БОДАНИНСКИЙ, УСЕЙН АБДУРЕФИЕВИЧ

01.12.1877, с. Бадана Симферопольского  уезда Таврической губ. – 17.04.1938, Симферополь. Живописец, художник монументально-декоративного искусства, театральный художник, музейный работник.

Учился в Симферопольской татарской учительской школе (1888-1895), затем окончил Московское Строгановское художественно-промышленное училище (1895-1905), по мастерской К.А. Коровина, получил специальность – художник-декоратор.

После возвращения в Крым, преподавал графическое искусство в Коммерческом училище Симферопольского купеческого общества (1905-1907). В феврале 1906 года в Симферополе были открыты Практические общеобразовательные курсы, на которых вел совместно с В.М. Анастасьевым отделение рисования, во втором полугодии 1906 года  и первом полугодии 1907 года совместно с В.А. Фоминым отделение рисования и черчения.

В 1907 году уехал в Москву, где руководил художественно-промышленной школой филиала Строгановского художественно-промышленного училища, а затем преподавал там же рисование и заведовал учебной мастерской. В 1909 году на Всероссийском конкурсе был удостоен 1-ой премии за эскизы мебели, участвовал в 17-ой выставке картин Московского товарищества художников (Москва, 1909).

С 1911 года жил в Петербурге, работал художником-декоратором под руководством архитектора И.А. Фомина, им были расписаны плафоны в здании Торгового банка (Москва), домах Я.В. Ратькова-Рожнова и С.С. Абамелек-Лазарева.

С образовательной целью посещал: 1907-1909 – Турцию (Стамбул), Францию (Париж), Германию (Мюнхен, Дрезден); 1912 – Италию.

По возвращении в Крым, был назначен заведующим музея Бахчисарайского ханского дворца (4 октября 1917 г.). Руководитель Бахчисарайского отделения, член ученого совета Крымохриса. Действительный член Таврического общества истории, археологии и этнографии. Состоял председателем Бахчисарайского кружка краеведения при РОПИК, в 1927 году на III Всероссийской конференции по краеведению был избран в состав Центрального бюро краеведения ОПИК от Крымской АССР. Один из организаторов и руководителей этнографических (1925 г. – экспедиция КрЦИКа по исследованию татарского народного быта, старины и искусства в северных и восточных районах Крыма) и археологических (1924 г. – раскопки кладбища Кырк-Азизлер в Эски-Юрте у Бахчисарая; 1925-1926 гг., 1928 г. – в Старом Крыму развалин медресе и караван-сарая у мечети Узбека, кладбища на Зеленной площади; 1927-1929 гг. – в Чуфут-Кале развалин мечети в центре городища) экспедиций. Автор более 20 опубликованных работ по истории, археологии и этнографии крымских татар.

Преподавал рисунок в Бахчисарайской художественно-промышленной школе (1917-1925), а, после её реорганизации, в Бахчисарайском художественно-промышленном техникуме (1925-1928).

Как художник-декоратор, имевший большой опыт художественной росписи, выполненной техникой alfresco, в 1923 году вместе с К.Ф. Богаевским оформлял Крымский павильон Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве, в 1925 году принимал участие в оформлении павильона СССР на Парижской художественно-промышленной выставке. Художник-консультант кинокартин “Алим – крымский разбойник” и “Ешиль-Ада”, снятых на Ялтинской кинофабрике “ВУФКУ” (1925-1926). Оформлял спектакли Крымскотатарского госдрамтеатра.

10 февраля 1934 года был отстранен от заведования музеем. В дальнейшем жил в Москве (1934-1936), работал художником-оформителем. С 1936 года работал художником-декоратором на строительстве Института Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси, где был арестован по обвинению – участие в контрреволюционной пантюркистской шпионской организации (ст. 58 – 6, 10, 11 УК РСФСР), этапирован в Симферополь и приговорен 17 апреля 1938 года к высшей мере наказания.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТАТАРСКАЯ ШКОЛА

[Русская Ривьера. 1915. 28 июня]

Среди крымско-татарской молодежи возникла идея учреждения в Крыму специально для татар художественно-промышленной школы. Над этим проектом в настоящее время работают Усеин Боданинский и Абдурефий Абиев, оба окончившие симферопольскую татарскую учительскую школу, затем Строгановское художественное училище в Москве. Из них Абиев, кроме того, для дополнения своего художественного образования ездил в Париж. Оба они уроженцы Крыма. К материальному участию в новом начинании предполагается привлечь существующие в Крыму мусульманские благотворительные общества и бахчисарайское городское самоуправление.

 

КРЫМСКИЙ ПАВИЛЬОН НА ВСЕРОССИЙСКОЙ С. Х. ВЫСТАВКЕ

[Красный Крым. 1923. 14 июля]

Крымский выставочный комитет командирует в Москву художника Усеина Боданинского для организации художественной части крымского павильона с выявлением всех специфических особенностей крымского быта.

 

У ХУДОЖНИКОВ ПЕРЕД ВЫСТАВКОЙ

[Красный Крым. 1923. 21 июля]

(…) Благодаря художникам крымский павильон не окажется на задворках в Нескучном саду, где убранством павильона руководят художники Богаевский и Боданинский.

 

15 АВГУСТА ОТКРЫЛАСЬ С. Х. ВЫСТАВКА

[Красный Крым. 1923. 15 августа]

Крымский павильон изображает бахчисарайский дворец, художественно расписан, украшен тропическими растениями, цветами. Работали по отделке и украшению павильона художники Богаевский  и Боданинский.

 

К ПАРИЖСКОЙ ВЫСТАВКЕ

[Красный Крым. 1925. 26 апреля]

Для участия в организации Крымского уголка в павильоне СССР на Парижской художественно-промышленной выставке выезжает в Париж художник Боданинский.

 

ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. Симферополь, Центральный музей Тавриды, 20 ноября 1927 года (КАТАЛОГ: БОДАНИНСКИЙ УСЕЙН (Бахчисарай). 508-528. Рисунки костюмов для татарского театра (“Бахчисарайский фонтан”).

 

ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 10-ЛЕТИЮ ВЛАСТИ СОВЕТОВ В КРЫМУ. Симферополь, Феодосия, Керчь, Севастополь, 1930-1931 годы (КАТАЛОГ (Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского): БОДАНИНСКИЙ.  17. Пионеры в Бахчисарае (Гуашь. Приобретена Севастопольской картинной галереей).