АБСЕЛЯМОВ, МЕМЕТ АБСЕЛЯМОВИЧ

29.01.1911, Симферополь – 23.02.1988, Кайракум Таджикской ССР. Живописец, пейзаж, натюрморт.

Жил в Симферополе, как профессиональный певец с 1930 работал в Радиокомитете, являлся солистом Крымско-татарского национального хора.

Художественное образование получил в студии Н. С. Самокиша (1928-34), после окончания которой, получил направление в институт искусств Ленинграда, но из-за отсутствия материальных средств не смог продолжить образование. В дальнейшем, работал в т-ве “Крымхудожник”.

Как крымский татарин был депортирован из Крыма. В дальнейшем, с 1945 жил и работал в Таджикистане. Участник выставок в Душанбе с 1947, с 1961 член СХ Таджикской ССР.

 

ПЕРВАЯ ВСЕКРЫМСКАЯ ВЫСТАВКА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ИЗО-ИСКУССТВА. Симферополь:, фойе кино “Юнг-Штурм”, 1934.

ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ-САМОУЧЕК

[Красный Крым. 1934. 21 ноября]

(…) Среди выставленных картин наиболее выделяются произведения художников т.т. Ярмухамедова, Абселямова и Асанова. Первые два из них – живописцы, последний – график. Наиболее сильным из них в отношении живописного мастерства является Абселямов в кисти которого чувствуется уже хорошая художественная школа. (…) В связи с выставкой встает вопрос о специальной учебе талантливых художников-самоучек, как (…) Абселямов, (…).

ИТОГИ ВСЕКРЫМСКОЙ ВЫСТАВКИ ХУДОЖНИКОВ-САМОУЧЕК

[Красный Крым. 1935. 16 апреля]

Жюри всекрымской выставки самодеятельного изо-искусства вынесло решение о премировании лучших экспонатов выставки. (…) Комсомольца Мамета Абселямова (Симферополь) (…) постановлено командировать на учебу в изо-техникум.

А. ГЛАГОЛЕВ. ИСКУССТВО КРЫМА

[Искусство. – 1935. – №2. – Стр. 97-102]

(…) Среди остальных живописных вещей выставки привлекают внимание (…) ярко декоративные пейзажи вокалиста национального хора комсомольца Абселямова (…)

 

ВТОРАЯ ВСЕКРЫМСКАЯ ВЫСТАВКА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ИЗО-ИСКУССТВА, ПОСВЯЩЕННАЯ 15-ЛЕТИЮ СОВЕТИЗАЦИИ КРЫМА. Симферополь: 14.11-01.12.1935.

НАВСТРЕЧУ 15-ЛЕТИЮ СОВЕТИЗАЦИИ КРЫМА

[Красный Крым. 1935. 21 октября]

К открывающейся в дни 15-летия советизации Крыма выставке самодеятельного искусства получено несколько новые картин. (…) Тов. Абселямов написал картину “Колхозницы ударных полей”. (…)

[Красный Крым. 1935. 1 ноября] 145 КАРТИН ХУДОЖНИКОВ-САМОУЧЕК. Дом самодеятельного искусства при Наркомпросе Крыма получил 145 картин и этюдов ко второй всекрымской выставке работ художников-самоучек. (…) Абселямов – 11 (…)

ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

[Красный Крым. 1935. 26 декабря]

(…) Несомненно, даровит т. Абселямов, который уже начал учиться под руководством академика Н. С. Самокиша. Отличительной чертой его картин является яркий, сочный колорит. Абселямов отлично чувствует крымское солнце и воздух. (…)

ПОЛКАНОВ А. ОЧЕРКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КРЫМА

[Литература и искусство Крыма. – 1936. – №2. – Стр. 144-149]

(…) Второе место по праву принадлежит Абселямову. (…) Творчество Абселямова исключительно полнокровное и радостное. Его полотна из колхозной жизни всем своим ярким колоритом, красочностью фигур и смеющимися лицами громко говорит о том, что крымские колхозники стали уже зажиточными, что “жить стало лучше, жить стало веселее”. Абселямов отлично чувствует и передает крымскую природу с её необыкновенно ярким солнцем, глубоким небом, многоплановыми синими далями. (…)

 

ВТОРАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ВЫСТАВКА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. Москва: 1936.

НА ВЫСТАВКУ В МОСКВУ

[Красный Крым. 1936. 12 марта]

(…) Из картин на всесоюзную выставку посланы: (…) этюд “Колхозницы-ударницы” и картина “Девушки за чтением” – Абселямова (артиста Крымрадиокомитета) (…). В газете помещена репродукция – Картина художника-самоучки артиста Крымрадиокомитета тов. Абселямова “Колхозницы-ударницы”, послана на всесоюзную выставку художественной самодеятельности в Москве.

КРЫМСКИЕ ХУДОЖНИКИ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ ВЫСТАВКЕ

НАРОДНОГО ИСКУССТВА

[Красный Крым. 1936. 15 октября]

(…) Третью всероссийскую премию получил также крымский художник тов. Абселямов (Симферополь). Его этюд “Колхозницы-ударницы” признан одним из лучших по красочности и мастерству. Работы т. т. Ярмухамедова и Абселямова приобретены Московским музеем народного творчества.

 

ТРЕТЬЯ ВСЕКРЫМСКАЯ ВЫСТАВКА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ИЗО-ИСКУССТВА. Симферополь: 1937.

[Маяк Коммуны. 1937. 27 июля]

В СИМФЕРОПОЛЕ закрылась 3я Всекрымская выставка начинающих художников и скульпторов. Жюри отобрало 156 работ на Всесоюзную выставку в Москву. Жюри присудило (…). Вторые премии присуждены Абселямову (несколько этюдов и картина “Чабан”), (…)

 

ВЫСТАВКА ЭТЮДОВ И ЭСКИЗОВ КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ. Симферопольская картинная галерея, 1938.

ВЫСТАВКА ЭТЮДОВ И ЭСКИЗОВ КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ

[Красный Крым. 1938. 29 декабря]

В симферопольской картинной галерее открылась выставка этюдов и эскизов крымских художников. На выставке представлены 136 работ 90 художников Крыма. В их числе выставлены работы (…) молодых художников: (…) Абселямова (…)

 

ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ ХУДОЖНИКОВ КРЫМА К ЮБИЛЕЮ 60-ЛЕТИЯ И. В. СТАЛИНА. Симферопольская картинная галерея, 20.12.1939 (МАКЕТ КАТАЛОГА: АБСЕЛЯМОВ МАМЕТ. “Проработка проекта Сталинской Конституции”. М., х. 185х125).

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ХХ-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА ОТ БЕЛОГВАРДЕЙЦЕВ. 1920-1940. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА. Симферополь, Крымский драматический театр им. Горького, 05.11.1940 (КАТАЛОГ: АБСЕЛЯМОВ МЕМЕТ АБСЯЛЯМОВИЧ (г. Симферополь). Родился в 1911 году в гор. Симферополе. Участвовал своими работами в ряде крымских выставок. №1. “Рабочий уголок в Алуште”. М. Х. Размер 90х70. №2-4. Этюды. М. Х.).