АКУЛЕНКО, ВАСИЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ

1894 – 1940, Москва. Скульптор, график, живописец, журналист.

Ученик скульптора С. Д. Эрьзя. Жил и работал в Батуми (1922-1923). Летом 1923 года приехал в Крым. Преподавал скульптуру в Симферопольском техникуме изо. Принимал участие в оформлении Крымского павильона на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 в Москве, совместно с Е. М. Марковой выполнил макет татарского хозяйства в Крыму. Автор серии линогравюр “Расстрел рабочих на Ленских приисках”, опубликованных в газете “Красный Крым” (17.04.1924). Состоял в Ахрровской группе симферопольских художников.

В дальнейшем, жил в Благовещенске, являлся сотрудником газеты “Амурская правда” – художник, фотограф, писал под псевдонимом “Юрий Амурский”. Затем переехал в Москву, где сотрудничал с газетой “Гудок” и московскими журналами.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В КРЫМУ. 1920-1941

[ГАРК. Р-3814. Фонд А. И. Полканова. Оп. 1. Д. 90]

(…) В 1921 году в годовщину Парижской коммуны на Симферопольском авиационном заводе “Анатра” была организована театрализованная постановка на эту тему. Были показаны сцены баррикадных боев и расстрела коммунаров. Декоративную часть инсценировки оформляли Болдырев и Акуленко. (…)

 

У ХУДОЖНИКОВ ПЕРЕД ВЫСТАВКОЙ

[“Красный Крым”. 1923. 21 июля]

В коллективе ИЗО идет усиленная подготовка экспонатов к предстоящей всероссийской с. х. и кустарно-промышленной выставке. (…)

Кроме диаграмм, необходимо отметить интересную модель татарского хозяйства в Крыму, исполненную для крымсельсоюза скульпторами В. Акуленко и Е. Марковой. Размером в четыре квадратных аршина, выполненная из папье-маше, воска, гипса и других материалов, окрашенная в тонах крымского пейзажа, модель эта, бесспорно, займет на выставке одно из видных мест в крымском павильоне. Она дает должное представление посетителям выставки об условиях крымского хозяйства во многих его разновидностях: о выжженных солнцем травах на склонах каменных гор, где пасутся стада, о сухой и каменистой почве, на которой растут фруктовые деревья, виноград, табак и овощи, о системе огородничества и т.д.

Конечно, если бы модель была выполнена в значительно большем размере, можно было бы коснуться и значительно больших деталей совершенно мало представив особенности крымского сельского хозяйства. (…)

 

В ТЕХНИКУМЕ ИЗО

[“Красный Крым”. 1923. 30 ноября]

Год тому назад организованная в Симферополе школа ИЗО (Советская 7), учрежденная профобром, переименованная в техникум ИЗО и окончательно включенная в число профессиональных учебных заведений Крыма, 26 и 27 ноября провела экзамены учащихся.

Педагогический совет техникума в составе: проф. Н. С. Самокиша, художн. Х. Н. Скорнякова, Е. М. Марковой, архитектора-художника А. Ю. Тотеша и скульптора В. Г. Акуленко, (…)

 

ТЕХНИКУМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

[“Красный Крым”. 1924. 22 января]

Наш симферопольский техникум изобразительных искусств начал создаваться около года тому назад усилиями коллектива художников в лице профессора Н. С. Самокиша, Тотеш, Скорнякова, Е. М. Марковой и Акуленко.

Ныне уже около полугода он ведет фактическую работу, результаты которой весь Симферополь мог наглядно видеть на закрывшейся ныне выставке ученических работ. (…)

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН

[“Красный Крым”. 1924. 9 марта]

Сегодня в 3 часа дня в помещении “ИЗО” (угол Советской и Пушкинской) открывается выставка картин русских художников, организуемая Крымохрисом.

Выставлены картины Репина, Серова, Сурикова, В. и К. Маковских, Юона, Жуковского, Григорьева, Кончаловского, Кузнецова и др.

Из крымских художников представлены пока Богаевский, Самокиш, Акуленко, Щеглов. В ближайшие дни выставка будет пополнена картинами севастопольских художников. Выставка продлится до 1 апреля.

 

НА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ

[“Красный Крым”. 1924. 15 марта]

В маленьком, неуютном и неприспособленном для подобных целей помещении (Советская 7) открылась в воскресенье 9 марта художественная выставка Крымохриса. Выставка, составленная частью из картин, полученных Крымохрисом из центрального музейного фонда, частью из работ местных художников, невелика размерами, числом экспонатов и небогата выдающимися работами, но зато она чрезвычайно разнообразна (даже, может, слишком пестра для такого небольшого числа картин) и блещет почти всеми крупными именами русской живописи последних десятилетий, начиная от маститых передвижников и кончая экспрессионистами. Из местных (вернее, живущих в Крыму) художников на выставке представлены: (…)

Довольно обильно представлен наш талантливый художник и скульптор т. Акуленко, давший большой портрет Ильича (во весь рост), его же барельеф, ряд очень интересных работ из глины и мрамора (особенно удачна голова учителя Акуленко – известного скульптора “русского Родена” проф. Эрезье), очень интересные авто-портреты и др. (…)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               С. ГАМАЛОВ

 

ПИСЬМО Я. П. Бирзгала к А. И. Полканову (Рига, июль 1962).

(…) В. Акуленко выставил большой портрет Ленина (масло). Владимир Ильич был изображен на прогулке. Был ещё и другой портрет Ленина, сделанный Акуленко, это скульптура в виде барельефа. Акуленко был очень всесторонний мастер – он работал и маслом, и акварелью, занимался скульптурой, резал на линолеуме. Его линогравюры очень часто появлялись на страницах газеты “Красный Крым”. В них отображались как местные, так и международные злободневные события. Были гравюры на историко-революционные темы. Так например, на нашей выставке Акуленко дал несколько линогравюр на тему расстрела рабочих на Лене в 1912 году. На этих гравюрах рядом с инициалами автора были также вырезаны слова – АХРР. Несколько линогравюр из этой серии были напечатаны в газете “Красный Крым”. Если писать о развитии Советского изобразительного искусства в Крыму, то нельзя не упомянуть о линогравюрах В. Акуленко. На выставке был и хороший автопортрет Акуленко. Нужно отметить, что он был и хорошим портретистом. Акуленко был одним из самых активных и деятельных членов нашей ахрровской группы. Когда уехал Болдырев, он был введен членом нашего Оргкомитета. Но он тоже потом уехал из Крыма (…) [ГАРК. Р-3814. Фонд А. И. Полканова. Оп. 1. Д. 417. Л. 84-92].

 

БЮСТ ЛЕНИНА

[“Красный Крым”. 1924. 24 мая]

В недалеком будущем при клубе “Совработник” открывается особая комната В. И. Ленина. С заказом на бюст для этой комнаты правление клуба обратилось к проживающему ныне в Симферополе молодому скульптору В. Г. Акуленко, ученику “Русского Родена” – С. Д. Эрьзя. Тов. Акуленко заказ был принят, и на днях готовый бюст, высеченный из инкерманского камня, уже сдан правлению клуба. Бюст, изображающий Ленина-вождя имеет полтора аршин высоты и весит около 15 пудов. На фоне безотрадной халтуры скульптурного искусства, работа В. Г. Акуленко выгодно отличается серьезным, талантливо-продуманным исполнением. Следует отметить, что в настоящее время в Союзе Республик, кроме Эрьзя и Коненкова, почти совершенно нет скульпторов, работающих на камне.