюзном конкурсе детского и юношеского рисунка в Москве был удостоен 1-й премии за картину “Переход Красной армии через Сиваш”. В 1938 году поступил на живописное отделение Крымского художественного училища им. Н.С. Самокиша (1938-1940). Одновременно занимался под руководством Н.С. Самокиша, работал в его мастерской. С 1940 года работал художником-живописцем в т-ве “Крымхудожник”. По рекомендации Н.С. Самокиша был принят в Студию военных художников им. М.Б. Грекова в Москве, но учебе помешала война.

Прошел всю Великую Отечественную войну, в октябре 1941 года под г. Лубны Полтавской обл. был ранен, попал в плен. После третьей попытки бежал из лагеря и с февраля 1943 года снова в действующей армии. Был награжден: орденом “Красной Звезды” (30 декабря 1945 г.); медалями – “За отвагу” (23 января 1944 г.; за вынос раненых с поля боя), “За взятие Будапешта” (1945), “За освобождение Праги” (1945), “За взятие Вены” (1945). С 5 февраля 1945 года, получив разрешение командования на занятие живописью, производил фронтовые зарисовки, писал этюды с натуры, создал ряд небольших батальных картин.

После демобилизации 2 июня 1946 года, возвратился в Евпаторию. До написания первой картины работал грузчиком. После принятия в члены ССХ Крыма, работал по договорам с Крымским областным отделом по делам искусств и через “Стол заказов” при уполномоченном Художественного фонда СССР по Крыму. С 17 января 1950 года член воссозданного т-ва “Крымхудожник”. Оформлял книги для “Крымиздата”, автор четырех рисунков для альбома “Битва за Крым” (Симферополь: Крымиздат, 1947) – “В штольнях города-героя”, “Варвары”, “Встреча победителей”, “Подвиг пяти черноморцев”. Созданные им батальные картины порой не вписывались в официальную трактовку Великой Отечественной войны, в связи с чем возникали проблемы с их экспонированием на выставках в Москве. На Республиканской выставке произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР (Москва, 1949 г.) картина “Подвиг пяти черноморцев”, прошедшая жюри и включенная в каталог выставка, не экспонировалась под предлогом “неполного раскрытия темы, её актуальности, качества выполнения”. После того, как в 1960 году его картина “Не забудем!” была снята с экспозиции выставки “Советская Украина” в Москве, перестал участвовать в выставках.

В дальнейшем писал эскизы для будущих картин, занимался совершенствованием различных техник и технологий изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Создал серии – “Снег”, “Море”, “Ночь”, “Облака”, “Камни”, “Зелень…”.

Правлением  ССХ Крыма 22 марта 1947 г. был принят в члены ССХ, прием утвержден 15 ноября 1947 г. Президиумом Оргкомитета ССХ СССР. Член Правления ССХ Крыма (16 апреля 1947 г. -30 января 1948 г.). Его имя носит Евпаторийская детская художественная школа.

Жил в Евпатории по адресу – ул. Революции, 37, кв. 38 (1935-1991).

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ: IV выставка работ Союза Советских художников Крыма, посвященная ХХХ годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции (Симферополь, 1947 г.), V Областная художественная выставка, посвященная 30-летию Советской армии (Симферополь, 1948 г.), Республиканская выставка произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР (Москва, 1949 г.), Передвижная выставка произведений художников Северного Кавказа и Крыма (Ростов-на-Дону, 1950 г.), VI выставка работ Союза Советских художников Крыма (Симферополь, 1950 г.), VII Областная выставка произведений художников Крыма (Симферополь, 1951 г.), Республиканская выставка произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР (Москва, 1951 г.), IX Областная выставка произведений художников Крыма 1954 года (Симферополь, 1954 г.), Выставка произведений художников Крыма (Киев, 1956 г.), Юбилейная выставка, посвященная 40-летию Советской власти (Симферополь, 1957 г.), Крымская областная художественная выставка, посвященная Декаде Украинской литературы и искусства в Москве (Симферополь, 1960 г.), Художественная выставка “Советская Украина”, посвященная Декаде Украинской литературы и искусства в Москве (Москва, 1960 г.), Областная художественная выставка “Подвиг народа бессмертен”, посвященная 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (Симферополь, 1975 г.), I выставка произведений крымских художников-монументалистов (Симферополь, 1981 г.), Выставка произведений художников Крыма “Крымская графика” (Симферополь, 1987 г.).

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: живопись – “Не уйти” (1947), “На Сталинградской дороге” (1947), “Подвиг пяти черноморцев” (1948), “Горячая пора” (1950), “Херсонесский тупик” (1951), “Степь” (1952), “Чайки над морем” (1952), “Кризис прошел” (1954), “11 дзот” (1955), “Расплата” (1956-57), “Дети и море” (1958), “На курорт” (1960), “Один из многих. Не забудем!” (1960), “Красные каски” (1960-62), “Распятый Христос” (1963-1966, Церковь св. пророка Ильи, Евпатория); монументальные росписи (Евпатория) – “Голгофа. Лунный пейзаж” (1954-1956, роспись на восточной стене церкви св. пророка Ильи, уничтожена в 1962 г.), “Восемь святых” (1963-1966, энкаустика, Центральный клирос, простенки между окнами на барабане купола собора святителя Николая); оформленные книги (“Крымиздат”) – Л.А. Кассиль и М.Л. Полянский “Улица младшего сына” (1949), П.А. Павленко “Степное солнце” (1949), Е.С. Юнга “Кирюша из Севастополя” (1949), И.А. Козлов “В городе русской славы” (1950), И.Ф. Стаднюк “Сердце солдата” (1954), В.С. Кучер “Черноморцы” (1954), А.П. Кузнецов и Н.Н. Панюшин “Повесть о молодых подпольщиках” (1964).

 

 

У КАРТИНЫ ВОЛКОВА “ПОДВИГ ПЯТИ”

(Впечатления зрителя)

[Крым: литературно-художественный альманах. 1948. № 2. С. 198-199]

Передо мной третье полотно молодого художника. Первые два я видел весною – это “На Сталинградской дороге” и “Не уйти”. Последнее посвящено подвигу пяти черноморцев, своими телами о становившими немецкие таки. Под Севастополем.

Все три работы Волкова произвели на меня впечатление незаурядных и показались мне исполненными превосходно, хотя я как не живописец могу, конечно, в оценке чисто профессиональной.

Но произведения искусства действуют на зрителя или читателя не только и не столько со стороны формального мастерства, хотя и оно исключительно важно и необходимо, но главным образом эмоциональной силой и драматизмом изображенного, мощью идей, вложенных в образы.

Волков – художник необычайно темпераментный и драматический. Его привлекают события неспокойные, действенные, психологические. Каждое его полотно – это рассказ, богатый подробностями, насыщенный переживаниями. Все движется на полотне, все живет бурной и страстной жизнью, и как приятно глядеть на созданные художником картины жизни после мертво распускающихся астр на вялых натюрмортах, после жанровых полотен, где деревянные фигуры людей, нелепо расставленных авторами, вызывают только чувство досады и раздражения.

Волков – художник воинствующий. Он баталист толстовской школы. Скал бы я, и в этом его сила, и очарование, и прелесть.

Но странно: зрители полюбили Волкова и много говорят о талантливом художнике, думают о его дальнейшей судьбе, а собратья Волкова по кисти упорно молчат, — нет ни дискуссий по его картинам, ни обсуждений, да нет и критики, словно вокруг молодого мастера состоялся какой-то нарочитый заговор молчания.

Странное и нездоровое это молчание. Крымский коллектив художников обогатился талантливым самородком. Тут бы радоваться и радоваться, привлечь к судьбе молодого художника внимание общественности и общими силами помочь ему выйти на широкую дорогу признания и дальнейшего совершенствования, в чем Волков безусловно нуждается, но вместо этого мы являемся свидетелями полного равнодушия к нему со стороны художественного коллектива.

Вношу предложение, адресуя его Обласному Комитету по делам искусств, провести в Симферополе и Севастополе широкое общественное обсуждение работ художника Волкова с привлечением, как живописцев, так и зрителей.

Все, что появляется у нас талантливого, мы не имеем права замалчивать. Мы обязаны громко говорить об успехах, если они для нас несомненны, бороться за их признание вне области и добиваться его.

Это тем более необходимо, что молодой художник Волков нуждается в поддержке общественности.

                                                                                        П. ПАВЛЕНКО