БИРЗГАЛ (БИРЗГАЛИС), ЯН ПЕТРОВИЧ

25.01(06.02).1898, г. Вольмар Лифляндской губ. (ныне Латвия) – 15.12.1968, Рига. Живописец, график, батальная и жанровая картина, пейзаж; музейный работник.

Учился в Вольмарском высшем начальном училище, затем экстерном сдал экзамены за шесть классов реального училища. Обучался живописи в студии художника Теодора Удерса в Вольмаре. С 1916 по 1918 годы учился в Петрограде в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Как художник-профессионал начал работать с 1917 года, в этом году впервые принял участие в выставке – “Художественная выставка Петроградского Пролеткульта”, экспонировал серию рисунков и композиций “Вокруг Смольного”, посвященную Октябрьской революции.

Член ВКП(б) с 1914 года, принимал активное участие в подпольной и революционной работе, участвовал в Февральском и Октябрьском переворотах в Петрограде. Был избран делегатом от Латышских революционных стрелков на I (июнь 1917 г.) и II (октябрь 1917 г.) Всероссийские съезды Советов. Оформлял актовый зал Смольного к заседанию II съезда. Впоследствии был делегатом IV Всероссийского съезда Советов. В 1918 году участвовал в качестве красногвардейца в Гражданской войне в Финляндии против генерала Маннергейма, а затем добровольцем в частях Латышских стрелков на Восточном фронте против Колчака. Принимал участие в боях в Вятской губ. под Казанью, Ижевском, Воткинском, был контужен. Награжден командованием Восточного фронта почетным оружием за боевые заслуги.

С конца 1918 года занимал руководящие должности в органах ЧК-ГПУ, Особых отделах и Военно-революционных трибуналах в Вятской губ.

С начала 1921 года служил в Крымском ЧК, был членом Комиссии и начальником административно-организационного отдела. В начале лета 1921 года был переведен в Евпаторию на должность председателя Евпаторийского ЧК и начальника Особого отдела Северо-Западного округа Крыма. После назначения в начале 1922 года на должность начальника Особого отдела Крыма переехал в Симферополь. Последняя должность –начальник Особого отдела Керченского укрепрайона (с октября 1922 г.). В начале 1923 года был демобилизован из органов ЧК по болезни.

Во время службы в ЧК, кроме основных обязанностей, осуществлял наблюдение за культурными мероприятиями и состоянием сохранности государственных и общественных ценностей. Принимал участие в организации охраны и концентрации художественных ценностей, по линии ЧК и Особого отдела издал специальный приказ о передаче Крымохрису и музеям всех конфискованных ценностей и об оказании работникам Крымохриса  всяческого содействия в деле изъятия и охраны памятников старины.

В Евпатории познакомился с Н.С. Самокишем. В 1921 году в Крыму был голод и холерная эпидемия, и чтобы спасти художника, зачислил его в штат сотрудников ЧК. В начале 1922 года они вместе переехали в Симферополь и практически весь 1922 год провели вместе – жили в одной квартире, отдыхали в августе-сентябре 1922 года в Кореизе в Доме отдыха для работников Особого отдела (дворец Юсупова), в октябре ездили в Петроград, затем в Севастополь. В дальнейшем, их связывала дружба и совместная работа. С 1923 по 1926 годы занимался в студии Н.С. Самокиша.

Находясь в Керчи (конец 1922 г. – начало 1923 г.), помогал Д.В. Шибневу в организации Керченского художественного музея – выдал ему мандат на право изъятия художественных ценностей, как член Президиума исполкома способствовал выделению помещения. Музей был открыт, однако, так и не удалось добиться выделения для него штатных единиц и пайков. Вскоре музей перестал существовать, сначала его в качестве подотдела присоединили к Археологическому музею, а потом и само название “Художественный отдел” исчезло.

После демобилизации из органов ЧК работал зам. заведующего Крымохриса (1923-1927). В апреле 1923 года был назначен главным инспектором по музеям и охране памятников искусств и старины в Крыму при Крымнаркомпросе. По его инициативе 22 мая 1923 года Крымское правительство создало Комиссию по срочному и полному изъятию культурных ценностей из дворцов, имений, санаториев, домов отдыха и совхозов Южного берега Крыма, состоял уполномоченным КрымЦИКа в данной комиссии.

Летом того же года был командирован в Севастополь, как представитель Крымохриса по Севастопольскому округу, инспектировал состояние музеев, участвовал в Комиссии по изъятию художественных ценностей, был директором Севастопольского музейного объединения. В дальнейшем, зав. музейным отделом и сектором изобразительных искусств Крымнаркомпроса (1925 г. – декабрь 1927 г.).

Находился в мае 1922 года в Москве, в это время была опубликована декларация “Ассоциации художников революционной Росси” (АХРР). Присутствовал на первых собраниях ассоциации, беседовал с членами Центрального Правления. Разделяя цели и задачи АХРР, взял на себя функции организатора Ахрровского движения в Крыму. Первая попытка создания объединения художников была предпринята в Севастополе на базе художественной студии при Доме флота ЧФ летом 1922 года. В конце года в Доме флота была открыта выставка работ вновь созданной Ахрровской группы – “1-я выставка краснофлотских художников”. Однако юридически оформить существование группы не удалось из-за запрета на создание в военных учреждениях особых с отдельным уставом организаций. Вторая попытка объединения была предпринята осенью 1923 года среди художников-профессионалов Севастополя. На собрании художников он сделал доклад о состоянии изобразительного искусства в Крыму. После дискуссии, единогласно было принято решение о создании в Севастополе Союза художников на принципах АХРР. Был избран Оргкомитет в составе: председатель – Я.П. Бирзгал; зам. председателя – Ю.И. Шпажинский, М.П. Крошицкий; члены – М.П. Крошечкин-Крошицкий, С.Я. Жилинский. По поручению Оргкомитета составил проект устава, после его рассмотрения и одобрения общим собранием, отвез учредительные документы на утверждение в Симферополь. Созданное объединение, по аналогии с АХРР, назвали ассоциацией – “Севастопольская ассоциация художников” (САХ). Окончательное оформление САХ состоялось в 1926 году, ассоциация плодотворно функционировала до её ликвидации в 1931 году. Принимал участие в выставках САХ.

Вернувшись в Симферополь в конце 1923 года, провел аналогичную работу по объединению симферопольских художников. Был избран Оргкомитет – Я.П. Бирзгал (председатель), Н.Н. Болдырев (секретарь), Н.С. Самокиш. В марте 1924 года была организована “Выставка картин русских художников”, на которой экспонировались работы старых мастеров-реалистов и современных крымских художников, что выражало один из основных принципов АХРР – “мы признаем преемственность в искусстве”. В 1925 году был подготовлен устав организации, однако работа по юридическому оформлению так и не была доведена до конца, а с его переездом в Алупку прекратилась совсем. В этот период был принят в члены Московского отделения АХРР.

С декабря 1927 года по сентябрь 1939 года директор Алупкинского дворца-музея. В этот период окончил курсы музейных работников при Народном комиссариате просвещения РСФСР, стажировался в Центральных реставрационных мастерских Главнауки и при Государственном историческом музее. Руководил работами по реставрации дворца, за что получил денежную премию и благодарность от Главнауки. Состоял председателем Алупкинского отделения Общества по изучению Крыма (ОПИК), руководил художественной студией. Автор проекта памятника на братской могиле красногвардейцев в Алупке, установленного в 1930 году к 10-летию советизации Крыма. Написал и издал искусствоведческую работу “Гюбер Роббер и его картины Алупкинского замка” (Ялта, 1930). Руководил фольклорной бригадой Алупкинского дворца-музея по сбору татарских сказок, в результате была подготовлена и издана под его общей редакцией книга – “Сказки и легенды татар Крыма” (Симферополь: Крымгиз, 1936). В 1934 году участвовал во Всесоюзном конкурсе проектов почтовых марок.

2 января 1938 году был арестован 3-м отделом УГБ НКВД Крыма, ст. 58-17 п. 8 и 58-10 УК РСФСР, обвинение – участник контрреволюционной троцкистской, террористической организации. Был освобожден 9 сентября 1939 года за недоказанностью обвинения.

Осенью 1939 года получил задание от Областного комитета ВКП(б) на создание в Крыму творческого союза художников. 13 февраля 1940 года приказом по Управлению по делам искусств при Совете народных комиссаров Крымской АССР был утвержден председателем Оргкомитета ССХ Крымской АССР. Помимо председательских обязанностей выполнял функции ответственного секретаря. Принимал участие в работе пленума Оргкомитета ССХ СССР в Москве в марте 1940 года, в декабре 1940 года делал доклад в Москве во Всесоюзном Оргкомитете ССХ об итогах оформления членов и кандидатов ССХ в Крыму. Был назначен Оргкомитетом ССХ Крымской АССР 14 декабря 1940 года ответственным уполномоченным Художественного фонда СССР по Крымской АССР. В 1941 году прошел Всесоюзную перерегистрацию членов и кандидатов ССХ и был утвержден Президиумом Оргкомитета ССХ СССР членом ССХ Крыма.

С 16 ноября 1939 года член закупочной комиссии по отбору картин и скульптуры для картинных галерей и музеев Крыма, с 12 декабря 1940 года возглавлял Комиссию по проверке состояния и развития изобразительного искусства в Крыму. Член комиссии по организации чествования Н.С. Самокиша к 80-летнему юбилею художника, организационной комиссии и жюри Всекрымской выставки художников театра (приказ Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров Крымской АССР от 27 февраля 1941 г.), правительственной комиссии по организации выставки к XXV годовщине Октябрьской революции (постановление СНК Крымской АССР от 8 марта 1941 г.).

С 1 октября 1939 года директор Симферопольской картинной галереи (СКГ). Осуществлял доставку в апреле 1940 года панорамы и диорам “Штурм Перекопа” из Ленинграда в Симферополь, руководил её установкой в музее.

Автор книги “Н.С. Самокиш. Жизнь и творчество” (Симферополь: Крымгиз, 1940), в 1935 году его статья “Н.С. Самокиш” была напечатана в книге “50-лет деятельности академика Н.С. Самокиша” (Симферополь: Крымгиз, 1935).

С началом Великой Отечественной войны, организатор и руководитель специальных бригад художников в Крыму по изготовлению агитплакатов, “Окон ТАСС” и героических панно. Непосредственно отвечал за работу Симферопольской бригады, работавшей в обширной мастерской, созданной для этой цели в помещении Симферопольской картинной галереи. Часть плакатов была выпущена литографическим способом в типографии “Крымгиза”, автор оригинальных плакатов в красках для литографического воспроизведения – “Советский военно-морской флот” и “Воздушный бой”. Был назначен политруком батальона Симферопольского полка народного ополчения, руководил одним из участков устройства противотанкового рва около Симферополя.

Руководил эвакуацией собрания Симферопольской картинной галереи, осуществлял её доставку в Керченский порт, где 27 октября 1941 года художественные ценности попали под бомбежку и были уничтожены.

С 1942 по 1944 годы находился в Ереване, заведовал художественно-реставрационной мастерской Ереванского государственного художественного музея. В марте 1944 года был командирован Комитетом по делам искусств СССР для обследования состояния эвакуированных художественных ценностей – фондов Третьяковской галереи в Новосибирске, Севастопольской картинной галереи и Яснополянского музея Л.Н. Толстого в Томске. В мае 1944 года Комитетом по делам искусств был командирован в Крым.

Вернувшись в Крым, возобновил работу по созданию ССХ Крымской АССР. 11 августа 1944 года на заседании Президиума Оргкомитета ССХ СССР в Москве сделал доклад о состоянии художественного дела в Крыму, в результате было вынесено решение о восстановлении деятельности ССХ и дальнейшем развитии изобразительного искусства в Крыму. Постановлением Президиума Оргкомитета ССХ СССР от 11 августа 1944 года был отмечен в приказе и награжден почетной грамотой Всесоюзного Комитета по делам искусств за организацию эвакуации музейных ценностей из Крыма. 18 августа 1944 года Совет народных комиссаров Крымской АССР вынес постановление о юридическом восстановлении ССХ Крымской АССР (фактически Союз начал действовать с мая 1944 г.). Управлением по делам искусств при СНК Крымской АССР 12 октября 1944 года был назначен председателем Оргкомитета ССХ Крымской АССР. 11 мая 1945 года ему, как председателю ССХ Крыма, за выдающиеся заслуги в области развития искусства Крымской АССР, было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Крымской АССР.

На I Всекрымской конференции членов и кандидатов ССХ Крыма (30 июня – 1 июля 1945 г.) был избран в Правление ССХ Крыма, 6 июля 1945 года на первом заседании Правления избран председателем. Участвовал в работе 10-го Пленума ССХ СССР в Москве (15-25 мая 1946 г.). Выполнил пять рисунков для альбома “Битва за Крым” (Симферополь: Крымиздат, 1947).

На II Всекрымской конференции членов и кандидатов ССХ Крыма (22-24 июня 1946 г.) подал заявление об освобождении его от обязанностей председателя Правления ССХ Крыма, мотивируя это болезнью (болел туберкулезом легких и имел функциональные расстройства нервной системы, вызванные контузией) и перегрузкой административной и организационной работой (председатель Правления ССХ, директор Симферопольской картинной галереи, член Художественного совета при Отделе по делам искусства, член Областного архитектурно-экспертного совета), поэтому для творческой работы у него остается мало времени. Он так же указал, что “с самого начала организации Союза в течение шести лет он возглавлял Союз, в настоящее время, когда вся оргработа уже проделана, когда Союз вырос и окреп, он просит освободить от должности председателя”. Правлением ССХ Крыма 25 июня 1946 года был освобожден от обязанностей председателя. Как член Правления до 16 апреля 1947 года отвечал за организационную и хозяйственную работу.

На IV Областной конференции членов и кандидатов ССХ Крыма (29-30 января 1948 г.) был вновь избран в Правление, зам. председателя. 10 мая 1948 года Правлением был назначен исполняющим обязанности председателя, вместо освобожденного от должности С.И. Владимирова.

Правление ССХ Крыма 17 ноября 1948 года рассмотрело его заявление об освобождении от обязанностей председателя, в связи с его предстоящим отъездом из Крыма. Постановили не возражать против освобождения. VI Всекрымская конференция членов и кандидатов ССХ Крыма (18-19 ноября 1948 г.) удовлетворила его просьбу и освободила от должности председателя и обязанностей члена Правления.

После отъезда в Латвию, жил в Риге, работал директором Государственного музея западноевропейского искусства Латвийской ССР, принимал участие в выставках в Латвии.

Жил в Симферополе по адресу – ул. Жуковского, 20, кв. 37.

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ: Выставка Петроградского Пролеткульта (Петроград, 1917), Выставки “Севастопольской ассоциации художников” (1924-1930), Выставка картин русских художников (Симферополь, 1924), III выставка картин (Феодосия, 1927), Выставка современного искусства (Симферополь, 1927), Всекрымская юбилейная выставка к 10-летию власти Советов в Крыму (Симферополь, Феодосия, Керчь, Севастополь, 1930-1931, 1-я премия), Выставка “Искусство Советского Крыма” (Москва, 1935), Художественная выставка к 20-летию Великой Октябрьской Социалистической революции (Симферополь, 1937), Выставка Советской живописи (Алупкинский дворец-музей, 1940), I выставка Союза Советских художников Крыма. Художественная выставка, посвященная XX-летию освобождения Крыма от белогвардейцев (Симферополь, 1940), “Героика Красной Армии” (Ереван, 1942), “Великая Отечественная война” (Ереван, 1942), “25-лет РККА” (Ереван, 1943), II выставка Союза Советских художников Крыма. Выставка работ крымских художников к годовщине освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков (Симферополь, 1945), III выставка работ Союза Советских художников Крыма (Симферополь, 1946), IV выставка работ Союза Советских художников Крыма, посвященная ХХХ годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции (Симферополь, 1947), V Областная художественная выставка, посвященная 30-летию Советской армии (Симферополь, 1948), Выставка Латышских художников, посвященная 32-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции (Рига, 1949), Выставка произведений Латышских художников, посвященная 10-й годовщине Латвийской ССР (Рига, 1950), Выставка “Рига в произведениях художников”, посвященная 750-летию города Рига (Рига, 1951), Выставка творческих работ художников Советской Латвии (Рига, 1953), Выставка изобразительного искусства, посвященная 15-летию Латвийской ССР (Рига, 1955), Выставка портретных работ художников Советской Латвии (Рига, 1956), Выставка работ художников Советской Латвии, посвященная 40-летию Великой Октябрьской Социалистической революции (Рига, 1957), 1-я Республиканская выставка акварелей (Рига, 1958), “Художники Советской Прибалтики – Советской армии” (1960), Выставка, посвященная 25-летию Советской Латвии (Рига, 1965), “Крымская графика” (Симферополь, 1986); персональная – Алупкинский дворец-музей, 1937.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: живопись – “Латышские красные стрелки в боях у Ишуни” (1926), “Внутренний садик Бахчисарайского ханского дворца” (1927), “На берегу моря” (1927), “Мы вернемся. Отступление из Риги Красной гвардии в 1919 г.” (1935), “Воздушный десант” (1936), “Доменщики Керченского госметзавода” (1939, довоенное собрание СХМ), “На врага” (1940), “Парашютисты” (1940), “Разгром немцев под Сталинградом” (1943, Художественный музей Армянской ССР), “Вперед на запад” (1943, Художественный музей Армянской ССР), “Отступление немецкой армии” (1943, Художественный музей Армянской ССР), “Огни Победы” (1945), “Десант советских войск на Керченском полуострове” (1945), “Советские самолеты топят вражеский корабль” (1945), “Южный берег Крыма. Симеиз” (1946, СХМ), “Оборона Севастополя. Линкор “Севастополь” ведет огонь по врагу” (1948); графика – серия рисунков “Вокруг Смольного” (1917), акварельные композиции на темы Гражданской войны (1923), “Взятие Чонгарского моста” (1925, акв.), “Алупка. Львиная терраса” (1927, акв.), “Перекопка плантажа в Алупкинском колхозе” (1930, кар., довоенное собрание СХМ), “Героическая оборона Севастополя 1941 г. (Защита Малахова кургана)” (1945, акв.), “Штурм Сиваша в 1944 г.” (1945, акв.); рисунки для альбома “Крым в Отечественной войне” (1946-1947, тушь, белила, МООС) – “Воздушный бой над Севастополем”, “Корабли Черноморского флота топят вражеские суда”, “Высадка советского десанта в Феодосии в декабре 1941 г.”, “Салют Победы в Севастополе”, “Форсирование советскими войсками Сиваша в 1941 г.”, “Крейсер “Красный Кавказ” высаживает десант в Феодосийском порту в декабре 1941 г.”; “35-я тяжелая батарея на обороне Севастополя” (1948, тушь, белила), “Зенитная батарея на обороне Севастополя” (1948, тушь, белила), “Форсирование Киш-озера частями Советской армии” (1950, акв.), “Восстановление моста в Даугаве” (1957, офорт), “Рыбаки на лове” (1962, акв.), “Латышская стрелковая дивизия в боях у Наро-Фоминска” (1963, акв.).

 

ПО МАСТЕРСКИМ ХУДОЖНИКОВ КРЫМА

Батальные картины Я.П. Бирзгала

[Красный Крым. 1940. 20 ноября]

Я.П. Бирзгал пришел в Крым вместе с частями Красной Армии. С ними он провел всю гражданскую войну.

Впервые на художественных выставках тов. Бирзгал выступил еще в 1918 году в Москве, где он показал серию своих рисунков и композиций под общим названием “Вокруг Смольного”, посвященных Октябрьскому перевороту.

Картина “Отступление латышских стрелков и Красной гвардии из Риги в 1919 году” демонстрировалась на московских выставках, затем на выставках в других городах СССР. Ряд картин написаны тов. Бирзгалом на темы борьбы за Советский Крым: “Перекоп взят!”, “Штурм Чонгарского перешейка”, “Переход через Сиваш”. Последняя картина находится в Севастопольской картинной галерее.

На юбилейной выставке в честь 20-летия освобождения Крыма от белогвардейцев и интервентов Я.П. выставил пять картин. Две из них относятся к военно-воздушным силам РККА. Оригинальна по замыслу и композиции картина “Парашютисты”. Художник изобразил не приземляющихся парашютистов, как это можно видеть на картинах, а находящихся еще в воздухе, в момент раскрытия парашютов. Для выполнения этой картины художнику пришлось совершить самому несколько полетов на самолете и наблюдать выброску парашютистов. Много помог художнику своей консультацией Герой Советского Союза тов. Юмашев. Картина отправлена в Москву на выставку периферийных художников.

Сейчас на мольбертах у художника два произведения, над которыми он упорно работает. Вот большое полотно “Юшуньский бой”. Художник хочет изобразить упорство и напряжение борьбы Красной Армии с остервенелым врагом, героику славной победы, увенчавшей Перекопскую эпопею. Я.П. Бирзгал пишет эту картину для выставки “Наша родина”, подготавливаемой к XXV-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Вторая картина – “Ворошилов и Буденный во главе Красной конницы” – художником закончена. Он предполагает написать второй вариант ее.

К выставке “Наша родина” Я.П. Бирзгал намерен дать еще одну картину “Толстой и Горький в Крыму”. Темой ее взята встреча в Мисхоре двух гигантов русской литературы: на фоне гор и моря сидит погрузившийся в мысли Толстой, из-за камней вырастает фигура молодого Горького, сейчас произойдет их встреча. Художник набросал пока лишь контуры этой картины.

 

У КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ

[Красный Крым. 1941. 14 сентября]

Мужество советских людей, их борьба за родину, славные страницы войны 1917-20 гг. – эти темы близки нашим художникам. В наши дни именно эти темы занимают большое место в их творческом изображении. (…)

Художник Я.П. Бирзгал занят работой над картиной “Ворошилов и Буденный возглавляют атаку Первой Конной”.

 Наряду с большими полотнами крымские художники работают над массовыми плакатами, а так же рисуют карикатуры для “Окон ТАСС”.

 

В МАСТЕРСКОЙ Я.П. БИРЗГАЛА

[Красный Крым. 1946. 12 марта]

В мае в Симферополе открывается традиционная выставка новых работ крымских художников т. т. Бирзгала, Щеглова, Авсияна, Крошицкого, Барсамова, Грабовецкого, Колесова, Меркульевой, Фроловой и других.

Ян Петрович Бирзгал много лет работает в области батальной живописи. Вместе с латышскими частями он участвовал в знаменитом Перекопском штурме в годы гражданской войны. Многие эпизоды легендарных походов Красной Гвардии и Красной Армии нашли отражение в его картинах.

Еще не остыло поле героического сражения за Севастополь, а тов. Бирзгал уже ходил с альбомом по Инкерману, Макензиевым горам, побывал на Херсонесе и Сапун-горе, делал зарисовки исторических мест.

– Материала так много, — говорит Ян Петрович, — что хватит на долгие, долгие годы.

Сейчас тов. Бирзгал закончил второй вариант большого полотна “Высадка морского десанта в Ени-Кале в 1943 году”.

К выставке художник думает написать картину “Бой на улицах Севастополя в период обороны 1941- 1942 г.”. Уже сделаны первые эскизы. Для альбома “Крым в Отечественной войне” Ян Петрович готовит рисунок “Бой на Малаховом кургане”.

 

ОБЗОР РАБОТ СИМФЕРОПОЛЬСКИХ ХУДОЖНИКОВ

[ГАРК. Р-4165. Оп. 1. Д. 35. Л. 12-14]

(…) Бирзгал Ян Петрович – Двумя основными темами произведений этого художника являются батальные сцены и марины, причем в батальных сценах можно отметить несомненное влияние Самокиша. Большая культура художника сказывается, прежде всего, в мастерстве композиции, которым владеет Бирзгал. Однако, остальные компоненты живописного произведения в работах стоят не на столь высоком уровне, как композиция. Оставляет желать лучшего рисунок живописных произведений. Но самым слабым местом является колорит. В нем легко обнаружить некоторое стремление к условной красивости, часто совершенно не связанной с содержанием произведения. Так, например, картина на большую, серьезную и чрезвычайно ответственную тему “Первый чугун” ничем по колориту не отличается от, находящегося в мастерской, “Закатного пейзажа”. В обоих случаях подавляет и производит неприятное впечатление преобладание и фиолетовых и розовых тонов. В результате в картине “Первый чугун” остается не выявленной фактура расплавленного чугуна, как впрочем, и окружающих предметов. Само по себе хорошее стремление художника к большим тематическим произведениям не находит себе практического воплощения в указанной работе, не передается ощущение напряженной работы чугунолитейного цеха и, таким образом, тема остается не выраженной. (…) Кандидат искусствоведческих наук Цирлин. Искусствовед Черейская. Симферополь, 28.07.1947.