БОЛДЫРЕВ, НИКОН НИКОЛАЕВИЧ

1880, Славяносербск Екатеринославской губ. – 1942, Одесса. Театральный художник; живописец, график, пейзаж, портрет, книжная иллюстрация.

Окончил четырехклассное городское училище в Луганске, затем учился в Петербурге в АХ (не окончил). В дальнейшем работал художником-декоратором в театрах Петербурга-Петрограда: с осени 1905 года помощник декоратора, затем заведующий декоративной частью Малого-Суворинского театра Литературно-художественного общества (“Шантеклер. Глашатай солнца” Э. Ростана (1910), “Молодость Людовика XIV” А. Дюма-отца (1911) и др.); затем художник-декоратор Народного дома Императора Николая II (“Парсифаль” Р. Вагнера (1913), “Дон-Кихот” Ж. Массне (1914) и др.); оформлял постановки Летнего театра “Буфф” Измайловского сада (“Цыганская любовь” Ф. Легара (1917), Театра комической оперы (“Похищение из сераля” В.-А. Моцарта (1920), Драматического театра Народного дома (“Мадам Сан-Жен” В. Сарду и Э. Моро (1921) и др.

Одновременно, работал в области книжной графики. Автор орнаментального обрамления оглавления, одного из вариантов ледериновой обложки общей папки, картонной обложки к пяти выпускам альбома “Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 года. Альбом репродукций в красках по картинам известных художников” (СПб.: Изд. С.М. Прокудина-Горского, 1911). Выполнил 6 иллюстраций в книге Авенариуса В.П. “На Париж. Дневник юноши, участника компании 1813–1814 годов” (СПб.: Издание книжного магазина П.В. Луковникова, 1914).

Участник выставок: 2-х Весенних АХ, 8-ми “Нового общества художников” (приобретено с выставок 12 картин), Областной южнорусской выставки (Екатеринослав, 1910; серебряная медаль), 2-х “Московского общества любителей художеств”, 2-х “Общины художников” (Петроград, III – 1921, V – 1922; приобретено с выставок 8 картин), Выставка эскизов театральных декораций и работ мастерских Декоративного института за 1918-1922 гг. (Петроград, 1922), Выставка картин Петроградских художников всех направлений. 1919-1923 (Петроград, 1923), Выставка театрально-декоративного искусства 1917-Х-1927 (Ленинград, 1927); зарубежных– Международная выставка искусств в память 50-летия объединения Италии и провозглашения Рима столицей государства (Рим, 1911), “Сецессион” (Лейпциг).

18 работ художника находились в Ленинградском музее декоративного искусства, 2 — в Ленинградском театральном музее, 4 — в Выставочном фонде ленинградских художников.

После переезда в Крым, жил в Симферополе, работал художником-декоратором Крымдрамтеатра. Оформлял массовые театрализованные постановки в Симферополе: 1921 год – к годовщине Парижской коммуны на авиационном заводе “Анатра” (совместно с В.Г. Акуленко); лето 1922 года – в Городском саду древнегреческого мифа о Прометее (текст и сценарий Я.А. Тугендхольда). В 1923 году принимал участие в оформлении Крымского павильона на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (Москва, 1923). В помещении Театральной студии в конце 1923 года прошла его персональная выставка (эскизы костюмов, макеты театральных постановок), участвовал в Выставке картин русских художников (Симферополь, 1924). Активно участвовал в создании объединения симферопольских художников на принципах “Ассоциации художников революционной России” (АХРР), на собрании инициативной группы в конце декабря 1923 года был избран секретарем Оргкомитета.

После отъезда в 1924 году из Симферополя, работал в Петрозаводском театре драмы (“Заговор императрицы” А.Н. Толстого и П.Е. Щеголева (1925), затем в Ярославском драматическом театре (“Гамлет” В. Шекспира (1927).

После возвращения в Симферополь в 1927 году, продолжил работать художником-декоратором в Крымгосдрамтеатре (1928-1929 – объединенная труппа Симферопольского и Севастопольского госдрамтеатров) и Крымскотатарском госдрамтеатре. Основные спектакли, оформленные в данный период: “Горе от ума” А.С. Грибоедова (1927), “Баядерка” Л. Минкуса (1928), “Бронепоезд 14-69” В.В. Иванова (1928), “В плену у яблонь” И. Днепровского (1928), “Гамлет” В. Шекспира (1928), “Петр III и Екатерина II” Н.О. Лернера (1928), “Слуга двух господ” П. Бомарше (1928), “Огонь и сталь” Г.С. Венецианова (1929), “Шахин Гирай” Умера Ипчи (1929), “Праздник св. Иоргена” Г. Бергстедта (1930), “Принцесса Турандот” К. Гоцци (1930, 1936), “Страх” А.Н. Афиногенова (1931), “Дон Кихот” Сервантеса (1934), “Собака на сене” Лопе де Вега (1936), “Испанский священник” Ф. Бомонта и Д. Флетчера (1936), “Шахнаме” Фирдоуси (1937) и др.

В 1938 году входил в состав бригады художников по выполнению серии панно для Крымского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, выполнил эскиз панно “Совхоз “Крымская роза”” (панно не использовались ввиду изменения концепции архитектурного оформления павильона). Эскиз панно и другие работы художника экспонировались в Симферопольской картинной галерее на Выставке этюдов и эскизов крымских художников (1938-1939). Входил в состав постоянно действующей Экспертной комиссии для наблюдения за показом высококачественной и изъятия низкокачественной изо-продукции (Приказ от 23 августа 1937 г.) и Совета изо при начальнике Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров Крымской АССР (Приказ от 25 мая 1938 г.).

Преподавал в 1936 году рисунок в школе-студии им. Н.С. Самокиша, затем, после её реорганизации (Постановление СНК Крымской АССР от 20 июня 1937 г.), живопись в Крымском художественном училище им. Н.С. Самокиша.

В 1939 году покинул Крым, приняв приглашение работать в Одессе.

 

ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА. Н.Н. БОЛДЫРЕВ

[Литература и искусство Крыма. 1936. № 1. С. 146-147]

Сейчас в работе у художника декоративное оформление к пьесе Лопе де Вега “Собака садовника” для постановки в татарском театре. Эскизы к постановке “Шахнаме” уже закончены и приняты. В ближайшее время должны быть выполнены и декорации по этим эскизам. В этом же театральном сезоне татарский театр возобновляет постановку “Турандот”, задача художника освежить декорации, сделанные им же в 1930 году.

 

ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА БОЛДЫРЕВА

[Голос Крыма. 1942. 25 сентября]

Перед моим взором рисунок детской головки семилетней девочки. Портрет сделан так мастерски, что невозможно оторвать глаз от этой головки, нарисованной коричневой тушью. Это была картина большого мастера художника Болдырева, жившего в Симферополе семь лет. Головка ребенка – портрет приемной дочери, взятой им на воспитание и беззаветно любимой художником. Девочка умерла в раннем возрасте и её преждевременная смерть тяжело отразилась на художнике. Картина Болдырева получила в свое время высокую оценку со стороны выдающихся художников (Куинджи и др.) и Комитета поощрения художественного мастерства в Петрограде. Болдырев был по преимуществу пейзажист. Природа севера и юга нашла свое отражение в его картинах, сделанных акварелью. Болдырев учился художественному мастерству в Петрограде и был тесно связан с художниками бывших императорских театров. В Симферополь Болдырев приехал в 1932 году и работал по художественному оформлению декоративной части симферопольского театра. Целый ряд мастерски сделанных декораций к постановке русских и татарских пьес (Испанский священник, Шах-Намэ и т. д.) оставил нам художник Болдырев. Но, к сожалению, в Крыму не особенно приветливо встречали расцвет таланта этого большого мастера. (…) Болдырев был выдвинут в кандидаты заслуженных деятелей искусств, но кандидатура была снята (…) В 1939 году Болдырев был приглашен в Одессу для работы по художественному оформлению театра. Приглашение это он охотно принял, но, к сожалению, в Одессе и умер этот талантливый художник. (…)