БАРЫШЕВ, НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

09.11.1907, Казань – 10.04.1944, Симферополь.  Театральный художник.

Окончил в 1926 году десять классов Бугульминской школы второй ступени, затем в 1929 году художественно-декоративное отделение Казанского объединенного художественно-театрального техникума (1926-1929). Член союза Рабис с 1929 года. Преподавал изобразительное искусство в Казанском педагогическом техникуме, работал художником-декоратором в Актюбинском рабочем клубе железнодорожников им. А.А. Ухтомского (1929-1930).

С 1930 года жил в Симферополе, работал художником-постановщиком в Симферопольском госдрамтеатре им. М. Горького. Член Президиума союза Рабис, 19 мая 1938 года утвержден членом Оргбюро по организации при Крымском союзе Рабис творческой секции изо-работников, с 25 мая 1938 года член Совета изо при начальнике Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров Крымской АССР. Входил в состав организационной комиссии и жюри Всекрымской выставки художников театра (приказ Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР от 27 февраля 1941 г.), правительственной комиссии по организации выставки к XXV годовщине Октябрьской революции (постановление СНК Крымской АССР от 8 марта 1941 г.).

Оргкомитетом ССХ Крымской АССР 9 мая 1940 года был принят в члены ССХ, в 1941 году прошел Всесоюзную перерегистрацию членов и кандидатов ССХ и Президиумом Оргкомитета ССХ СССР был утвержден в данном статусе. Заслуженный деятель искусств Крымской АССР (Указ Президиума ВС Крымской АССР от 6 ноября 1940 г., за выдающиеся заслуги в области театрального искусства).

Во время Великой Отечественной войны оставался в оккупированном Симферополе, работал в театре и преподавал театрально-декорационное искусство в Крымском художественно-промышленном училище (с 30 сентября 1943 г.). Возглавлял в театре подпольную группу сопротивления “Сокол”, был арестован 19 марта 1944 года и расстрелян 10 апреля 1944 года.

Жил в Симферополе по адресу – ул. Горького, 11.

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ: Выставка, посвященная творчеству великого русского драматурга А.Н. Островского в связи с 50-летием со дня смерти (Москва, 1936 г.); Всекрымская выставка театральных художников (Симферополь, 1941 г.).

ОСНОВНЫЕ ПОСТАНОВКИ: оформленные спектакли – “Темп” (1930), “Аристократы” (1939), “Человек с ружьем” (1939), “Кремлевские куранты” (1940) Н.Ф. Погодина; “Хлеб”  В.М. Киршона (1931); “Дон Жуан” А.К. Толстого (1933); “Наступление” И.У. Тархана (1933); “Укрощение строптивой” (1933), “Отелло” (1935) В. Шекспира; “Вишневый сад” А.П. Чехова (1934); “Враги” А.М. Горького (1934); “Бесприданница”, “Лес” А.Н. Островского (1934); “Гибель эскадры” А.Е. Корнейчука (1934); “Горе от ума” А.С. Грибоедова (1934); “Уриэль Акоста” К. Гуцкова (1934); “Пушкин и декабристы” Н.О. Лернера (1935); “Соло на флейте” И.К. Микитенко (1935); “Мольба о жизни” Ж. Деваля (1935); “Оптимистическая трагедия”, “Первая конная” В.В. Вишневского (1935); “Ночной смотр” В.В. Шкваркина (1936); “Очная ставка” Л.Р. Шейнина и братьев Тур (1937); “Коварство и любовь” Ф. Шиллера (1938); “Как закалялась сталь” Н.А. Островского (1938); “Павел Греков” Б.И. Войтехова и Л.С. Ленча (1939); “Опасный поворот” Дж. Б. Пристли (1940) и др.