АВСИЯН, ОСИП АБРАМОВИЧ

20.05.1918, Павлоград Днепропетровской обл. – 09.04.2003, Москва.  График, живописец, книжная иллюстрация, портрет, жанровая картина, пейзаж.

Жил в Симферополе с 1919 года. После окончания средней школы в Симферополе в 1933 году, учился год на четвертом курсе вечернего Крымпедрабфака. Одновременно с 1928 года занимался в студии Н.С. Самокиша. В 1936 году уехал в Ленинград, где обучался в школе юных дарований при Всероссийской АХ у П.Н. Филонова. В 1937 году поступил на второй курс графического факультета Московского государственного художественного института, преподаватели – А.В. Лентулов, Н.Э. Радлов, А.М. Соловьев, Г.Т. Горошенко.

С началом Великой Отечественной войны, находясь в Симферополе, состоял в специальной бригаде художников при ССХ Крыма по изготовлению агитплакатов и “Окон ТАСС (июнь-август 1941 г.). По приезде в Москву, работал над оборонными плакатами в агитбригаде, возглавляемой Д.С. Моором. После эвакуации института в Самарканд, выполнил под руководством Д.С. Моора дипломную работу – серия иллюстраций к роману Н. Островского “Как закалялась сталь”, 10 декабря 1942 года ему была присвоена квалификация художника-графика. В дальнейшем, работал в Самарканде художником во Втором Харьковском бронетанковом училище, затем в художественно-производственных мастерских Московского государственного художественного института. Был призван 7 мая 1943 года в армию, служил в Самарканде в 17-м отдельном батальоне автоматчиков, 30 июля 1943 года был отозван из армии по приказу командования Среднеазиатского военного округа. После чего возглавил художественно-агитационной бригаду, с которой, по заданию Самаркандского обкома партии, ездил по колхозам Самаркандского р-на. В 1943 году вступил в Самаркандское отделение ССХ Узбекской ССР.

В конце 1943 года по вызову Крымского правительства прибыл в Краснодар, 1 декабря 1943 года был назначен инспектором изо Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров Крымской АССР. Работал художником в Краснодарском т-ве “Художник”, выполнил для Крымского обкома партии большую карту районов партизанского движения в Крыму, рисовал портреты вождей. В первые дни после освобождения Крыма вернулся в Симферополь, до ноября 1944 года работал инспектором изо Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров Крымской АССР, занимался восстановлением работы Крымского художественного училища им. Н.С. Самокиша и Симферопольской картинной галереи, созданием Художественного совета при Управлении по делам искусств СНК Крымской АССР (член совета), воссозданием ССХ Крымской АССР (заместитель председателя Оргкомитета ССХ Крымской АССР 18 августа 1944 г. – 1 июля 1945 г.), организацией Ялтинского т-ва “Художник”. Составлял акты ущерба, нанесенного культурным объектам Крыма немецкими оккупантами, проводил сбор вещей депортированных, имеющих художественную ценность.

Преподавал живопись, рисунок и композицию в Крымском художественном училище им. Н.С. Самокиша (15 мая 1944 г. – 1947 г.; 25 августа 1949 г. – 15 июня 1950 г.). Как художник работал по трудовым соглашениям с Областным отделом по делам искусств, с “Крымиздатом”, выполнил ряд работ через “Стол заказов” при уполномоченном Художественного фонда СССР в Крыму (октябрь 1945 г. – сентябрь 1946 г., апрель 1948 г. – январь 1950 г.). Работал в т-ве “Крымхудожник” (10 августа 1946 г. – 15 августа 1947 г.), с 17 января 1950 года член воссозданного т-ва “Крымхудожник”. В 1949-1950 годах работал над иллюстрациями к роману П.А. Павленко “Счастье”, графической серией “Восстановление Севастополя” и портретной галереей стахановцев Севастополя.

Член ССХ Крыма с 18 августа 1944 года (членский билет № 1). По итогам перерегистрации членов и кандидатов ССХ Крыма (12 января – 16 февраля 1950 г.) был оставлен членом ССХ условно до выставки 1950 года. В конце 1950 года уехал из Крыма. Исключен из состава ССХ Крыма 20 марта 1951 года на VII Всекрымской конференции членов и кандидатов ССХ Крыма, данное решение было утверждено 2 августа 1951 года Секретариатом Оргкомитета ССХ СССР. Член (1 июль 1945 г. – 25 июня 1946 г.), заместитель председателя (25 июня 1946 г. – 16 апреля 1947 г.; 19 ноября 1948 г. – 28 декабря 1949 года) Правления ССХ Крыма. Уполномоченный Художественного фонда СССР по Крыму (3 октября 1944 г. – 26 августа 1946 г.), заведующий “Столом заказов” (10 октября 1945 г. – 26 августа 1946 г.).

В дальнейшем жил и работал в Подольске, затем в Москве. Преподавал в Подольском художественном училище, Московском высшем художественно-промышленном училище, Московском областном художественно-педагогическом училище памяти 1905 года. Автор учебных пособий – “Натура и рисование по представлению” (М.: Изобразительное искусство, 1985), “Композиция. На пути к творчеству” (М.: Линор, 2004). Заслуженный работник культуры РСФСР (22 декабря 1975 г.).

Жил в Симферополе по адресу – ул. Жуковского, 24, кв. 44 (1944-1950).

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ: II Всекрымская выставка самодеятельного изо-искусства (Симферополь, 1935 г. 3-я премия), Фронтовая выставка 4-го Украинского фронта “От Волги до Севастополя” (Москва, 1944 г.), II выставка Союза Советских художников Крыма. Выставка работ крымских художников к годовщине освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков (Симферополь, 1945 г.), III выставка работ Союза Советских художников Крыма (Симферополь, 1946 г.), IV выставка работ Союза Советских художников Крыма, посвященная ХХХ годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции (Симферополь, 1947 г.), V Областная художественная выставка, посвященная 30-летию Советской армии (Симферополь, 1948 г.), Передвижная выставка произведений художников Северного Кавказа и Крыма (Ростов-на-Дону, 1950 г.), Всесоюзная художественная выставка (Москва, 1951 г., 1954 г.), Республиканская выставка произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР (Москва, 1953 г., 1954 г.), Выставка произведений художников Московской обл. (Москва, 1953 г., 1954 г., 1955 г., 1960 г., 1966 г., 1967 г.).

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (1944-1948): живопись – “Налет крымских партизан на немецкий штаб” (1944, репродуцировалась в газете “Красный Крым” за 3 сентября 1944 г. Центральный музей Красной Армии, Москва), “Портрет И.Е. Репина” (1944, Крымгосдрамтеатр им. М. Горького), “Портрет И.А. Крылова” (1944, Крымгосдрамтеатр им. М. Горького), “Портрет маршала Советского Союза Ф.И. Толбухина” (1945), “Возвращение героя” (1945, ЦМТ), “Натюрморт. Пионы” (1946), “Интерьер” (1946), “В семье” (1947), “Крымский пейзаж” (1947), этюд “А. Варгос” (1947); графика – серия “Севастопольские зарисовки” (1944, тушь, кар., СХМ, СевХМ), иллюстрации к роману Н.А. Островского “Как закалялась сталь” (1945, тушь, Московский музей им. Н.А. Островского), иллюстрация к рассказу А.М. Горького “Каин и Артем” (1946, автолитография, СХМ), иллюстрация к рассказу А.П. Чехова “Каштанка” (1946, автолитография, СХМ), “Прощание моряков” (1947, сангина), “Портрет художника А.В. Мартынова” (1947, тушь), “Портрет художника И. Савицкого” (1947, кар.), “Портрет мичмана Ставропольского А.Л.” (1947, соус, сепия), “Портрет художника И. Шеберстова” (1947, кар.), “Портрет старшего лейтенанта Ачкинази А.” (1947, кар.), “Портрет художника Г. Колесова” (1947, автолитография), “За чтением книги” (1947, кар.), “1920 год” (1947, акватинта) иллюстрации к роману И.А. Козлова “В Крымском подполье” (1948, “Клятва”, соус, гуашь, белила), “На задание”, соус, гуашь, ЦМТ).