БОЯДЖИЕВ, ГЕОРГИЙ ХАРЛАМПИЕВИЧ

02.04.1861, Симферополь – 1944, Пермь. График, портретист.

В 1878 году окончил курс 4-х классов Симферопольской мужской гимназии, затем — вольноприходящий ученик Петербургской АХ (1879-1984). После возвращения в Симферополь, в 1887 году сдал экзамен и получил звание учителя начальных училищ. Преподавал в женской воскресной школе и греческий язык в греко-русском церковно-приходском училище при греческой св. Троицкой церкви.

Получив 15 апреля 1903 года от Петербургской АХ свидетельство на право преподавания рисования в средних учебных заведениях, переезжает в Евпаторию, где с 1 августа 1903 года преподает графические искусства в мужской и женской гимназиях, Когеновском ремесленном училище. Состоял в чинах: 31 марта 1908 г. – утвержден в чине коллежского асессора со старшинством с 1 августа 1903 г., 19 января 1909 г. – произведен в надворные советники со старшинством с 1 августа 1907 г., 17 декабря 1912 г. – произведен в коллежские советники со старшинством с 1 августа 1911 г. Был награжден орденом св. Станислава 3 ст. (1 января 1914 г.).

После установления советской власти в Крыму, продолжает педагогическую деятельность.

Предложен и избран в действительные члены Таврической ученной архивной комиссии на заседании ТУАК 16 октября 1912 г. С 1915 года являлся членом “Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы”. 28 сентября 1917 года был избран в состав Комиссии по регистрации предметов, имеющих художественное или историко-археологическое значение и находящихся в правительственных и общественных учреждениях. Состоял секретарем Евпаторийского отделения Крымохриса, первый хранитель Евпаторийского этнографо-археологического музея.

В 1944 году был депортирован как грек из Крыма в Пермь. В Евпаторийском музее находятся более 70 графических работ художника.

 

[Сидоров А.А. Рисунок русских мастеров (вторая половина XIX в.). М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 344] (…) В 1880-х годах в Академии Художеств бесспорно высоко по качеству стояло первичное рисование с гипсовых голов, примеры которого дают рисунки хотя бы Бояджиева, В.Д. Дервиза – приятеля молодости Серова – и других учеников Чистякова. (…)

 

ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИЗЯЩНЫХ РУКОДЕЛИЙ

Симферополь, помещение летнего клуба, 10 апреля 1900 г.

[Крымские ведомости. 1900. 13 апреля] (…) Хороши по обыкновению портреты Тургенева и Толстого, написанные Бояджиевым (…)

[Салгир. 1900. 13 апреля] НА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ. (…) На выставке имеется так же несколько портретов художника Бояджиева, написанных карандашом. Между ними выделяются портреты гр. Л.Н. Толстого и Рубинштейна. (…).

 

[Крым. 1903. 8 марта] 6 марта в зале городского клуба устроен был вечер художников. Говоря беспристрастно, вечер этот прошел частью с бесспорным успехом, а частью потерпел страшное фиаско. Удачно прошла чисто художественная часть вечера, т. е. живые картины. (…) К числу живых картин должна быть причислена композиция художника Бояджиева “Как хороши, как свежи были розы”. Сцена представляла комнату, в которой декламатор читал известное стихотворение в прозе Тургенева “Как хороши, как свежи были розы”, а из-за кулис неслись чудные звуки скрипки (г. Селинский) и рояля (Е.П. Бояджиева). Под эту мелодекламацию взмылась задняя занавесь и в виде живой иллюстрации предстала картина на тему декламируемого стихотворения: молодая, свежая как роза девушка, сидящая на окне. К сожалению, световые дефекты мешали успеху картины. Были и другие тормазы: так, например, за сценой что-то падало, задняя занавесь с трудом подымалась, а передняя опустилась во время самой декламации, так что декламатор замолк на полуфразе. Но не смотря на все эти дефекты композиция г. Бояджиева могла считаться гвоздем вечера. (…) Настолько была удачна постановка картин, настолько неудачна была остальная часть программы вечера. (…) Если устранить случайные дефекты этого вечера, то желательно, чтобы г.г. художники почаще устраивали подобные вечера.

 

[Голос Крыма. 1943. 5 сентября] В ЕВПАТОРИЙСКОМ МУЗЕЕ. Местный художник Г.Х. Бояджиев подарил музею две свои картины: “Портрет (фантазия) греческой поэтессы Сафо” и картину “Греческий легион в Крымскую войну”.