БОГОУДИНОВ, ХАБИБ НИЗАНОВИЧ

07.1910, Царицын (затем Сталинград, ныне Волгоград) – ? Живописец, жанровая картина.

Обучался в Казанской художественной школе (1927-1930), ушел с третьего курса. Преподавал с 1930 по 1934 годы в школах Сталинграда, затем Крыма. В дальнейшем жил в Симферополе, работал художником-живописцем в товариществе “Крымхудожник”. Творческой деятельностью начал заниматься с 1938 года. Член союза Рабис с 1938 года. С 25 мая 1938 года член Совета изо при начальнике Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров Крымской АССР. В 1941 году работал над картинами “Алим”, “Сын приехал из РККА”.

Был принят Оргкомитетом ССХ Крымской АССР 20 ноября 1940 года кандидатом в члены ССХ, в 1941 году прошел Всесоюзную перерегистрацию членов и кандидатов ССХ и был утвержден в данном статусе Президиумом Оргкомитета ССХ СССР.

С началом Великой Отечественной войны входил в состав Симферопольской творческой агитбригады по изготовлению и выпуску художественных плакатов, панно и Окон ТАСС. О его дальнейшей судьбе ничего не известно.

Жил в Симферополе по адресу – ул. Чатырдагская, 5.

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ: III Всекрымская выставка самодеятельного изо-искусства (Симферополь, 1936, 2-я премия), II Всесоюзная выставка самодеятельного изобразительного искусства “Ленин и Сталин в изобразительном искусстве” (Москва, 1939), Весенняя выставка крымских художников (Алупкинский дворец-музей, 1939), I выставка Союза Советских художников Крыма. Художественная выставка, посвященная XX-летию освобождения Крыма от белогвардейцев (Симферополь, 1940).

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: живопись – “Расстрел захваченных белогвардейской разведкой членов Севастопольского горкома партии в 1920 г.” (1936-1937), “Продажа дочери за долги” (1939), “Нанимаются в батраки у мурзы” (1940), “А.М. Горький в Крыму среди чабанов” (1940).

 

НАША ГОРДОСТЬ

[Красный Крым. 1937. 29 сентября]

Начиная с 1934 – времени открытия первой всекрымской выставки изо-самодеятельности – ежегодные смотры-выставки живописи, графики и скульптуры талантливых художников-самоучек.

Непосредственность, простота и правдивость – таковы качества работ художников из народа. Они отражают то, что видят и чувствуют. Кипучая жизнь нашей прекрасной родины, люди наших колхозов и совхозов, быт, природа, история – все это находит художественное отражение в их творчестве.

С каждой выставкой растет количество её участников и их художественных работ. Если на первой выставке было 73 участника и 323 их работы, то на последней выставке – в этом году – 153 художниками было показано 810 работ. Среди них 27 татар и 23 женщины.

Если несколько лет назад в Академию художеств был принят из Крыма только один участник такой выставки, то в этом году в Академию поступило двое. Несколько человек принято в художественные техникумы.

Основной кадр участника крымской выставки изо-самодеятельности – это люди в среднем возрасте. Многие из них у себя на дому, без отрыва от производства, упорно учатся трудному мастерству художника. (…)

Вот, например, молодой татарин Богоутдинов Х.Н. Он заканчивает к ХХ-летию Великой Октябрьской социалистической революции свою живописную работу, которая занимает чуть ли не полкомнаты. Картина называется “Расстрел захваченных белогвардейской разведкой членов севастопольского горкома партии в 1920 году”.

Над этой картиной Богоутдинов работает второй год. За это время он написал до десятка карандашных и акварельных эскизов, улучшая с каждым разом свой художественный замысел, внося в него поправки и изменения по указанию товарищей и архивных материалов. Работа – кропотливая, трудоемкая. Сейчас замысел получил свое образное воплощение на полотне в красках, правда, пока ещё в незавершенном виде.

Главная трудность в работе – это отсутствие натуры, пользуясь которой молодой художник мог бы дать колористическое оформление человеческим фигурам на картине. Прямая обязанность Крымского Дома народного творчества и “Крымхудожника” – помочь художнику закончить его произведение.

Рядом с мольбертом стоят, прислоненные к стене, начатые и уже законченные этюды с натуры, изображающие виды городской окраины, где живет художник, портреты близких, знакомых и т.д. Сколько радостных, ярких красок брызжет с акварельного наброска, где изображена танцовщица, исполняющая “Хайтарму”. Разумеется, не все этюды одинаково удачны, ведь художник Богоутдинов ещё только в начале своего художественного пути.

Огромный рост художественной самодеятельности потребовал создания в Крыму средней художественной школы, приемные экзамены в которую уже начались. Об этом уже говорит наличие пяти художественных студий, существующих уже не первый год в крупнейших городах Крыма.

                                                                                                                                                                                                                                                                   А. ГЛАГОЛЕВ.

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Оргкомитета Союза Советских художников Крымской АССР

от 20 ноября 1940 года

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 5. Л. 20-24]

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Члены Оргкомитета – Бирзгал Я.П. (Председатель), Спичак В.И., Уставев А.У., Рыбников М.С.

СЛУШАЛИ: Заявление художника БОГОУДИНОВА Хабия Низановича – о приеме его в члены Союза Советских художников СССР. Зачитывается анкета тов. Богоудинова. О творческой деятельности его докладывает член Оргкомитета тов. Бирзгал, который характеризует Богоудинова как одного из молодых, но способных татарских художников, который своими работами участвовал на последних крымских художественных выставках. Художник П.П. Соколов-Скаля, ознакомившись с основными живописными произведениями тов. БОГОУДИНОВА, высказал мнение о возможности принятия его в кандидаты Союза Советских художников, т. к. техника живописи Богоудинова требует дальнейшего усовершенствования.

ПОСТАНОВИЛИ: Принять художника БОГОУДИНОВА Хабия Низановича в кандидаты Союза Советских художников СССР. Настоящее постановление послать на окончательное утверждение Оргкомитета ССХ СССР.